Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Образование нужно начинать с самого рождения»

Донецкий историк Виктор УРБАН — о состоянии украинской науки, демократии и социальных преобразованиях
15 сентября, 20:17
ФОТО ИЗ АРХИВА В. УРБАНА

Задумываясь о том, куда деваются украинские умы и как привести образование в порядок, зачастую находишь ответы в самых немыслимых местах. Именно в этом состоит задача «Дня» — открывать новые таланты, выносить на поверхность утаенное и затерянное. Такой находкой является Виктор Войтекович УРБАН — донецкий историк, участник археологических раскопок Скифского кургана; автор книг «Кочевники Восточной Европы», «Кочевники евразийских степей», «Заметки о роли России в судьбе покоренных ею народов», «Судьба народов ашкенази в Российской империи»; победитель конкурса «Книга-Донбасса-2009» и лауреат конкурса «Книга Донбасса-2011». Его исторические труды находятся в библиотеках крупных европейских университетов, а также в библиотеке Конгресса США. В свое время он работал в Бердянском краеведческом музее, Донецком областном краеведческом музее, Ясиноватском строительном техникуме, 20 лет проработал в шахтах Макеевки и Донецка, сейчас работает ночным сторожем.

На презентации его четвертой книги «Судьба народов ашкенази в Российской империи» о нем сказали: «Несмотря на то, что вы пишете на русском языке, в душе вы украинец». Но в первую очередь Виктор Войтекович — квалифицированный историк, потому как все свои книги он пишет, основываясь на многочисленных исследованиях историков, философов, писателей. О себе же он говорит: «Есть люди, которые кричат на площадях, а я кричу на бумаге».

— Как получилось так, что историк по образованию стал шахтером, а теперь еще и ночным сторожем?

— В жизни случается иногда, когда приходится работать не по специальности... Я участвовал в археологических раскопках и провалился в грабительский ход — так я оказался в шахте.

— Ваши работы находятся в различных европейских университетах. Есть ли они в Украине?

— Первая книга «Кочевники Восточной Европы» была издана Донецким национальным университетом в 2001 году. Тираж этой книги был небольшим — всего 130 экз. Остальные книги вышли тиражом 100 экз. Первую книгу можно найти в университетских библиотеках Донецка, Киева, библиотеках Ялты, Одессы. Полный комплект работ находится в Мюнхене. У меня были попытки переиздать книги еще раз, но пока они тщетны. Сейчас я работаю над продолжением «Заметок...».

— Особенность ваших книг — это язык, на котором они написаны. В них много сравнений, цитат из литературы. Даже разделы в вашей первой книге названы действиями, в чем усматривается параллель с театром.

— Дело в том, что я, кроме исторической литературы, изучаю большое количество художественных произведений. К тому же история человека, народа, государства — это всегда действие.

— В этом году вы стали лауреатом «Книга Донбасса-2011». Но при этом все свои книги вы издаете за собственный счет. В чем причина? Почему у нас наука занимает одно из последних мест в гуманитарной политике страны?

— Это говорит об отсутствии гуманитарной программы и об отсутствии качественного образования в целом. Я считаю, что образование должно быть академическим. Начинать нужно с детских садов. И это не должны быть люди, которые сейчас занимаются воспитанием наших детей, должны быть привлечены только лучшие кадры. А сейчас в школах могут преподавать даже те, кто в принципе не любит детей и не обладает нужным талантом и знаниями. Конечно, профессиональные кадры нужно привлекать с помощью достойной заработной платы, иначе они не пойдут. Образование стоит больших денег, а деньги у нас в науку не вкладываются, потому что считается, что она больших денег не принесет. Ценности поменялись: верность, дружба, ум, знание — все отошло на десятый план, уступив место кошельку.

— На каком уровне находится наука в Донецке?

— В Донецке более развиты технические науки и медицина. Гуманитарным наукам не уделяется должного внимания.

— Вы занимаетесь изучением жизни и быта кочевников. Можно ли сказать, что всю свою историю украинцы кочевали с Запада на Восток, с Востока на Запад? Почему так происходило, что им мешало остановиться и осесть на родных землях?

— История — это такая наука, которая зачастую освещается однобоко, как выгодно той или иной власти. А она многогранна и разнообразна. Те земли, на которых мы с вами живем, изначально были просто степями, где проживали славяне, скифы, печенеги, половцы, тюрки. Это при правлении Екатерины II они стали южнорусскими. Некоторые историки считают, что это свидетельствует о нашей принадлежности к России. Но наша история начинается задолго до образования России. У нас очень много осталось от кочевников, начиная с лингвистики и заканчивая обыденными вещами, традициями и обычаями. Город Бердичев, например, до недавнего времени назывался Берендичев. В характере украинца с одной стороны —тюркская и персидская степная удаль, а каждый степняк — воин. Но с другой стороны, в нашем характере есть желание спокойствия и мира. Ведь те племена, которые оседали на наших землях, не приходили сюда воевать и властвовать. Это были старые этносы, которые приходили умирать. Но нельзя сказать, что старые народы вымирают, они ассимилируются с более молодыми народностями. Все в истории происходило в условиях ассимиляции и потребности утолить свою внутреннюю жажду в вопросах войны, веры. Когда Богдан Хмельницкий задумал строить церковь в Субботове, он разобрал две тюркские мечети.

Общество, так же как и человек, проходит этапы от рождения и до угасания: детство, юность, зрелость и старость. В юности и зрелости народы более агрессивны. Именно этим обуславливается их воинственность. Украинцы на сегодняшний день — это старинный этнос, в котором большинство «гречкосії», а не казаки. Российский этнос более поздний, он зародился в районе 1300 года. В его характере можно наблюдать агрессию и желание ставить перед собой сверхзадачи. Таким народам характерна обособленность, которая проявляется не только в политике, но и в религии. Церковь Московского патриархата обособлена, она имеет мало общего с реальной православной религией. Поэтому мы можем наблюдать агрессию со стороны МП по отношению к украинской, грузинской, армянской церквям.

— Вы сказали, что украинцы находятся на стадии старения. Наша следующая стадия — смерть?

— Следующая стадия — возрождение, возможно и через ассимиляцию с другими народами. Конец и вновь начало. Все возникает из хаоса. Ничего постоянного и ничего неизменного нет.

— Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби говорил о Грузии времен Российской империи: «Мы потеряли любовь к свободе, к Родине, к государству. И я не знаю, сможем ли мы вернуть то, что потеряли». На сегодняшний день можно сказать, что Грузия смогла обрести вновь эти качества. А Украина?

— Грузия — одна из первых христианских стан. Сегодня она действительно более демократична, чем Украина. Грузинская элита всегда находила в себе силы бороться за свою родину. Такой же является и Армения. Она первой из стран-республик СССР потребовала отделения.

В истории очень многое замалчивается. И не важно, что в России нет украинских школ, ведь сами украинцы этого не хотят и не борются за свой язык и культуру. Почему казаки на Кубани не являются украинским этносом? Ведь наличие казацкого хора или танцевального коллектива — не показатель наличия ярких характеристик народности. Кроме того, в этом году Президент Украины В. Янукович упростил должность украинского консула на Дальнем Востоке, и теперь вопросами наших соотечественников занимаются японский и китайский консулы. И причина этого не только в политике, но и в пассивности самого народа. Именно поэтому мы не смогли создать независимое государство в начале ХХ века, именно поэтому в конце ХХ века разоружились и отдали ядерное оружие потенциальному агрессору, именно поэтому восемь из девяти районов Донецка носят имена большевистских завоевателей Украины.

— Позиция нейтралитета очень опасна.

— Еще в Древней Греции лишали гражданства тех, кто пытался усидеть на двух стульях. Почему страны бывшего соцлагеря ушли в НАТО? Они чувствовали опасность со стороны России. Украина этот момент упустила. И, как пишет О. Забужко, это «новоколониальное посткоммунистическое образование» является не жизнеспособным. Внутренняя «неспроможність» и разобщенность, а также жесткий пресс со стороны «старшего брата» удерживают Украину в новоколониальном статусе. Выход из этой ситуации находится в России: либеральные изменения там приведут к аналогичным преобразованиям в Украине.

Можно согласиться. Но ведь это не означает, что мы не должны бороться. Тем более, когда от многих россиян приходится слышать, что они как раз надеются на нас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать