Огонь, вода и Шулявский мост
Какие выводы нужно сделать из аварии на мощной транспортной развязке в Киеве
«Зима ушла и унесла с собой Шулявский мост», «Выяснилось, что путепровод на Шулявке тоже участвует в плане "Шатун"», «При Обаме мост стоял, а при Трампе упал», - вечером 27 февраля соцсети взорвались шутками из-за разрушения внешней конструкции пешеходной части Шулявского путепровода. А фраза столичного мэра Виталия Кличко о том, что мост «устал» от времени, стала мемом.
Никто в результате обвала не пострадала. Можно сказать, что «жертвами» аварии стали заместитель председателя Киевской городской администрации по вопросам транспортной инфраструктуры Илья Сагайдак и председатель Соломенского района столицы Максим Шкуро - Виталий Кличко заявил, что они будут уволены из-за неудовлетворительной работы и халатного отношенияк решению проблем района соответственно.
Уже днем 28 февраля движение на мосту открыли в ограниченном режиме. Как сообщили на официальном сайте Виталия Кличко, начались работы по укреплению путепровода, движение тяжеловесного транспорта по нему запретили. Все другие путепроводы и мосты столицы должны проверить и определить их техническое состояние.
ВИНОВАТЫ МАФы?
Столичные власти получили выводы экспертизы от научно-производственного предприятия «Мостовой центр» и Государственного дорожного научно-исследовательского института. «Экспертиза установила, что для избегания аварийных ситуаций и последующей временной эксплуатации сооружения необходимо срочное выполнение предупредительных мероприятий. В частности, ограничить габарит проезжей части с обеих сторон сооружения на 0,7 метра с использованием легких конструкций, выполнять ежедневные осмотры конструкции тротуарных консолей на предмет появления трещин, кренов и наклонностей, ограничить движение пешеходов и транспорта под сооружением в пролетах», - процитировал Виталий Кличко результаты экспертизы.
Досталось МАФам, с которыми отчаянно борется нынешняя власть. Фактором, повлиявшим на обвал, называют пожары на торговых площадках под мостом в 2006 и 2007 годах. Поэтому Кличко поручил проверить все МАФы возле объектов транспортной инфраструктуры и убрать незаконные постройки. «Все МАФы в Киеве, установленные под мостами, под объектами транспортной инфраструктуры, в подземных переходах должны быть демонтированы. Они несут потенциальную угрозу», - приводят слова столичного мэра на сайте КГГА.
Между прочим, в этом году власти планировали ремонтировать Шулявский путепровод, состояние которого в 2015-м департамент градостроительства и архитектуры КГГА определял как предаварийное. «И мы сделаем это, - обещает Виталий Кличко. - Также запланирован капитальный ремонт Воздухофлотского путепровода и дороги на проспекте».
ПРОБЛЕМА НЕ УНИКАЛЬНАЯ
Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра «Институт города», согласен, что основной причиной аварии является пожар многолетней давности, который значительно повредил структуру моста. «Металл при нагревании расширяется чуть больше, чем бетон, в результате чего происходит внутреннее напряжение. Если туда потом еще попадает вода, это уменьшает прочность моста и увеличивает разрушения, - объясняет эксперт. - Когда произошел пожар, тогдашняя власть нашла временное решение. Поставила подпорки, стойки, которые мониторили и подкручивали вручную. Это выглядело довольно смешно».
По словам Григория Мельничука, сокоординатора Совета по урбанистике Киева, пожар только обострил ситуацию с довольно изношенным мостом. «Бетонные конструкции имеют определенный срок безопасной эксплуатации. Если посмотреть на мосты, которые не горели, и там можно увидеть отслоение бетона, повреждение арматуры. В этом нет ничего удивительного - просто надо понимать, что эти конструкции через определенное время надо ремонтировать или заменять. Шулявский путепровод является одним из старейших. Ничего удивительного, что он в таком состоянии, - комментирует урбанист. - Такая проблема не уникальна, в США с ней столкнулись несколько десятилетий назад, когда начали стремительно стареть развязки и мосты, построенные до войны».
«НАДО УПРОЩАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ»
Реконструкция Шулявского путепровода требует большой работы, и не только технической. «Для реконструкции необходимо разработать объездные пути, а для этого - высвободить определенные территории, чтобы движение происходило хотя бы частично. Это сложная задача, - отмечает Александр Сергиенко. - И, конечно, идет яростное сопротивление владельцев земельных участков вокруг моста, владельцев земли на бывшем заводе «Большевик», МАФов. Большие деньги там крутятся и давят на принятие решений».
Состояние других столичных мостов, по мнению директора «Института города», более или менее удовлетворительное. «Если вовремя проводить профилактику, не пускать воду в тело моста, они могут стоять веками. Цемент со временем только усиливает свою прочность, если нет вмешательства воды», - говорит Александр Сергиенко.
«Надо строить новую развязку, а пока - усилить существующие конструкции, - убежден Григорий Мельничук. - На части пролетов есть дополнительные подпорки, а в месте обвала их нет - логично было бы их установить. Ведь строительство начнется не завтра, некоторое время мост будет эксплуатироваться».
Также Григорий Мельничук отмечает, что надо упрощать инфраструктуру в целом. «Надо смотреть, что из старых объектов реально нужно, а без чего можно обойтись, иначе никаких денег не хватит все ремонтировать, - говорит урбанист. - Например, у большого количества подземных переходов, построенных в 1960 годы, текут потолки, есть трещины в перекрытиях, где-то уже рассыпалась арматура - как на бульваре Шевченко. Странно выглядит идея построить 160 развязок, которая содержится в действующем Генплане. Через некоторое время их все придется перестраивать. Надо упрощать инфраструктуру: где-то обходиться без развязок, а где есть светофоры - без подземных переходов, или строить надземные. Иначе средства будут идти только на ремонты, не будет развития, условно, произойдет инфраструктурный коллапс».
Section
Общество