Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ода к труду

В Киеве представили проект «Победы побежденных», который исследует жизнь на прифронтовых территориях Донбасса
19 августа, 10:56
ПРАВОЗАЩИТНИЦА И ЮРИСТ ВЕРА ЯСТРЕБОВА, ИЗОБРАЖЕННАЯ НА ЭТОМ ФОТО, НАЗЫВАЕТ СНИМОК ЭПОХАЛЬНЫМ. ФОТОГРАФИЯ СДЕЛАНА НА ШАХТЕ «ПРИВОЛЬНЯНСКАЯ» ВОЗЛЕ ЛИСИЧАНСКА. ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ ЭТОГО ВЕРА ПЕРЕБРАЛАСЬ В ЛИСИЧАНСК ИЗ РОДНОГО ДЕБАЛЬЦЕВО, ГДЕ, ИЗ-ЗА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ЖИТЬ СТАЛО НЕВОЗМОЖНО

«Философ Вальтер Беньямин считал, что мы обречены читать историю, написанную победителями. Эта выставка ставит вопрос, можем ли мы прочитать историю, написанную побежденными. И останутся ли эти люди побежденными, если станут авторами нашей общей истории? Есть ли вообще победитель в данной ситуации?» — рассказывает художница и автор выставки Евгения Белорусец.

В основе проекта — цикл фотографий и текстов, которые Евгения создавала с 2014 года в городах на востоке Украины рядом с зоной боевых действий, в частности в Дебальцево, Лисичанске, Углегорске, Приволье, Попасной. Соавторы выставки, представленной в Национальном музее Тараса Шевченко, — архитектор Иван Мельничук и куратор Татьяна Кочубинская. Также работать над проектом помогали профсоюзные, волонтерские и правозащитные инициативы.

«ДОКУМЕНТ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ»

На многих фотографиях Евгении — шахтеры. Они грязные, уставшие... и — красивые, часто улыбаются. «Еще до войны мне хотелось исследовать через фотографию труд, — делится  Евгения Белорусец. — Я занималась темами, связанными с трудовой миграцией на западе Украины, снимала в шахтах этого региона. Мне очень хотелось поехать на восток и исследовать жизнь местных государственных предприятий. Когда началась война, почему-то представила себе, что жизнь там остановилась. Новости из Донбасса создавали такую картину. Решила — черт побери, все равно туда съезжу. Во всяком случае, надо убедиться, что эти новости — правда. В первый приезд на восток почувствовала дыхание войны, но почти сразу поняла — все, что знала о Донбассе в связи с конфликтом — ложь. В прифронтовой зоне продолжается жизнь, хотя и странная. Все предприятия работают, школы и больницы работают, шахты — тоже».

Искаженность восприятия событий на Донбассе передается в построении экспозиции, которой занимался Иван Мельничук. Привлекает внимание большая панорама с индустриальным пейзажем, размещенная на выгнутой стенке. «Решил сделать такую кривую плоскость, потому что конфликт на Донбассе воспринимается украинцами, как в кривом зеркале, — комментирует Иван Мельничук. — К жителям востока относятся, как к жертве насилия, как будто они сами виноваты в том, что происходит. Этой выставкой мы хотели нивелировать такое впечатление».

Евгения Белорусец называет этот проект документом дружбы и любви. И в то же время это — попытка обмануть зрителя через апеллирование к документу. «Я как будто показываю документ, который разрушает фантазии людей. Но также выставка демонстрирует, что любая представленная кем-то действительность является субъективной картиной мира», — объясняет художница. Рядом с фотографиями размещены тексты, часто — отрывки разговоров с героями снимков. По словам Евгении Белорусец, тексты «заставляют» фотографии говорить именно о том, о чем хотел рассказать автор. Между прочим, в конце этого года должна появиться книга, в основу которой лягут интервью, записанные художницей во время поездок на восток.

«ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ, ЛЮДИ В ОТЧАЯНИИ»

Одна из героинь проекта, правозащитница и юрист Вера Ястребова фотографию, на которой изображена, считает эпохальной. Фотография сделана осенью в 2014 году на шахте «Привольнянской» возле Лисичанска, на горизонте около 700 метров. «Евгения предложила с ней за компанию пообщаться с рабочими и увидеть их работу изнутри. Поскольку я родом из Дебальцево Донецкой области, из шахтерского региона, меня это всегда интересовало, но возможности побывать на шахте не было. До войны я была госслужащим, работала в суде, никак не могла столкнуться непосредственно с производством, — вспоминает Вера. — Вскоре после того спуска в шахту я поняла, что в Дебальцево жить нереально: коммуникации разорваны, в мою квартиру попал снаряд. Нашла возможность перевода по работе и буквально за пару недель переехала в Лисичанск, где пока проживаю». Сейчас Вера Ястребова работает юрисконсультом на госпредприятии «Лисичанскуголь», называет себя неудобным специалистом, потому что помогает шахтерам отстаивать права.

Кстати, о борьбе. Словно послесловие к выставке, в последнем ее зале размещены фотографии из архива Конфедерации свободных профсоюзов Украины, на которых, — протесты шахтеров, происходивших с 1989-го по 2003 годы. «Сегодня напряжение катастрофическое. Люди не могут выходить на открытые протесты, потому что их запугивают расправой, руководители предприятий применяют все сдерживающие меры, — описывает Вера Ястребова ситуацию на шахтах Донбасса. — При этом на ГП «Лисичанскуголь» пять месяцев не платят зарплату, а в его состав входят городообразующие предприятия! Полный штиль, люди в отчаянии».

Проект «Победы побежденных» наталкивает на многие размышления, и не удивительно, что важной его составляющей сделали дискуссионную программу, в которой примут участие исследователи из Украины, Беларуси, Германии. Сфокусировать внимание на людях и сообществах, одно существование которых временами становилось непреодолимым препятствием для распространения военного насилия — так определяют цель выставки ее авторы. Победа вообще является довольно относительным понятием. Приходит в голову мысль, что для героев этого проекта она заключается в возможности работать на родной шахте, несмотря на хаос вокруг. Работать в условиях, приближенных к адским. Но с небесной улыбкой на лице.

Выставка «Победы побежденных» продлится в Национальном музее Тараса Шевченко до 4 сентября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать