Очередь за искусством
В Днепропетровске началась первая художественная ярмаркаХудожница, лауреат первой премии имени Малевича Алевтина Кахидзе (интервью с ней «День» опубликовал в прошедшую пятницу, 14 декабря) известна своими организаторскими способностями не менее, чем художественными талантами. В селе Музычи под Киевом она с помощью мужа организовала ежегодную резиденцию для художников из других стран; там же зимой прошлого года она провела первую ярмарку современного искусства Музычиchristmasartfair. Опыт оказался удачным, и в этом году Музычиchristmasartfair приехала в Днепропетровск.
Принципы организации здесь довольно простые. Художники предоставляют свои произведения для продажи. Цена на произведение не должна превышать 500 гривен. Можно купить работу сразу, можно ее зарезервировать с сохранением возможности заплатить полную стоимость позже, можно оставить отметки — «не понял» или «запомнилось». Ярмарка работает на правах выставки около недели: все работы, в том числе приобретенные, будут экспонироваться все это время, а затем покупатели смогут забрать произведения, за которые заплатили.
В Днепропетровске ярмарка проходит в арт-центре «Я-галерея», расположенном в одной из новостроек в центре города. В целом здесь выставлены работы около 50 художников. Преимущественно это малый формат: графика иногда в достаточно неожиданных формах, акварели, фотографии, керамика, видеоарт, слайд-фильмы, авторские книги (сделанные, в сущности, вручную в нескольких экземплярах), документация уже состоявшихся перформансов, коллажи, даже вышитые вручную подушки. Есть и такая экзотика, как сертификат на оплодотворение покупателя художником (днепропетровец Дмитрий Галкин). Харьковчанин Роман Минин сделал несколько экземпляров своего остроумного рисунка «План побега из Донецкой области» в виде пазлов. Наивная живопись Дмитрия Молдаванова запомнилась светлым настроением и продуманной сказочностью сюжетов. Представлено и старшее поколение — Тиберий Сильваши выставил на продажу несколько небольших картин.
Конечно, как и случается на больших вернисажах, колебания художественного качества были весьма заметны: есть немало слабых работ. Однако в целом избранная Гудимовым и Кахидзе форма ярмарки оправдала себя: за искусством стояли настоящие очереди.
Ярмарка — это больше социальная, нежели художественная инициатива, и на сегодняшний день она весьма востребована по многим причинам. Такого «хождения в народ» нашим актуальным художникам и галерейщикам ощутимо не хватает. Можно лишь надеяться, что Кахидзе и ее единомышленники не оставят это начинание и в дальнейшем будут распространять его за пределами Киева, а, главное, что этот вызов примут другие кураторы и художники.
Выпуск газеты №:
№231, (2012)Section
Общество