Об «удивительной человечности»
Что увидел на Донбассе фотограф из Франции Юрий Билак в нескольких километрах от линии фронтаФранцузский фотограф украинского происхождения Юрий Билак на Пасху побывал в зоне проведения АТО. По приезде домой в соцсетях опубликовал фото, которое мгновенно разлетелось по интернету. Каждый, бросив взгляд на снимок, сразу отмечает: «Это же «Тайная вечеря». И в этом — великий символизм и сила этого кадра.
Юрий Билак отправился на восток вместе со священником Сергеем Дмитриевым (на этом фото он по центру, на месте Христа). Именно священник предложил фотографу приобщиться к фронтовой Пасхе. «Я назван неформальным капелланом 1-го батальон 30-й отдельной механизированной бригады. И это моя вторая Пасха в этом батальоне. Первая Пасха была еще на Херсонщине, а эта уже — в Донецкой области. Многих из этих ребят я знаю уже более года, они мне очень дороги, — рассказывает отец Сергей Дмитриев. — Там, на войне, ребята стали серьезнее, более осмысленными в своей вере, по отношению к своим близким. Они молились за свои семьи, за погибших товарищей...».
Священник отслужил на востоке четыре Пасхальных службы. А еще — привез военным 1200 пасхальных яиц, которые всю ночь красили волонтеры, 600 пасок, матрасы, шоколад, кофе и др. «Для меня важно было быть с теми, с кем я был на прошлую Пасху, что я с ними и, пока у меня есть силы, буду поддерживать их», — делится священник.
Он добавляет, что на Пасху всегда приглашает с собой фотографа, чтобы потом сделать для каждого из бойцов фотоальбом. Зафиксировать положительные моменты, которые есть на войне, — важно, подчеркивает священнослужитель.
«ЭТОТ КАДР САМ ПРИШЕЛ КО МНЕ»
«Эта фотография была сделана во время Пасхи в Донецкой области, в нескольких километрах от передовой. Я там пробыл неделю. Мы жилы в медпункте. Это был шанс ближе пообщаться с бойцами, познакомиться с ними. На фото в центре — отец Сергей Дмитриев. Именно он предложил мне вместе с ним поехать в зону проведения АТО, — рассказывает «Дню» Юрий Билак. — На Пасху он отправил службу для бойцов, и, когда после службы Божьей военные стали у стола, я увидел этот кадр. Я сам как фотограф очень люблю живопись, и я всегда пытаюсь, когда делаю фотографии, находить аналогии с живописью. И в тот момент, когда я увидел этих военных у стола и священника посередине, — этот кадр сам пришел ко мне. Я не воплощал какую-то свою идею, я просто зафиксировал момент».
Юрий рассказывает, что, когда делал это фото, мысленно держал картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». «Там 12 апостолов плюс Иисус. Когда я выложил в интернет эту фотографию, очень многие люди написали мне: «А кто здесь Иуда?» Я из диаспоры, я вырос и живу во Франции, моя украинская культура смешана с европейской культурой. Когда изображается эта «Тайная вечеря», то это 12 апостолов и Иисус. А вы, чтобы не изображать Иуду, изображаете 11 человек и Иисуса. Так же я сделал и на этой фотографии: чтобы никого не оскорбить из военных, на моем фото — 11 бойцов и священник. Есть еще один вариант фото — для европейской аудитории — там я добавил еще одного военного».
«Я не претендую на роль Христа, а бойцы — на роль апостолов. Ведь любая Тайная вечеря — это подражание. У нас была своя Тайная вечеря. У нас есть свои тайны, свои воспоминания, свои просьбы к Богу. И для наших военнослужащих Церковь, а под ней вы понимаем любовь, просто любовь, присутствует на передовой всегда. Каждый из них молится по-своему, относится к разным христианским конфессиям, возможно, в мирной жизни не ходит еженедельно в храм, но любовь к Богу через эту любовь к людям в них присутствует. Наша армия отличается высокой моралью и любовью к людям. Это не каратели и не убийцы...», — рассказывает «Дню» отец Сергей Дмитриев.
Он добавляет, что любая вечеря — это особое событие. «Человек всегда выбирает, с кем сесть за стол. Для меня было большой честью, что меня посадили по центру», — подводит итог отец Сергей Дмитриев.
«Я ФОТОГРАФИРУЮ НЕ СОБЫТИЕ, А ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ В НЕМ УЧАСТИЕ»
«Здесь возле священника сидит Сергей Собко, подполковник Вооруженных сил Украины, который недавно получил награду «Герой Украины» из рук Президента. Слева сидят четверо медиков. С ними я жил и общался в течение нескольких дней. Справа — военные, — рассказывает Юрий Билак. — Отец Сергей родился в России. Приехал в Киев учиться в православной семинарии Московского патриархата. Не так давно он перешел вместе с приходом в Киевский патриархат. На этой фотографии он по центру, и лично для меня это такой символ объединения Востока и Запада. Это очень сильный символ и очень сильный кадр».
Фотограф рассказывает, что в случае с этой фотографией он был всего лишь свидетелем, успевшим зафиксировать момент. «Преимущественно, когда я делаю художественные кадры, я не использую этот фотоаппарат, которым сделан снимок. Он не такой качественный. Необходимый на то время широкоформатный фотоаппарат был в машине. Я увидел этот кадр и подумал — бежать за той камерой, или сделать его уже этой? Была такая спокойная атмосфера, все было таким естественным. И я боялся, что пока буду бегать за камерой, атмосфера исчезнет. Поэтому я сделал кадр этим фотоаппаратом, чтобы не потерять момент», — смеется Юрий.
Это не единственная фотография Юрия Билака с украинскими военными, имеющая аллюзии на произведения искусства. «В другом помещении я сделал фото по аналогии к картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Я попросил бойцов сесть за стол и написать письмо Владимиру Путину. И я не только заснял, я еще и записал на телефон звук. Это было очень интересно. Слова, конечно, были жесткие, грубые, но как эти ребята смеялись вместе!», — рассказывает он. — Я много снимаю и жанра, и репортажей, но всегда пробую находить какой-то художественный подход, мне это интересно. Я фотографирую не событие, — я портретист, — а людей, которые принимают участие в событии. Мне важно, чтобы было время познакомиться с людьми, пообщаться. Чтобы они мне доверяли, и чтобы они, по сути, подарили мне кадр, который я буду снимать. Так же, как получилось с «Тайной вечерей». Это военные подарили мне этот кадр».
«Я ИЩУ СВИДЕТЕЛЕЙ ИСТОРИИ»
«Это был мой третий раз в зоне АТО, — продолжает фотограф, — Но это первый раз, когда я имел возможность пожить с бойцами, спать там, где спят они, есть ту еду, которую ежедневно едят они. Я не был в окопах на передовой, я был неподалеку от нее, но не на самой линии фронта. Я хотел чувствовать атмосферу. Мы слышали обстрелы и взрывы, и в это время я видел, как украинские военные переключаются на совсем другой режим. И это я хотел показать через свои снимки. Почему меня заинтересовала война? Мой отец — военный, во Второй мировой войне он потерял ногу. И сейчас он часто рассказывает об этом, ему тогда было 17 лет. Что он тогда чувствовал?
Я посещал военные госпитали в Киеве и общался с бойцами. Там я увидел молодого бойца без одной ноги — такого же, каким когда-то был мой отец. Я чувствовал себя в машине времени. Как будто попал в два разных часовых промежутка — то время, когда мой отец так же лежал на больничной койке, и это, где молодой украинец лежит в госпитале. Это для меня был очень сильный момент. И это то, что я ищу, когда еду в АТО — такие моменты. Людей, являющихся свидетелями Истории.
«Во Франции уже почти не говорят о войне на востоке Украины, — рассказывает Юрий Билак. — Здесь происходят свои события, терроризм. Когда не льется кровь, люди очень быстро все забывают. Но я бы сказал, что менталитет французов изменился. Раньше было очень сильное влияние российской пропаганды, но сейчас ситуация переломилась. Французские журналисты в Москве нашли людей, которые получают средства за то, что пишут в соцсетях пропаганду. Сделали интервью с одной женщиной, в котором она рассказала, как несколько месяцев работала для Кремля. Французы это прочитали, и что-то изменилось в их восприятии конфликта на востоке Украины. Они поняли, что есть пропаганда и что они попадают под ее влияние.
Я пробую создавать искусство, которое осталось бы не только на год-два, а чтобы следующие поколения, увидев эти снимки, узнали и почувствовали, как это было. Мы во Франции отмечаем годовщину Первой мировой войны. Есть много фотографий тех времен, но очень мало снимков, того, как жили военные не во время боя, а в их ежедневной жизни на войне. И очень интересно и важно видеть не только события войны, но и жизни этих людей. Я надеюсь, что когда-то будет выпущена книжка с этими работами, которые я сейчас делаю. Мне важно, чтобы дети и внуки этих военных увидели, как их предки жили и принимали участие в этих событиях».
Юрий Билак известен у нас еще со времен своего первого проекта — серии фотографий «Украинцы». Снимал Юрий и людей, которые принимали участие в Революции Достоинства. А теперь — все чаще ездит на восток, чтобы сделать снимки тех, кто сегодня защищает целостность Украины. Это первая война, которую фотографу пришлось снимать. И эта война открыла ему кое-что важное.
«Первая моя поездка в зону АТО была достаточно быстрой и короткой. Я был в Артемовске, в Славянске, Краматорске, был на трассе, которая ведет к Дебальцево, — рассказывает Юрий. — Я никогда не фотографировал войну, никогда не работал в такой обстановке. Я был поражен атмосферой. Для меня армия — это что-то абстрактное. А здесь я увидел, что армия — это солдаты. И каждый из них — это жизнь, мысли, привычки, это мечты, это семья... Когда я приехал, то начал общаться с военными. Была зима, были морозы, мы разожгли буржуйку, сели вокруг нее разговаривать. Шутили... Это было открытием для меня. Я увидел и почувствовал эту удивительную человечность...»
СПРАВКА «Дня»
Юрий БИЛАК родился во Франции в 1961 году в семье украинских эмигрантов. Юрий начал свою карьеру как стоматолог, а продолжил ее как танцор в украинском танцевальном ансамбле в Канаде и США.
С 1986 по 1989 год гастролирует по Европе с театральной труппой Жерома Савари. Позже работает режиссером театральных постановок. Увлекаясь фотографией, начинает профессионально ею заниматься.
В 2004 году делает этнографический репортаж в Украине, на родине своих предков. В течение трех лет путешествует по стране и фотографирует людей.
Так появилась его известная серия «Украинцы». Снимал Евромайдан, сейчас работает над темой войны на востоке Украины.
Выпуск газеты №:
№75, (2015)Section
Общество