Обучение - как приключение
Группы исследователей, прогулки по морскому побережью и цифровые проекты - чем удивляет модель дошкольного образования ШвецииШведы пытаются найти идеальный баланс между свободой и дисциплиной. Это касается и воспитания детей, и их обучения в школе, детском саду и даже библиотеке. К примеру, нельзя выйти из-за стола, пока все дети не закончат есть, но можно не есть самому. Можно не петь вместе с другими детьми, но придется сидеть вместе со всеми в кругу. Четкие границы и полная свобода внутри них.
Украина часто изучает опыт других стран. Как же воспитывать маленьких украинцев и как их мотивировать к познанию мира? Подробнее остановимся на шведском опыте.
ПАПА В ДЕКРЕТЕ
Детские сады в Швеции делятся на частные и государственные. Это не влияет на качество детсадов и стоимость оплаты - она зависит от уровня дохода семьи и везде одинакова. Примерный расчет выглядит так: первый ребенок - 3% от дохода семьи, но не более 1260 крон/мес. (около 146 долларов), второй ребенок - 2% от дохода семьи, но не более 840 крон/мес. (около 97 долларов), третий ребенок - 1% дохода семьи, но не более 420 крон/мес. (около 49 долларов), четвертый ребенок - бесплатно.
ДЕТСКИЙ САД Råå Forskola.
Адаптация в детсаде происходит постепенно: сначала три-пять дней ребенок ходит с мамой/папой, дальше остается сам, в течение еще нескольких недель постепенно увеличивается время его пребывания. Часто в уставах детских садов прописаны правила адаптации, по которым сначала (как правило, две недели) один из родителей ходит в детсад вместе с ребенком.
В Швеции родители обоих полов имеют право на 480 дней (16 месяцев) оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Есть бонусные дни для близнецов. 90 дней зарезервированы для каждого из родителей, остальные - делятся по желанию. 390 из этих дней оплачиваются по ставке 80% от дохода (максимум 1006 крон (около 117 долларов) в день. Остальные 90 дней оплачиваются по минимальному тарифу - 250 крон (около 29 долларов) в день. В Швеции, кроме оплачиваемого декретного отпуска, родители ежемесячно получают также детское пособие (barnbidrag), которое покрывает часть расходов на ребенка до его/ее 16-летия. Почти все медицинские услуги, включая стоматологию, для детей и молодежи до 20 лет бесплатные (незначительные различия есть в отдельных муниципалитетах). В стране с прохладным климатом все дети в первые два года жизни получают витамин D.
480 дней отпуска можно использовать до восьмилетия ребенка. Все декретные дни родители самостоятельно определяют в интернете. Там сразу можно рассчитать, какой будет сумма зарплаты. Удается планировать дни так, чтобы, например, получить больше денег в декабре к рождественским праздникам.
ДЕТСАД НА ПЛЯЖЕ
Через шесть часов поездки шведским экспрессом из Стокгольма, возле рыбацкого села неподалеку Хельсинборга, меня встречает веснушчатая женщина. Карина Петерсон работает ассистентом воспитателя в детском саду Råå Forskola.
КОМНАТА ДЕТЕЙ В КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ СТОКГОЛЬМЕ
Учебное заведение - словно гигантская раковина, сияющий под солнцем на берегу моря. Концепция дизайна, продуманная датским архитектурным бюро Dorte Mandrup Arkitekter, заключается в том, что под общей крышей размещены четыре коттеджа - «ядра детского сада». Крыша выходит за пределы зданий, формируя сетку открытого пространства. Динамическая форма создает для детей различные ниши, где можно прятаться и играть в подвижные игры.
Мы заходим с госпожой Петерсон в светлый кабинет ассистентов. Собеседница устраивает фику (по-швед. Fika - перерыв на кофе со сладостями), угощает меня кофе и рассказывает: «Детский сад предлагает все, что можно пожелать: свет, пространство и близость к морю и природе. Мы - в центре живописного рыбацкого села Рао. В дошкольном учреждении пять групп: две - для детей 1-3 лет и три группы для 3-5 лет, с учебным пространством, адаптированным к интересам и потребностям детей».
Госпожа Петерсон подливает в свою чашечку кофе. Кабинет наполняется приятным ароматом. Замечаю, что на чашке изображены интересные рисунки. «Это рисунки наших детей. Мы заметили, что воспитателям и родителям, приятно иметь вещи с творчеством маленьких художников. В частности, чашки или записные книжки, - говорит Петерсон. - Недавно мы открыли приключенческую группу для детей от 3 до 5 лет - в качестве среды для обучения используем лес и пляж. Мы верим в то, что все дети компетентны - они сами хотят и пробуют приобретать знания. С нами они получают время и возможность исследовать мир всеми органами чувств. Их любопытство, радость открытий и соучастие - основа обучения. Развитие происходит при взаимодействии с комплексной средой, а также с ровесниками и взрослыми. С нами ребенок может быть самим собой. Мы все разные, и мы видим свои различия как преимущества, обогащающие нас».
ТВОРЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ
В коридоре встречаю молодого человека с длинными волосами. Его руки усеяны татуировками. Он стоит возле садовых горшков с интересными формами и рисунками и, улыбаясь, рассказывает о чем-то детям.
- Мы выбираем горшки для пересадки растений. Дети принимают ключевое решение - какие им больше нравятся. Вот, например, с мумитроллем популярен, - восторженно жестикулируя, рассказывает мужчина. Создательница этих удивительных существ Туве Янссон писала: «... не стоит бояться быть собой. Потому что наши странности - это и есть то, что помогает нам находить выход из самых сложных историй».
В КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ ДЕТИ ЧИТАЮТ КНИГИ, РИСУЮТ, ПОЮТ ИЛИ СЛУШАЮТ
С этим соглашается мой собеседник - Саймон Мелин. Он работает воспитателем детского сада в течение восьми лет: «Сначала я работал в гостинично-ресторанном бизнесе. Затем несколько лет на складе. Как-то, увидев в городе группу детей с воспитателем, почувствовал, что это, наверное, невероятно весело. Подумал, есть ли у меня качества, которые нужны для работы с детьми? Решил попробовать. Сначала думал, что это будет забавная история, но впоследствии открыл гораздо больше аспектов. Моя ключевая задача - создать условия для детей, убедиться, что их учебная среда безопасна, разработать широкий контент на основе нашей учебной программы. Участвовать в развитии детей и строить их будущее - лучшее в этой профессии».
Мы с Саймоном подходим к панорамному окну, откуда хорошо видно пляж. Саймон рассказывает далее: «Кроме работы воспитателем, можно работать по разным направлениям развития. Я занимаюсь цифровизацией. Поэтому постоянно стимулирую коллег и детей использовать цифровые инструменты. Все наши разработки направлены на то, чтобы дети могли взаимодействовать и искать творческие подходы. У нас есть несколько собственных проектов - это лабиринт, который создали дети, и в котором они - главные герои. Для этого мы использовали хромакей (технология зеленого экрана - Авт.) И поработали с анимацией. Благодаря этому лабиринту, дети учатся совместно находить выход из сложных ситуаций, координируют действия между собой».
ПОЗНАНИЕ - ЧЕРЕЗ ИГРУ
Также недавно в раздевалке установили робота, который подключен к погодному виджету. На запрос детей он говорит, какая на улице погода, что им лучше надеть и взять с собой. Вскоре в детсаде планируют добавить в программу другие функции.
Саймон Мелин - не единственный мужчина в коллективе Råå Forskola. Коллега Саймона Людвиг Нильсон еще подростком знал, что будет воспитателем.
Директор детского сада Виктория Ларсон говорит: «В Швеции 3% дошкольных воспитателей - мужчины. Но у нас - это 20% педагогического персонала. Я всегда нанимаю работника благодаря компетенциям. Это - главный критерий».
На крыльце здания встречаю улыбающуюся блондинку в каштановых очках. Зовут ее Ида Альборн. Ида - мама Карла и Эстер, которые учатся в детсаде Рао. Госпожа Альборн забирает детей около обеда. Эстер дергает маму за руку, торопя. Зато госпожа Ида просит дочь немного подождать и говорит: «Мы с мужем очень довольны выбором дошкольного учреждения Рао для наших детей. Все вокруг здесь пронизано духом сотрудничества и диалога между педагогами, детьми и родителями. В повседневной жизни детей окружает атмосфера учебы, которую мы считаем очень наглядной. В детсаде создана «комната в комнате» для различных сфер деятельности и игр. Дети много времени проводят на открытом воздухе».
Директор Виктория Ларсон говорит: «Когда мы работаем с ориентацией на проекты, то достигаем успеха в разных сферах - язык, математика, наука и технологии, песня и музыка, драма, творчество и движение, а также социальное взаимодействие и волеизъявление. Детям нужен интересный взрослый, который бросает им вызов, чтобы вместе проверить разные мнения и стратегии. Мы называем их педагогами-сооткрывателями. Дети учатся во взаимодействии с другими детьми и взрослыми в позитивном и открытом пространстве, которое стимулирует интерес и творчество. Пространство должно побуждать детей к новым открытиям и давать им возможность самовыражения. Мы создали среду, которая предполагает использование различных материалов в игровой форме, которые приятны глазу, привлекательны и вдохновляют, и у которых цифровые инструменты занимают каждый раз более естественное место. Мы хотим, чтобы дни в дошкольном учреждении были увлекательным приключением. Дети учатся в разных формах, и нам помогают социальный педагог, школьный психолог, преподаватель компьютерных технологий. Игра - важнейший источник знаний ребенка. В игре ребенок познает себя, и вместе мы учимся социальному взаимодействию».
«ПРОБУЮТ КНИГИ НА ВКУС»
42-летняя Элизабет Линдберг держит за руку свою дочь - годовалую Еву. Девочка устает стоять, садится на розовый пуфик в форме мячика. На нем Ева прыгает к книжной полке в форме динозавра.
- Здесь все о палеонтологии и истории, но доступно для маленьких детей. Это книги-гармошки, - рассказывает библиотекарь центра молодежной культуры Lava в Стокгольме Линда Густафсон.
Госпожа Линда «перехватывает» Еву по дороге: «Это - одна из нескольких сотен наших постоянных читательниц», - рассказывает библиотекарь. В большинстве шведских читален есть место, где можно «припарковать» коляску. Для детей разного возраста действует несколько модульных площадок. Для самых маленьких, таких, как Ева, они огорожены, чтобы дети не выходили за пределы.
Мама Евы, Элизабет Линдберг, угощается капучино, и добавляет: «Дети могут разбрасывать книги, рвать их, топтать. Никто не будет ругать. Библиотекари в секцию для самых маленьких отбирают не новые книги».
Линда Густафсон говорит: «Некоторым такой подход может показаться варварским. Но наоборот - за пятнадцать лет работы я заметила, что маленькие дети, контактируя с книгой своеобразным способом, в будущем увлекаются процессом чтения. У нас есть озорники, которые даже пробуют книги на вкус».
В шведских библиотеках для детей можно встретить секции помощи с домашним заданием, языковые секции - где дети улучшают знания шведского и иностранных языков, а также для мамы или папы - можно прийти сюда с детьми и пообщаться с другими родителями за чашкой кофе в уютной атмосфере.
Автор
Петр КатериничSection
Общество