Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Общество депрессивно и к стрессам неустойчиво,

утверждают украинские психологи и психиатры, регистрируя 533 психических больных на каждые 100 тысяч населения
12 октября, 00:00

В прошлое воскресенье Украина отметила День психического здоровья нации. А ночь с позапрошлого воскресенья на понедельник была самой долгой и самой тревожной для жильцов пятиэтажного дома на улице Заводской в Деражне Хмельницкой области. Где-то в половине первого их разбудили выстрелы из ружья. Кто-то позвонил по телефону «02». Приехал усиленный милицейский наряд. «Диалог» между милиционерами и жителем дома, который добровольно забаррикадировался в собственной квартире, прерывался выстрелами из ружья — в потолок, двери... Только после восьми утра 25-летний Алексей Волощук открыл двери квартиры. Милиционеры нашли в помещении шесть гильз 16-го калибра, незарегистрированное в «органах» ружье и перепуганную 21-летнюю девицу, сожительницу Волощука. Психиатр, к которому доставили А. Волощука, водителя одного уважаемого учреждения, «каких-либо отклонений у пациента не обнаружил». Мол, сейчас трудно найти абсолютно здорового в психическом отношении человека. Массовый психоз одолел большие и малые города, райцентры, села, сообщает корреспондент «Дня» Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ. Накануне, 3 октября, «самоэвакуировались» на улицу и жильцы девятиэтажного дома по улице Гагарина в областном центре. Кто-то из них увидел на техническом этаже здания какие-то ящики и объявил тревогу: взрывчатка!.. Что-то подобное было в Каменец-Подольском, Шепетовке.

Что ни говори, а мы — жители постсоветского пространства, свидетели демократических и недемократических перемен, умудряющиеся выживать в экстремальных условиях затянувшегося экономического кризиса — наделены удивительно выносливой и здоровой психикой. Как-то на приеме в честь открытия очередной международной конференции разоткровенничался со мной 45-летний швед, которого на пару лет «занесло» в Украину. Жил он в славном городе-герое Симферополе, был обеспечен материально не по нашим, а по их, западным, меркам. Посещать местные «крутые» рестораны и кабаки не любил, но ходил по выходным в молодежный рок-клуб. Богатенького иностранца молодежь приметила быстро и частенько бегала к нему одалживать деньги. «Однажды, — рассказывает Стив, — подошла ко мне в клубе молоденькая девушка, попросила одолжить три гривни. Дня через три принесла полторы гривни и пообещала через день вернуть всю сумму. Шутя, я сказал ей, когда будет у тебя вся сумма, тогда и принесешь. Думал не придет больше... Но она пришла и принесла деньги. А через день опять попросила в долг...». «Ну и что здесь удивительного», — подумала я, но вдруг увидела, что Стив плачет. «Вы не понимаете, как живете, — сказал он. — Мне жаль вас. Очень жаль».

А ведь и вправду, не понимаем. Бывало, проснемся утром, найдем в холодильнике остатки вчерашней жареной картошки, пошуршав по закоулочкам, отыщем тридцать копеек на метро и отправимся на работу, где за свой скорбный труд деньги получаем не часто. А после рабочего дня, насмотревшись на базарные и магазинные цены, покосившись завистливо на театральные афиши, рекламирующие приезд дорогих звезд, и, отметив в очередной раз, что билет в театр нам не по карману, голодные и уставшие поползем домой. А по дороге, если повезет, отведем душу, перекинувшись парочкой «добрых» слов с нависшим над нами огромным, пьяным, таким же голодным и уставшим, как и мы, «панычем» и с удовлетворением отметим: слава Богу, еще один день закончился... И как ни странно, ни утром, ни вечером не приходят в голову мысли о том, а не является ли такая наша жизнь порождением собственной фантазии. И не съехали ли мы вообще со всех «катушек». Но нет, об этом не задумываемся, ибо привыкли все мы не жить, а выживать. Привыкли знать, что никто не позаботится о нашем физическом, а тем более психическом здоровье.

Но вот вопрос, что будет после нас? Катастрофически снижается уровень рождаемости, поскольку молодежь боится, что не сможет в сложившейся ситуации поставить своих малышей на ноги. Зато закономерно увеличивается число стариков и пенсионеров. «Старение нации влечет за собой увеличение количества физических и психических патологий, свойственных возрастной категории от 50 до 70 лет», — рассказал корреспонденту «Дня» профессор, заведующий отделением судебной психиатрии Киевской городской психоневрологической больницы №1 Виталий Первомайский. Если дать волю «умствованию лукавому», можно предположить, что уже через сотню лет украинская нация практически исчезнет с лица Земли, а большинство из последних ее представителей будут страдать старческим маразмом...

СПРАВКА «Дня»

По данным Министерства охраны здоровья, сегодня на учете состоит 1,2 млн. психически больных людей (2% населения Украины). В 1997 году «первичный» (то есть первый раз) диагноз «психические расстройства» поставлен 142 тыс. 289 больным, в 1998-м — 145 тыс. 204 человекам. За последние годы наблюдается тенденция роста таких заболеваний (1991 год — 122 тыс. чел.). По данным Госкомстата, количество первично зарегистрированных случаев заболеваний психическими расстройствами в прошлом году достигло 266,8 тыс. человек (533 человека на 100 тыс. населения).

КОММЕНТАРИИ

Ирина ГОЛОВНЕВА, кандидат психологических наук, Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»:

— Типичные психологические проблемы населения на постсоветском пространстве заключаются прежде всего в том, что большинство сформировалось в то время, когда будущее было достаточно определено, а пропагандой и СМИ последовательно закладывались четкие ориентиры. Поэтому степень самостоятельности людей очень низкая. Большинство людей сейчас испытывает психологический дискомфорт из-за отсутствия направляющего и организующего «сценариста», роль которого раньше принадлежала партии. Этим, кстати, элементарно объясним «качок» в сторону религии, наблюдаемый в последнее время, ведь вера в какой-то мере определяет и показывает будущее. Украинцам нужны определенные идеалы, ориентиры, которые сегодня размыты. Очень большую роль здесь играют СМИ, но сейчас они несут разнородную информацию. Население теряется — чему доверять, на что полагаться?

Вторая тенденция, характерная для Украины, но в общем присуща и всему постсоветскому пространству, — высокий уровень депрессивности, пониженный тон настроения, неверие в светлое будущее, в какие-то позитивные результаты. Данные ЮНЕСКО, материалы, которые представляют нам международные конференции психиатров и психологов, свидетельствуют о том, что Украина по психологическому состоянию ее граждан находится в зоне риска. Это следствие расшатывания основ и переходного периода. А все так называемые переходные периоды связаны с возрастанием психических заболеваний, с повышением депрессивности общества, понижением стрессоустойчивости. Это характерная особенность времени и ситуации, в которой оказалась Украина сегодня. Кроме того, у украинцев есть такая черта характера как стремление ограничиться своим миром, своим ближайшим окружением. С точки зрения сохранения психологического здоровья — это хорошо. Потому что на сегодняшний день только ближайшее окружение, родные, друзья могут способствовать выживанию. Но с точки зрения политической и деловой активности — это плохой показатель. Мы можем гордиться тем, что у нас не происходит глобальных столкновений, например, на этнической почве. Но тут, снова-таки, есть другая сторона. Украинцы крайне малоактивны. И многие опросы, проводимые теми же СМИ, показывают, что очень мало людей ориентированы на хоть какие-нибудь позитивные изменения. А если человек не ставит себе позитивные цели, то — в психологии это очень четкий закон — он их и не добивается.

Вспомним США. Самый большой рост депрессий, самоубийств, психических расстройств в Америке пришелся на 30-е годы — годы экономической депрессии, повлекшей депрессию психологическую. Есть определенная закономерность — повышается процент безработных, следом увеличивается и количество совершивших или пытающихся совершить самоубийство, процент соматических заболеваний, которые так или иначе связаны с заболеваниями психологическими. Люди «уходят в болезнь», где «прячутся» от нерешенных и неразрешимых проблем.

Ситуация в России повышает общую тревожность украинцев. Особенно теракты, связанные с гибелью детей. Вообще все, что связано с гибелью детей, повышает общую тревожность по цепочке от мам-пап, бабушек-дедушек, захватывая все больший круг людей. Люди начинают бояться мест скопления народа — возможных мест терактов. Такие стрессы непосредственно отражаются на психическом здоровье нации. По Харькову, например, возросло количество ложных вызовов.

Татьяна ТИТАРЕНКО, доктор психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии личности Института социальной и политической психологии АПН Украины:

— Наши люди сейчас находятся как бы в состоянии анабиоза. То, что им когда-то было интересно, сейчас уже не интересует. Притупляются познавательные, эстетические, творческие интересы. Вся энергия уходит на самосохранение, на то, чтобы хоть как-то успокоиться, подумать о завтрашнем дне, заработать где-то. А на что-то более значимое, перспективное сил у большинства не остается. Даже у, так сказать, благополучных и творческих людей. Все мы давно живем в затянувшемся кризисе. Пороги восприятия занижены. Ведь даже на теракты мы уже так бурно не реагируем, как могли бы несколько лет назад.

Вряд ли эта апатия выльется в какие-то бурные выступления, социальные взрывы. Украинцы, похоже, намерены просто пересидеть «плохие» времена. Многие люди, которые могли бы дать что-то полезное этому государству, наверное, уедут. Продуктивный период жизни оставшихся рискует пройти без отдачи. А некоторые все-таки сумеют сохранится в состоянии анабиоза, и когда ситуация станет благоприятнее, постепенно начнут оживать. Но это будет не скоро. И оживут далеко не все те, кто мог бы быть полезными сегодня. Даже когда все вокруг более-менее утрясется и станет на свои места, все равно будет необходим достаточно большой период времени для того, чтобы мы поверили в то, что уже все благополучно, безопасно, светло и мы уже кому-то нужны.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать