Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Об общественных шедеврах

Францию захлестнула мода делать взносы на приобретение музеями известных полотен
27 декабря, 09:56
ЭТИ ФИГУРЫ ИЗ СКУЛЬПТУРНОЙ ГРУППЫ «СНЯТИЕ С КРЕСТА», СОЗДАННЫЕ В ПАРИЖЕ ОКОЛО 1270—1280 гг., НЫНЕ ХРАНЯТСЯ В ЛУВРЕ. ЕЩЕ ДВЕ ФИГУРКИ ИЗ КОМПОЗИЦИИ — СВЯТОГО ИОАННА И АЛЛЕГОРИЮ СИНАГОГИ, СЧИТАВШИЕСЯ НАВСЕГДА УТРАЧЕННЫМИ, НАШЛИСЬ В ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ. СЕЙЧАС ФРАНЦУЗЫ ВСЕ ВМЕСТЕ СОБИРАЮТ ДЕНЬГИ, ЧТОБЫ ВЫКУПИТЬ ИХ И ПЕРЕДАТЬ ЛУВРУ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Вы когда-то принимали участие в приобретении шедевра? «Мы что  — миллионеры?» — скажете вы и махнете на меня рукой. Знаю, что нет, но французам это ничуть не мешает. Мода делать взносы на приобретение музеями известных полотен захватила не только Париж, но и провинции. Первенство в этом деле принадлежало, как и следовало ожидать, Лувру. Именно он отличился тем, что в прошлом году приобрел картину Лукаса Кранаха Старшего «Три грации» силами своих почитателей. Произведение, известное ранее только нескольким знатокам, должно было выйти на торги в начале 2011           года. Его стоимость — четыре миллиона евро.

По французским законам, Лувру была предоставлена возможность приобрести картину до того, как ее выставят на аукцион. На это ему отводили несколько месяцев. Три миллиона нашлись почти сразу: часть поступила из бюджета музея (фонд для новых приобретений), остальное — от международной аудиторской и консалтинговой компании. На миллион, которого недоставало, спонсоров не нашлось.

Так родилась идея попросить помощи у миллионов посетителей, которые приходят в музей ежегодно. Поэтому призывы посодействовать в приобретении шедевра разместили в метро, на улицах, на фасаде Лувра. Об этом сообщали на радио и в печати. Взнос можно было сделать через сайт музея до 31 января 2010 года. Но уже в конце декабря 2010-го необходимая сумма была собрана — силами 7200 частных лиц и десятка предприятий. Как свидетельствует публикация в Le Figaro, пожертвования составляли от 1 до 40 000 евро, то есть 150 евро в среднем.

Сегодня шедевром, созданным в 1531 году, могут наслаждаться все без исключения посетители Лувра. Он расположен среди других произведений Северного Возрождения. А все благодаря неравнодушию любителей искусства, в том числе тех, кто пожертвовал на приобретение картины один евро. Таким образом они сохранили произведение для народа, не позволив ему перейти из одних частных рук в другие.

Во время инаугурации «Трех граций» в Лувре директор музея Анри Луаре вспомнил один из комментариев, добавленных на сайте пожертвований: «Одна бабушка, — рассказал он, — написала: «Я жертвую деньги на эту картину, чтобы мои внуки тоже могли на нее посмотреть». Видео, сделанное на праздничном предварительном показе, организованном специально для меценатов, впечатляет до слез. Люди рассказывают, почему именно они решили принять участие: «Это подарок моего дедушки мне на день рождения»; «Я посчитал: мне принадлежат 2,5 миллиметра квадратного картины. Это радует»; «Я мало знаю о Кранахе, но я хотел сохранить произведение для Франции»; «Понравилась идея приобщиться к акции, чтобы потом из этого получили пользу другие». А сколько еще прекрасных личных историй осталось за кадром!

Сегодня Лувр объявил о новой кампании для потенциальных меценатов: приобретение двух недавно найденных готических скульптурок из слоновой кости, созданных в Париже около 1270   — 1280 гг. Эти хрупкие творения должны дополнить скульптурную группу «Снятие с креста», которая уже выставлена в музее. По словам кураторов, они давно оставили надежду найти эти фигурки, однако их неожиданное появление на рынке позволяет надеяться: скульптурная «семья» будет воссоединена, гармония — восстановлена! Пожертвования принимаются на сайте музея. Минимум все такой же, поэтому можете присоединиться и вы.

Выбор, который предстал перед французскими меценатами-любителями, расширяется с каждым днем. Французская национальная библиотека предлагает помочь ей в приобретении «Часослова Жанны Французской» — иллюстрированного манускрипта 1452 года. А для любителей посодействовать непарижским музеям — кампания по приобретению полотна Жана Огюста Доминика Энгра «Аретино и посланец от Карла V Габсбурга» Лионским музеем искусств.

Разве подобный опыт солидарности для такой цели не достоин подражания? Надеюсь, что когда-то и у нас такое станет возможным, и я, как и вы, смогу собственноручно принять участие в сохранении шедевра — чтобы все наслаждались прекрасным.

СПРАВКА «Дня»

Ольга КУРОВЕЦ — студентка второго года исследовательской магистерской программы в Ecole du Louvre (Луврская школа), Париж. Учеба Ольги в легендарном университете только что началась — до этого девушка изучала музееведение в университете города Ньошатель, Швейцария, а перед тем закончила факультет культурологии в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». Ольга пишет о своей учебе за рубежом в частности и о европейском образовании вообще. О буднях украинской студентки в Париже и об искусстве — французском и украинском, читайте в «Дне» (№192 от 24          октября 2012 г., №199-200 от 2            ноября 2012 г., №207 от 14 ноября 2012   г., №214 от 23 ноября 2012г. и №234 за 21 декабря 2012 г.).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать