Одежда c ценностным бэкграундом
Как представители украинской модной индустрии помогают врачам во время пандемии коронавируса
Не платья, жакеты и юбки. Хитом сезона «Весна — Лето-2020» стали одноразовые комбинезоны, маски и медицинские халаты. Украинская фэшн-индустрия переквалифицировала свои швейные производства во время пандемии коронавируса и активно помогает врачам в обеспечении необходимой спецодеждой. Таким образом представители модной индустрии решили помочь тем людям, которые ежедневно сталкиваются с опасным COVID-19. Инициатором благотворительного волонтерского движения стала основательница бренда Bevza Светлана БЕВЗА. Впоследствии к модельеру присоединился украинский дизайнер Иван Фролов (Frolov), известный в том числе и сотрудничеством с первой леди Украины Еленой Зеленской, а также другие бренды, например, Lake Studio, Bobkova и Tago. Среди тех, кто первым присоединился к благотворительности, — Людмила КИСЛЕНКО, модельер бренда LUKIS. Она вместе с другими дизайнерами уже сшила и передала врачам в разные города тысячи защитных комбинезонов.
«День» пообщался со Светланой Бевзой и с основательницей и главой оргкомитета Ukrainian Fashion Week Ириной Данилевской — о том, как родилась идея шить костюмы для врачей; о социальном неравнодушии украинской фешн-индустрии; о потребности украинских больниц; а также о том, почему волонтеры-дизайнеры не взаимодействуют в своей благотворительной деятельности с государством.
«ВОЛОНТЕРСТВО — ЭТО ТО, ЧТО ПРИСУЩЕ УКРАИНСКИМ ДИЗАЙНЕРАМ»
— Украинские дизайнеры во время Революции Достоинства проявляли гражданскую активность. Вот и сейчас, во время пандемии коронавируса, дизайнеры выступили с новыми инициативами. Как представители модной индустрии помогают в этот непростой период?
Ирина Данилевская: — Действительно, волонтерство — это то, что характерно для украинских дизайнеров. Для них проявление своей гражданской позиции — не нова история. Помощь на Майдане — прекрасная аналогия. К сожалению, или к счастью, Украина до сих пор нуждается в таком общественном и волонтерском движении, а дизайнеры всегда готовы подставить свое плечо. Сейчас очень важно защитить врачей, поскольку мы понимаем, что ситуация с подготовкой Украины к пандемии не слишком оптимистичная. Речь идет не только о нехватке лекарств или аппаратов искусственной вентиляции легких, но и о средствах индивидуальной защиты для работников медицинской сферы.
Поэтому дизайнеры решили приобщиться к помощи медработникам. Инициатором этого большого благотворительного движения стала Светлана Бевза, основательница бренда Bevza. Впоследствии к инициативе присоединился Иван Фролов (Frolov) и TAGO, а после — и другие дизайнеры. Людмила Кисленко также собрала в свою инициативную группу нескольких дизайнеров. Они сплотились и шьют защитные комбинезоны для врачей. Преимущественно это одноразовые костюмы из тонкой ткани. Но важно то, что они обеспечивают защиту врачам, которые могут работать в них на протяжении одной смены. Это прекрасная инициатива!
Но главным в этой ситуации было решение Светланы Бевзы и Ивана Фролова — выставить лекала этих защитных комбинезонов в открытый доступ. Любой может их использовать и шить спецодежду для медработников. В конце концов, уже по всему миру люди находят их и применяют. У нас есть информация, что даже в Америке пользуются лекалам украинских дизайнеров. Также важно, что в доступе не только лекала, но и пояснительная инструкция. И теперь благодаря нашим дизайнерам все желающие могут защитить себя и близких людей. Это огромная помощь и польза!
— Пани Светлана, как родилась идея шить костюмы для врачей?
Светлана БЕВЗА: — Идея родилась тогда, когда стало понятно, что вирус надвигается на Украину. Если развитые страны, например, Франция или Италия, оказались не готовы, то было очевидно, что мы — тем более. А от врачей и их работы зависит жизнь и здоровье украинцев. Чтобы быстрее преодолеть вирус, нужно прежде всего обеспечить врачей. Никому не интересно сидеть на карантине — всем нужно работать, зарабатывать деньги и жить дальше.
Все началось с того, что я сделала сообщение по поводу помощи в «Фейсбуке», и мне позвонили мои подруги-стилисты из фэшн-индустрии и сказали, что присоединяются к благотворительной деятельности. Впоследствии позвонили и другие коллеги-дизайнеры. В итоге — у нас сформировалась структура волонтеров исключительно фэшн-индустрии.
— С какими организационными трудностями вы столкнулись во время рабочего процесса в условиях карантина?
И.Д.: — Сложно организовывать работу мастеров, поскольку нужно соблюдать все карантинные нормы. Поэтому, например, Иван Фролов сам привозит каждую свою швею машиной на работу, а после смены отвозит домой. Понятно, что все мастера работают в масках, сохраняя положенное расстояние друг от друга.
«СНАЧАЛА КОСТЮМЫ ПОЛУЧАЮТ ОПОРНЫЕ ИНФИКЦИОННЫЕ БОЛЬНИЦЫ»
— Как дизайнеры выбирают больницы, которым нужна помощь? Или они как-то общаются по этому поводу с Минздравом?
И.Д.: — Нет. И это было первое, о чем объявила Светлана Бевза. Она сказала: «Я принципиально не хочу сотрудничать с госучреждениями. Без комментариев». И дело не в доверии. Она хотела избежать всех официальных процедур и доставлять готовые изделия тем больницам, которые непосредственно к ней обращаться за помощью. И действительно, очень многие врачи пишут, что им нужны костюмы. Мне также пишут, поскольку я немного помогаю с координацией процессов. Например, ко мне обращались врачи из Житомира и Тернополя.
С.Б.: — Да, это правда. Ни с какими государственными организациями, фондами или госучреждениями мы не работаем. Некоторые присылают нам напрямую материалы для пошива, другие — деньги. Мы принимаем средства только от тех людей, которых знаем лично. Скажем, очень много пожертвований делают наши друзья из индустрии моды.
Что касается выбора больниц, то мы сделали анкету в Google Docs, в которой врачи могут оставить запросы о помощи.
И.Д.: — При этом есть принцип помощи: сначала костюмы получают опорные инфекционные больницы. Если, к примеру, обращаются врачи из Александровской больницы (в Киеве. — Ред.), То понятно, что она в большем приоритете, чем, скажем, какая-то стоматологическая клиника.
С.Б.: — Да, мы изначально расставили приоритеты. Поскольку территориально мы находимся в Киеве и здесь много случаев заражений коронавирусом, то мы передаем защитные комбинезоны в киевские опорные инфекционные больницы. Однако мы принимаем запросы от врачей со всей Украины. Сейчас нам поступило более 1700 заявок (разговор состоялся 6 апреля. — Ред.) От различных больниц со всех уголков Украины. Мы самостоятельно доставляем спецодежду к месту назначения, то есть не пользуемся ни волонтерскими организациями, ни сервисами доставки.
— Как медики реагируют на помощь?
С.Б.: — Медики реагируют со слезами на глазах. За первые сутки мой «Фейсбук» и «Инстаграм» просто разрывался. Люди пишут мне реальные истории, сообщают, что у врачей сейчас действительно ничего нет. К сожалению, то, что происходит в больницах, очень пугает. Но это во всем мире так. Ибо мои знакомые портнихи из Нью-Йорка просят, чтобы я дала лекала. К этой пандемии не готова ни одна страна.
И.Д.: — Вообще эта ситуация очень показательная для нашего общества: мы доверяем друг другу. Мы готовы написать абсолютно чужим людям, которые живут в 500 км от нас: «Помогите, пожалуйста, нам очень нужно 50 комбинезонов». И знаете, что было очень трогательно? Когда я ответила: «Но вам не хватит 50, они одноразовые» (потому что если на смене, условно, два врача и четыре сестры, то этого хватит только на неделю), то мне сказали: «Да, мы это понимаем, но мы не можем сразу просить много, потому другим также нужно». Это свидетельствует о высоком уровне сознания украинских медиков.
«НАДЕЮСЬ, ЧТО УКРАИНСКИЙ РЫНОК ОТКРОЕТСЯ НАВСТРЕЧУ ДИЗВЙНЕРАМ»
— Как в целом пандемия коронавируса может повлиять на индустрию моды и на работу украинских дизайнеров?
И.Д.: — Я думаю, индустрия моды существенно пострадает. Украинские дизайнеры будут страдать даже больше, чем может показаться на первый взгляд, ведь их работа напрямую зависит от сотрудничества с теми странами, где они закупают ткани и фурнитуру. Как правило, дизайнерские вещи не шьются из тканей украинского производства. Исключением являются ткани из конопли. Поэтому украинские модельеры очень зависят от Италии и Китая. И если в тех странах производство из-за коронавируса остановилось, то нашим брендам не из чего шить одежду в Украине. Ну, и, наконец, появится вопрос, кому его продавать, потому что рынок украинской дизайнерской одежды все-таки не очень глубокий. А наши дизайнеры успешные благодаря тому, что они продавали свою продукцию по всему миру, а не только в Украине. Теперь возникает вопрос: как мир отреагирует на пандемию и будет ли он готов покупать дизайнерские коллекции?
Волнует и то, подтвердят ли клиенты заказы коллекций украинских дизайнеров, которые уже были сделаны накануне (в начале марта) в Париже. Ведь когда в Китае была уже достаточно критическая ситуация с пандемией коронавируса, Парижская неделя моды все еще работала. Все-таки казалось, что опасность — далекая и не такая угрожающая. Тогда на выставках и в шоу-румах украинские дизайнеры получили заказ клиентов. Но подтвердят ли их сейчас? Произведут ли оплату? Захотят ли в полном объеме покупать эти дизайнерские коллекции?
Скорее всего, нет. И это существенно повлияет на работу брендов. Нынешняя ситуация уже ставит под угрозу сезон «Весна — Лето-2020», поскольку люди сейчас не имеют настроения заниматься шопингом и берегут деньги. Конечно, осталась еще покупка онлайн, но все офлайн-магазины закрыты. Кроме того, это ставит под угрозу и следующий сезон «Осень — Зима-2020—2021», поскольку неизвестно, успеют дизайнеры получить нужные ткани и сшить коллекции.
Поэтому мои прогнозы, к сожалению, не очень оптимистичны. Но я очень надеюсь, что именно украинский рынок откроется навстречу дизайнерам, их творчеству и их бизнесу.
«ЭКОЛОГИЧНОСТЬ БУДЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРОСОМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ»
С.Б.: — В этих условиях некоторым локальным модельерам будет сложно пережить кризис, поэтому может произойти отсев некоторых брендов. А если говорить о глобальной индустрии моды, то, к сожалению, снизятся продажи одежды среднего класса. В то время как дорогая одежда и та, которая является необходимостью (условно, из масс-маркета), будет продаваться так же.
Но дело даже не в продажах, а в полной смене критериев подхода к покупке одежды. После ситуации с пандемией люди будут больше интересоваться тем, какой бэкграунд имеет одежда; ее культурным и ценностным аспектом. Многие люди осознают, что планета не выдерживает перепроизводства или неэкологических технологий. Поэтому экологичность будет пользоваться спросом в первую очередь.
И, конечно, еще активнее станет развиваться онлайн-деятельность фэшн-индустрии, ведь после вынужденной самоизоляции из-за коронавируса люди привыкнут дистанцироваться.
— Столица моды, Милан, сейчас, по сути, является и столицей пандемии. Как итальянские дизайнеры приобщаются к помощи?
И.Д.: — Есть много примеров огромных мировых брендов, которые отдают миллионы на помощь в этой ситуации: И Prada, Giorgio Armani и Dolce & Gabbana. Но я бы хотела обратить внимание на очень милые моменты относительно их поддержки. Потому что кто отдает деньги на поддержку больницам, а вот, например, бренд Dolce & Gabbana сделал огромный взнос для института Humanitas для исследования коронавируса. Сумма не называется, однако известно, что она очень большая. А вот, скажем, другой итальянский дизайнер — Giorgio Armani, кроме того, что внес много денег на помощь больницам, еще и выкупил 60 страниц популярных итальянских газет, чтобы опубликовать благодарность медикам, которые борются с эпидемией коронавируса в Италии. Он написал о том, как уважает их, и пожелал быть сильными.
— Состоится ли в этом году традиционный Ukrainian Fashion Week, несмотря на коронавирус?
И.Д.: — Я хочу заявить, что Ukrainian Fashion Week обязательно состоится в сентябре. Мы активно к нему готовимся. Возможно, событие будет иметь немного другой формат, я сейчас не готова об этом говорить, но оно непременно состоится. Потому что мы — «верхушка айсберга» модной индустрии и просто обязаны демонстрировать конструктивный подход и поддерживать наших украинских дизайнеров.
«КУЛЬТУРА ГОТОВА СЕБЯ ЗАЩИЩАТЬ»
— На следующей неделе будет пересмотрен госбюджет и из-за его изменений может пострадать финансирование культуры. Насколько это отразится на фэшн-индустрии и на работе наших дизайнеров?
И.Д.: — Я со страхом жду голосования Верховной Рады по изменениям в государственный бюджет, поскольку мода — это культура. И если финансирование на культурную сферу будет прекращено или существенно ограничено, то фэшн-индустрия также страдать.
Считаю, что сокращать бюджет сферы культуры — неправильно. Проведу простую аналогию. У меня большая семья: я с моим мужем, наша дочь и трое внуков. В нашей семье принято делиться. И отказываться от чего-то ради чего-то можно только равноценно. Нельзя отнять у старшего брата, а младшему чуть добавить или наоборот. Так и в бюджете страны: нельзя добавить судам, полиции, добавить на содержание Офиса Президента, но забрать у сферы культуры. Так не может быть. Если мы в сложной ситуации, то у всех должно быть немного сокращено финансирование, кроме, конечно, медицины, а также кроме всего, что связано с войной. Нельзя забывать, что у нас идет война! С медицины и с армии не должно быть взято ни копейки. Но надо делиться бюджетом равноценно. Потому что получается так, что нашли «наименьшего брата», который не может себя защитить, и решили отобрать у него все. Это немного наивно, но ярко объясняет ситуацию. Так вот, культура готова себя защищать. И первый в истории online-митинг, который инициировала Украинская киноакадемия и собравший 9000 участников, — пример того, что креативная индустрия готова бороться за свою жизнь.
Я написала по этому поводу пост в «Фейсбуке», который называется «Вилла с видом на коровник». В нем говорится о том, что нам нельзя пренебрегать культурой, потому что в критические моменты она становится ведущей силой для общества. Культура — это то, что поддерживает дух людей и вдохновляет. И сфера культуры — это сфера, в которой нас точно никто в мире не посмеет называть «страной третьего мира». Я представляю, какой серьезный удар по вражеской пропаганде наносит каждый удачный фильм, каждая удачная книга или архитектурный проект. Когда Украина общается с миром на языке культуры, мир понимает нас лучше и относится к нам с уважением! Если мы отстаем от развитых стран по каким-то другим, скажем, экономическим показателям, то по культуре мы — страна первого мира. Нельзя этим пренебрегать! Ведь это престиж Украины. А престиж страны, могу напомнить для циников, тоже монетизуется. Потому что если в стране хорошая репутация, то к ней идут деньги.
— По сути, творческие люди в определенной степени спасают репутацию Украины за границей?
И.Д.: — Да, они спасают нашу репутацию! Представьте себе, к примеру, жителя Милана. Он разворачивает газету и читает, что в Украине новый коррупционный скандал, — что он о нас думает? А потом этот итальянец идет в магазин и покупает красивое пальто, которое очень ему понравилось по дизайну и качеству. Он смотрит на бирку, а там написано «Made in Ukraine». И в этот момент он думает: «Хм ... В этой стране не все так плохо, если там могут сделать такую классную вещь». Это очень простой пример. Но тысячи таких моментов — с музыкой, картинами, фильмами, книгами — создают репутацию Украины.
Кто готов думать об авторитете страны, подумайте о рабочих местах и о людях, которые стоят за каждым непрофинансированным проектом. Ведь сейчас очень многие люди работают в культурной сфере и креативной индустрии. В случае существенного сокращения бюджета эти люди просто будут голодными. Но не забывайте: они все-таки очень талантливые и умные. Поэтому другой вариант развития ситуации: они просто эмигрировать. И будут прекрасными дизайнерами, музыкантами и художниками — за пределами нашей страны. Не в Украине. И это страшно.
Поэтому, конечно, я понимаю, что какие-то изменения в бюджете должны состояться, но очень надеюсь, что ВР оставит бюджет для реализации культурных проектов.
Выпуск газеты №:
№66-67, (2020)Section
Общество