Об управлении массами и... «острове» интеллигентов
Как в условиях современного предвыборного «фона» сохранить психологическую стойкость — рекомендации Ольги МОРОДЕЦКОЙ
Во все времена борьба за власть, в частности политическую, осуществлялась за использование определенных технологий. И, как показывает исторический опыт, побеждал тот, кто применил новейшие, необычные, нестандартные методы и приемы, потому что они работали как «вау-эффект». Политические баталии в Украине давно напитывались манипулятивными технологиями, а нынешняя президентская кампания вообще превратилась в шоу, которое призвано ежедневно кормить «халвой» украинского избирателя. Главная цель виртуального «сериала» — проникнуть в подсознание и изменить мысли искусственным контекстом, который якобы является «самостоятельным» выводом, а в действительности выгодный манипулятору. Чтобы не хвататься от экрана телевизора за валерьянку, не срываться на родных и не перессориться с друзьями в Facebook, нужно крепить свои психологические «тылы», советует опытный психолог, член Украинского союза психотерапевтов Ольга МОРОДЕЦКАЯ, потому что лишь тот человек, который понимает, что ним манипулируют, может противостоять процессу зомбирования.
— Признак психологического здоровья — это возможность пережить то, что с нами происходит, и оставаться эмоционально стойкими, с адекватной реакцией и пониманием событий вокруг. Для того чтобы человеку становилось лучше, эмоции должны отреагировать. То есть то, что мы сейчас наблюдаем в обществе, и есть реакция на события, которые происходят в Украине. И хорошо, что эмоции выходят «наружу». Другое дело, что это происходит неконструктивным способом, когда люди кричат друг на друга, ругаются в социальных сетях, транспорте — это канализация негативных эмоций. А если уж применять крикотерапию, то более конструктивно «сжигать» свои эмоции, можно песнями в караоке или в компании с друзьями, играя в командные игровые виды спорта, можно пойти в лес и там бегать и орать. То есть эмоции должны выходить, но не вредить ни вам, ни другим.
Ситуация, которую мы имеем в настоящее время, — это результат того, что происходило на протяжении последних пяти или даже 20 лет. Не знаю, специально или непроизвольно в Украине формировалось манипулятивное влияние на управление массами, причем все делалось для того, чтобы снижать интеллектуально— культурный уровень общества. Сейчас уже дошли до того, что 80-90% информационного контента имеет развлекательное содержание, что не дает возможности человеку думать, анализировать, осознавать. Общекультурный уровень стал «плинтусным». Людям не к чему тянуться, напрягать ум. А мозг нужно тренировать, как мышцы, иначе человек деградирует. Только когда мозгу трудно, мы развиваемся. И чем больше деградирует общество в целом, тем легче им манипулировать, что собственно и происходит.
Хотя среди украинцев есть много успешных, талантливых людей, которые что-то изобретают, открывают, разрабатывают, но эти вкрапления маленьких историй успеха почти незаметны в сплошном информационном пространстве. Зато много историй маргинальных. И получается так, что украинцу не с кем себя идентифицировать. Он не видит красивых, хороших, достойных, успешных, интеллигентных людей. Из-за этого сбивается с пути. Обвинять его в этом нельзя. Здесь, скорее, не дорабатывают государственные институции, которые до сих пор не создали образ успешного украинца, на которого хотелось бы быть похожим.
«УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК КАЖДЫЙ РАЗ СОМНЕВАЕТСЯ, А НЕ ОЧЕНЬ УМНЫЙ ПЕРЕОЦЕНИВАЕТ СВОИ СПОСОБНОСТИ»
— То есть не хватает авторитетов?
— Да, хотя интеллигентных и высокоинтеллектуальных людей в Украине хватает, но они как на острове. Они молчат, потому что интеллигентность — это сдержанность. Элита никогда не будет действовать кулаками или локтями, потому эти люди будто чувствуют себя в стране, а будто и не в ней. Им присущ эффект Даннинга-Крюгера, когда умный человек каждый раз сомневается в себе, хотя имеет достаточно компетенций, а не очень умный переоценивает свои способности, потому что не видит свои минусы, и все время «лезет на голову». Чтобы лучше объяснить, приведу пример: в одном университете собрали в аудитории профессоров, преподавателей и студентов. После короткой речи им предложили развязать суперсложную задачу, предупредив, что это задание не всем по силам, потому если кто-то сомневается, то может покинуть аудиторию. Как вы думаете, кто остался в аудитории? Студенты! Они не сомневались, что смогут. А те, кто действительно смог бы, — не осмелились. Так же происходит сейчас и у нас: те, кто сможет, — не идут в политику, а профаны не только переоценивают свою компетентность, но и демонстрируют неспособность адекватно оценить специалистов с высоким уровнем квалификации в той или другой сфере деятельности. Нам действительно недостает авторитетов, которые не осмеливаются в данный момент заговорить. Хотя их голос (для меня лично, например, Лины Костенко) мог бы являться определяющим.
К сожалению, «совковая» психология несколько десятилетий навеивала то, что человек — средство для достижения целей. Но в европейских странах считается, что нездоровый человек — невоспитанный, потому что он к себе плохо относится, не заботится о себе. Время сформировать стойкую нейроновую связь — привычку, что мы сами себя должны беречь — потому что мы — самоценность, это и будет надежный тыл
Кроме этого, украинской политике присущ гибрис-синдром — это профдеформация людей при власти, когда они начинают властью наслаждаться, им кажется, что они вторые после Бога, принимают самые лучшие решения, могут абсолютно все. И самое главное , что их окружение усиливает эту мысль, говорит: «ты гениален», «наилучший», то есть усиливают его, нарциссизм, самооценку. А затем, когда жизнь возвращает этого человека на землю, он осознает, что делал не то, чего от него ожидали. Наши политики имеют колоссальный отрыв от реальности, они — как на другой планете. Плюс — люди верят их обещаниям, а не проверяют их в действии. И этот люфт между обещаниями и действиями — каждый раз увеличивается. Здесь уместно было бы напомнить фразу: «Не говори мне о любви, покажи мне любовь». Мы хотим, наконец, попробовать, а не просто слушать ежедневно о «халве». Поэтому каждый раз после эйфории наступает разочарование и разочарование — и так по кругу.
«МЫ ИЗ ПОЛИТИКИ ДЕЛАЕМ ТЕАТР, И ЛОГИЧНО, ЧТО К НЕМУ ПРИСОЕДИНИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН АКТЕР»
— В нынешней кампании кандидаты используют не просто обещания и лозунги, а виртуальную реальность, то есть общаются с избирателем через экран. К чему это может привести?
— Выигрывает не кандидат, а технология, потому что борьба идет не между претендентами на пост главы государства, а между политтехнологиями. Выборы переходят в формат шоу. Хотя шоу зашло в политику давно (далеко не в канун этих выборов). И когда мы смотрим, как выступают политики, как они проявят свои артистические, ораторские способности, позы, жесты — это напоминает театр, причем с бутафорией — вилами, коровой, ведрами с землей. Мы из политики делаем театр, и логично, что к нему присоединился еще один актер. Это результат, и не диковина — вот прилетел космонавт! Сцена под театральную постановку формировалась давно, просто не все это видели или не хотели видеть.
И меня не удивляет, что во всех этих процессах используются технологии управления массами, где одну из ключевых ролей играет манипуляция управления страхом. Это одна из самых сильных форм, потому что при запугивании страхом сразу возникает паника, а в панике человек может сделать то, что нужно манипулятору. Страхом легко управлять и этим эффективно пользуются «банковские» мошенники, требуя деньги, например. Сначала запугивают — потом управляют. То же мы замечаем в политике — «Будет хаос!», «Украину продадут!», «Придет Путин!». Пик зависит от моральных качеств кандидата. От того, на что он готов пойти, чтобы достичь поставленных целей.
«ГЛАВНОЕ — ЗНАТЬ, ЧТО ВАМИ МАНИПУЛИРУЮТ»
— Можно ли этому противостоять? Как сформировать надежный «тыл»?
— Главное — знать, что вами манипулируют. Отсутствие информации создает тревожную атмосферу. Чем больше информации, тем тревога снижается. Когда человек знает, что будет, как, когда, каким образом, тем спокойнее и увереннее он будет чувствовать себя. Чем меньше будет знать, тем больше фантазировать. И каждый по-своему представляет, как могут развиваться события, в зависимости от того бекграунда, который он имеет.
В первую очередь, украинцам нужно успокоиться и не паниковать. Человек в эмоциях не может критически мыслить и адекватно реагировать на ситуацию. Стоит больше сосредоточивать внимание на том, что вы можете контролировать — в семье, на работе, в своем доме, коллективе. Вы не можете дотянуться до президента, но вы можете действовать на месте, делать то, что вам по силам.
А для психологического здоровья нужно выполнять простые вещи. Когда эмоций чрезмерно, сжигайте их физической активностью: труд, спорт, танцы, ходьба. Потом пополняйте источники во время релакса — на природе (она дорога нам тем, что при контакте мы включаем все органы чувств: глаза видят красивое, нос чувствует запах, уши слышат соловья). Не забывайте о хобби, арт-терапии, которая уравновешивает нервную систему, и пет-терапии — домашних любимцах. Возьмите себе за правило 8 раз обниматься с самыми родными — тактильный контакт очень важен. Доказано: если вы обнимаете своих детей, они растут гармоничными и нервно стойкими.
К сожалению, «совковая» психология несколько десятилетий навеивала то, что человек — средство для достижения целей. Но в европейских странах считается, что нездоровый человек — невоспитанный, потому что он к себе плохо относится, не заботится о себе. Время сформировать стойкую нейроновую связь — привычку, что мы сами себя должны беречь — потому что мы — самоценность, это и будет надежный тыл.
«ПРОВЕРЯТЬ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НЕОБХОДИМО ВСЕХ»
— На ваш взгляд, нужен ли в Украине закон о психологическом здоровье?
— Над этим бьюсь и об этом мечтаю уже много лет. Я имею опыт работы в правоохранительных органах, не раз оценивала возможности ребят для работы в спецподразделениях. И скажу вам, что проверять на психологическое здоровье необходимо всех. Нет людей, которые не подходят. Есть люди, которые не могут работать на определенной работе, в частности и в политике, и во властных институциях. Должны быть определенные профессиональные способности, моральные навыки и мотивация. Но у нас о психологии и психологическом здоровье думают в последнюю очередь. Яркий пример этого — наши бойцы АТО (в настоящее время ООС), о психологическом здоровье которых вспомнили уже тогда, когда они получили посттравматический синдром, а не до того, как отправлять их на войну.
Выпуск газеты №:
№65, (2019)Section
Общество