Общественность бьет тревогу
Во Львове уничтожили популярное произведение патриарха украинской живописи. Что дальше — мнения экспертовДавно скандала не было! Во время реконструкции магазина «Океан», что по ул. Владимира Великого, 26-а, строители 17 июля разбили вдребезги легендарную мозаику с рыбами, созданную 37 лет назад, в 1982-м, по эскизами народного художника Украины Владимира Патика, которая украшала фасад здания.
Варварское (читай — воинственное — бескультурье) — дело рук компании «Риэл-эстэйт групп», владельцем которой является Владимир Швец — предприниматель с очень сомнительной репутацией, который не первый раз за несколько последних лет нарушает взятые на себя обязательства. Относительно, собственно, событий на Владимира Великого, то, по словам главного архитектора Львова Юлиана Чаплинского, город договаривался с владельцами здания о сохранении мозаики (правда, прописана ли где-то такая договоренность, чиновник не уточнил), однако застройщик эту договоренность проигнорировал.
Первыми забили тревогу общественные активисты, разместив в социальных сетях фото руины. Не замешкался с реакцией и городской голова Львова. «Застройщик не просто нарушил условия и обманул город. Он наплевал в лицо львовянам. Готовим очень нестандартные и жесткие решения», — отреагировал на акт вандализма Андрей Садовый и созвал внеочередное заседание исполкома (не означает ли это махать кулаками после драки?), на котором было отменено решение о предоставлении компании «Риэл-эстэйт групп» градостроительных условий и ограничений на реконструкцию здания («По факту компания сама ликвидировала объект, на реконструкцию которого имела разрешение», — отмечено в выводах исполкома ЛГС). Также исполком обещает направить обращение в Госархстройинспекции с требованием упразднить разрешение на начало строительных работ и назначить штраф максимального размера за этот акт вандализма («Он должен быть таким, чтобы всем на будущее отбить любое желание идти на подобные вещи»). А еще юристы ЛГС должны подготовить документы относительно расторжения соглашения с застройщиком об аренде выше упомянутого земельного участка.
ФОТО РОМАНА БАЛУКА
«В дальнейшем совместно с художественными и архитектурными кругами, а также жильцами окружающих домов проведем работу и определим, что именно должно быть на этом месте, — говорит Андрей Садовый. — Моя позиция и идея: там должен появиться художественный центр с красивым общественным пространством. Понимаю, что в первозданном виде мозаику Владимира Патика возобновить не удастся, но надеюсь, что специалисты из Академии искусств предложат такое решение, которое позволит максимально компенсировать обществу эту потерю. К работе предварительно уже приобщился сын Владимира Патика — Остап, который сам является художником и помогал папе в работе над мозаикой с рыбами».
Во время заседания исполкома были заслушаны и представители застройщика. «В проекте было указано о перемещении мозаики на реконструированную стену объекта, — сказал проектант — частный архитектор. — Мы изучали, как это перенести. Когда начали реконструкцию, мы начали усиление фундаментов. Мы не хотели трогать этажи, а только сделать реконструкцию, но фундаменты были слабые. Строитель принял решение и начал разбирать стену, которая падала на его рабочих». (Не напоминает ли это отговорку?).
«Уничтоженная мозаика Владимира Патика должна быть возобновлена. За возобновление должен заплатить застройщик, который бульдозером разрушил произведение искусства. Но и львовяне готовы за счет спильнокошта приобщиться к реанимации произведения искусства», — об этом шла речь на пресс-конференции, созванной в связи с актом вандализма во Львовском пресс-клубе.
По словам проректора Львовской академии искусств, историка искусства Романа ЯЦИВА, уничтоженный памятник искусства имеет чрезвычайное значение с точки зрения интеллектуальной, культурной и политической истории. «Ведь это — определенная альтернатива понимания искусства и сопротивления, которое было свойственно львовской художественной среде 1960, 1970 и 1980 годов, — отметил, в частности, профессор Яцив. — Этот объект приятно воспринимался для глаза. А для специалистов в нем — много высоких художественных и эстетических критериев, которые интересно подавали эту эпоху, которая от нас отходит. Поэтому это является однозначно актом вандализма и полной некомпетентности людей, которые хотят еще что-то истолковать в пользу того, что сделано».
«Здесь как уничтожена мозаика Владимира Патика, так и уничтожена архитектура бывших главных архитекторов Львова Ярослава Мастила и Василия Каменщика, — считает экс-председатель Львовской областной организации Национального союза архитекторов Украины (2008-2017 гг.) Олесь ЯРЕМА. — Это панно изготовляли именно под этот архитектурный объект. Поэтому, когда этот вопрос рассматривали на заседании Союза архитекторов, мы высказывали предложения, чтоб архитектор новостройки связался с вышеупомянутыми архитекторами, чтобы найти общее решение. Но он этого не сделал. Как можно было вообще вписать это панно в архитектуру новостройки, для меня загадка».
«Эта мозаика была не просто мозаикой на гладкой стене — это был рельеф, который невозможно повторить и перенести, — считает начальник управления охраны исторической среды ЛГС Лилия ОНИЩЕНКО. — Такие объекты должны быть вписаны в реестр памятников. Но пока их туда внесут, их стоит учесть — хотя бы на уровне союзов художников или архитекторов или на уровне главного художника города».
По мнению доцента кафедры менеджмента искусства Львовской академии искусств Олеси ДАЦКО, Владимир Патик — один из немногих художников, который не имеет ярко выраженных коммунистических произведений, «и эта сине-желтая мозаика должна быть сохранена не только как признак Владимира Патика, но и украинства того времени». Также преподаватель и общественная активистка назвала решение исполкома ЛГС популистским: «Потому что, согласно решению Конституционного Суда, орган, который выдал акт индивидуального действия, не может быть отменен этим органом. И исполкому это хорошо известно. Следовательно, решение, которое принял исполком, отменяется в суде одним щелчком пальцев».
Между тем сын Владимира Патика, художник, заслуженный деятель искусств Украины Остап ПАТИК, констатировал: «Да, исполком Львовского городского совета признал, что уничтожение мозаики — акт вандализма. Но решением исполкома от 15 февраля 2019 года утверждены градостроительные условия для проектирования объекта строительства и реконструкции ТзОВ «Компания Риэл-Эстэйт Групп» здания магазина «Океан» по улице Владимира Великого, 26-а. И в этом договоре вообще не указана обязанность застройщика сохранить мозаику».
На эту «деталь» обратил внимание и адвокат Сергей МАТВИИВ: «В градостроительных ограничениях нет ни одного упоминания о том, что ее нужно сохранить или возобновить, ни одного упоминания о том, как с ней нужно вести себя. Но мы полгода слышим о том, что ее будут сохранять. Тогда возникает вопрос: откуда появилось, что ее будут сохранять, если не было никаких ограничений? Это значит, что об этом была речь и этот вопрос был актуален на момент, когда выдавали эти градостроительные ограничения, когда принимали решение и когда застройщик разрабатывал проект. Следовательно, этот вопрос был актуальным на момент разработки градостроительных ограничений. Но почему он туда не попал? Органы местного самоуправления утверждают, что застройщик обещал сохранить мозаику. Это как? Дал слово? Это в стране, где даже письменные соглашения не соблюдают???».
«День» будет отслеживать последующее развитие событий относительно по-варварски уничтоженной мозаики Владимира Патика. А теперь несколько отзывов на «событие» из социальных сетей.
Inna Prokopchuk «Что с нашим обществом??? До каких пор будет происходить уничтожение культурных ценностей, кто будет отвечать за беспредел? Мрак беспросветный!!!»
Oleksandra Pryveda «Красивые были работы. Вечная память! Такие цветные вкрапления в советскую серость. Теперь будет только серость и теснота».
Iryna Melnyk «Безнаказанность порождает беспредел. Сошло с рук невежд уничтожение Сосенко, сойдет и этот вандализм. К сожалению...»
Выпуск газеты №:
№129, (2019)Section
Общество