Оксана БИЛОЗИР: «Сегодня авангардом считают то, что когда-то мы называли самодеятельностью»

— Как правило, женщины слова «юбилей» стараются избегать, потому что всегда начинается подсчет лет. А вы, наоборот, на всех афишах подчеркиваете, что «Чарівна бойківчанка» посвящена 20-летию творческой деятельности. Чего ждать зрителям? Это антология лучшего из созданного вами или совсем новые произведения?
— В программе будут песни, с которых я начинала свои первые шаги на профессиональной сцене, любимые композиции, проверенные временем, но в современных обработках, и совсем новые произведения. Песня «Чарівна бойківчанка» дала название всей программе. Именно она принесла успех. Мне очень приятно, что это произведение позже включили в свой репертуар артисты из группы «Самоцветы».
К себе на юбилей пригласила много гостей. Мой друг и меценат Василий Дума предложил разнообразить программу, украсить ее дефиле из последней коллекции российского кутюрье Валентина Юдашкина и выступлением артиста-пародиста Владимира Винокура, которых он тоже поддерживает. Юдашкин приедет вместе со своими моделями. Это очень красивое шоу. Мне предлагали одеться в его костюмы, но я предпочитаю совсем иной стиль жизни. Мои наряды для концерта сделаны Оксаной Караванской, которую я считаю ведущим модельером Украины. Наша программа пройдет в двух отделениях по полтора часа. Вместе со мной выступит балет под руководством Светланы Шумской.
Я не скрываю, что уже 20 лет пою, поскольку горжусь этим. Не хочу преуменьшить значение сделанного за это время. И вместе с тем, этот концерт не какой-то итог, а просто небольшой результат и начало нового. У меня много планов, которые надеюсь осуществить.
— Чтобы получилась хорошая песня, необходимо соединение трех компонентов: мелодии, текста и мастерского исполнения. Вы работаете со многими авторами. Кого из них вы называете своими единомышленниками?
— У меня очень ограниченный круг друзей-соавторов, с которыми на протяжении многих лет работаю. В первую очередь, это композиторы — Александр Злотник, Геннадий Татарченко, Анатолий Говорадло. Начинала свою работу с песнями Игоря Билозира. Из поэтов это — Вадим Крищенко, Андрей Демиденко и Михаил Ткач. Они всегда создают интересные глубокие образы. Их песни легко петь, потому что у них есть что сказать слушателям.
— С чем был связан ваш тайм-аут в концертной деятельности?
— На протяжении моего творческого пути на эстраде у меня было несколько моментов, повлиявших на дальнейшую судьбу. Честно признаюсь, что когда начались коренные изменения в структуре шоу-бизнеса, то сначала не находила свое место. Не хотела приспосабливаться к тем условиям, которые мне предлагали. Начала искать свой путь. Некоторое время работала сама по себе. Совсем не участвовала в тусовках, фестивалях. Телевидение мои выступления не показывало. Поэтому у многих людей сложилось впечатление, что я перестала петь. А в действительности я продолжала ездить на гастроли. Могу похвастаться, что даже без большой рекламной кампании, а только с расклеенными накануне концерта афишами собирала большую аудиторию. С новыми функционерами шоу-бизнеса у нас были разные взгляды на творчество. Именно в этот период произошли перемены и в моей личной жизни. Во второй раз вышла замуж. Родился младший сын. Мы переехали в Киев. Начала учиться в Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины. Мне кажется, что за время небольшой паузы я другими глазами посмотрела вокруг. Сумела найти свое место не только на эстраде, но и в дальнейшей жизни.
— Скептики утверждают, что у нас на эстраде есть шоу и вовсе нет бизнеса. А как вы считаете?
— Сегодня в Украине шоу- бизнес есть. Другое дело, какие суммы тут крутятся. Не секрет, что наши соседи-россияне получают за свои выступления в десять раз больше, чем украинские артисты. Кто- то может себе цену не сложить, заломить $5 тысяч и тогда бизнес не получится. А если ставить реальные цели, то можно жить нормально.
В нашем шоу-бизнесе зеркально отражается весь наш сегодняшний день. Экономическое состояние страны. Говорят, что у нас экономика не работает. Но ведь она работает! Вопрос только — как? Так и с бизнесом. Он тоже есть — ровно настолько, насколько государство экономически способно его продуцировать. Другое дело, что должны быть приоритеты. Нужно разработать закон о меценатстве, о гастрольно-концертной деятельности артистов. Например, на моих афишах стоит одна фамилия: Василия Михайловича Думы — как мецената. Если таких людей будет больше, то наша жизнь быстрее улучшится. Он украинец по происхождению. Живет в России. Мы знакомы много лет. Благодаря господину Думе выходят мои компакт-диски, клипы. Я довольно часто бываю в Москве, вижу там сдвиги в бизнесе. Богатые люди поддерживают искусство. Очень хочу, чтобы и у нас как можно скорее легализировались капиталы, и бизнесмены и политики начали вкладывать средства в наших исполнителей. Пока у нас не выработаны понятия «национальная культура» и «национальные приоритеты», поэтому и имеем анархию. Сегодня ситуация с зарубежными гастролерами напоминает сквозняк. Они вывозят с Украины деньги. Мы должны создать условия для национального исполнителя. Например, ввести билеты единого образца. Тогда не будет лазеек для неучтенных средств. И за аренду с гостей нужно брать максимальные суммы, а для своих установить льготы.
— Но ведь сегодня эстрада вовсе не Золушка, а золотая кукла. Включаешь радио или телевизор, а там, кроме информационных программ, сплошная дискотека. Из всех искусств эстрада стала самым главным. Как вы относитесь к тому потоку пустоцветов, который заполонил эстраду? Когда много шума, но как только прекращается финансирование, как «грандиозный проект» лопается, словно мыльный пузырь?
— Наша беда в том, что мало профессионалов в шоу-бизнесе. Именно поэтому лучшее и интересное не всегда поддерживается. Я не участвую в хит-парадах, потому что за 20 лет творчества выработала собственную философию. Мы разных групп крови. Для меня сцена — это святилище! Каждую песню я очень придирчиво выбираю. Считаю, что должны быть определенные эталоны, уровень качества. Сейчас у нас на эстраде проводятся «эксперименты». Это когда многие певцы не только не имеют специального музыкального образования, но даже ноты не знают. Когда-то такие выступления мы называли самодеятельностью, а сейчас это уже оригинальность, авангард и экспериментаторство. Поэтому у нас так много проектов, которые через год-два исчезают. Мне жаль этих молодых людей и публику, которой навязывается плохой вкус. Кстати, я пошла преподавать в Университет культуры и искусств именно поэтому, хочу поднять профессиональный уровень нашей эстрады.
— А кого из молодых певцов вы считаете перспективными, будущими звездами?
— Мне очень нравится Марина Одольская. По ней видно, что она независимый, гордый человек и ей очень непросто сейчас живется. У нее есть голосовой и артистический потенциал. Если она будет продолжать учиться, расти интеллектуально, тогда станет хорошей певицей. Интересно работает Женя Власова. Думаю, что у этих двух певиц большое будущее.
— Сейчас у нас многие артисты получают звания, и поэтому все нивелируется. В своей юбилейной афише вы написали только свое имя и фамилию, не указав звание народной артистки Украины.
— Потому что на сегодня ряд народных артистов Украины стал для меня дискомфортным. Творческую элиту избирает общество, оно ее формирует, вкладывает в нее деньги, когда идет на концерты исполнителя, покупает альбомы и кассеты с записями артиста. Сейчас у нас популярен тот, кого транслируют по радио и телевидению. Поэтому публика слушает тех исполнителей, которые заплатили за эфир. Нет натурального отбора, нам продюсеры навязывают свое. Имеем искусственные звания, дутых суперзвезд. В жизни все взаимосвязано. Пока в нашем обществе не появится средний класс и не будет сам делать свой выбор, нам будут навязывать музыкальную жевачку, а не высокопрофессиональное эстрадное произведение.
— На каком этапе сейчас находится ваша идея создания Центра украинского зарубежья в Киеве?
— Сейчас эта идея затормозилась, потому что все силы и время отдаю на организацию концерта и подготовку летнего гастрольного турне. Темой моей магистерской работы была интеграция Польши в европейские структуры и влияние тех процессов на Украину. По статистике, 20 миллионов украинцев проживают за пределами нашей страны. Многие из них хотят помогать не только финансово, но и интеллектуально, принимать участие в государственно-созидательном процессе в Украине. В первые годы независимости они ринулись на Родину, но их обманывали, иллюзии разбивали наши бюрократы. Поэтому нужна инициатива с Украины. Нужно создать структуру, которая бы стала частью политической, государственной программы. Мы должны сказать: «Мы нуждаемся в вашей помощи», и тогда станет возможен их интерес.
— Ваши занятия в Дипломатической академии — это поиски своего второго «я»?
— Еще до занятий в Дипломатической академии я выступала на всех континентах мира как певица. Но за границей после каждого концерта во время общения со зрителями меня спрашивали не только о творчестве, но и о жизни в Украине. Тут хочешь или нет, а станешь дипломатом. Занятия в академии научили меня разбираться в разнообразных сложных политических ситуациях, уметь анализировать события, аргументировать свою точку зрения. Я никогда не ставила цель стать профессиональным дипломатом, а хотела расширить свое мировоззрение. Чем больше учишься, больше знаешь, тем интереснее жить.
— У вас напряженная жизнь. Где вы берете силы?
— Вдохновение нахожу в своей семье. Мой тыл — это старший сын Андрей. Он студент I курса Национального университета им. Шевченко, Института международных отношений, кафедра международного права. Хорошо танцует брейк. Хотел пойти в артисты, но я отговорила. Сцена — соблазнительный и сложный путь, не каждый его проходит, и не всем он приносит моральное удовлетворение. Поэтому хочу дать ему твердый кусок хлеба. Младшему сыну Ярчику восемь лет. Он школьник. Также мой муж Роман Недзельский (генеральный продюсер центра «Украина — «Мир») и его мама Миля, которая живет вместе с нами. У меня нет иллюзорных мечтаний. Встаю и радуюсь, что сегодня все хорошо.
Выпуск газеты №:
№82, (2000)Section
Общество