Перейти к основному содержанию

Олимпиадное закулисье

Научный руководитель украинской команды химиков Константин ГАВРИЛЕНКО — о влиянии на успех разных факторов
14 августа, 10:10
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА

Недавно Украина поздравляла наших школьников с победой на Международной ученической олимпиаде по химии, проходившей в Париже. Александр Кудрик из киевского лицея №100 «Подол» вернулся домой с золотом, Лидия Дубенская и Гордей Андрусив с серебром, Анатолий Кузнецов — с бронзовой медалью. Трое последних — воспитанники Львовского физико-математического лицея-интерната при Львовском национальном университете имени Ивана Франко.

Кроме имен победителей, важно понимать, какова, собственно, цена их успеха, как школы раскрывают ученический потенциал в условиях, когда естественные науки откровенно не в фаворе в общества, почему, в конце концов, знания по химии важны так же, как таблица умножения. Обо всем этом «День» пообщался с научным руководителем команды, кандидатом химических наук, научным сотрудником химико-биологического научно-учебного центра Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Константином ГАВРИЛЕНКО.

ТЩАТЕЛЬНЫЙ ОТБОР И ПОДГОТОВКА

— Константин Сергеевич, какова была ваша роль как научного руководителя в подготовке учеников к международной олимпиаде?

— Олимпиадный цикл рассчитан на целый год, который начинается еще в августе. В середине месяца проводится летняя химическая школа, которая проходит третий год в городе Выжница. Мы собираем победителей предыдущего года из трех параллелей (8, 9, 10 классов), потому что 11 классы уже выпустились. После летней школы с ними  работают учителя в регионах. Осенью проводим для учеников несколько тренингов, а дальше начинаются, собственно, олимпиады, от районного уровня до всеукраинского. Все эти этапы отбора касаются всех классов. Восемь одиннадцатиклассников, победителей финального этапа Всеукраинской олимпиады, с апреля начинают готовиться к международной. Так, в мае проходят отборочно-тренировочные сборы. Из восьми школьников мы отбираем команду (четыре ученика), для которой еще через месяц проводятся тренировочные сборы. Обычно «олимпиадный» год заканчивается в конце июля поездкой команды на международную олимпиаду.

Все это — постоянная работа команды специалистов-химиков наивысшего уровня, в частности  докторов химических наук Дмитрия Волочнюка и Петра Фочука и финансового директора Торгового дома «Бусел» Александра Усенко, а также всех членов жюри и энтузиастов, которые помогают в организации и проведении олимпиадных мероприятий. Как председатель жюри 4-го этапа Всеукраинской химической олимпиады, я отвечаю за подготовку комплекта заданий, обеспечение их соответствия подготовительному комплекту Международной олимпиады, оценивание участников, работу жюри и тому подобное. Как научный руководитель нашей сборной, лично занимаюсь научно-методической организацией процесса подготовки и отбора участников в состав нашей сборной, подбором тем и преподавателей. Кроме того, сопровождаю команду на олимпиаду и принимаю участие в работе международного жюри.

«ХИМИК-ОЛИМПИЕЦ — ЭТО ЕЩЕ И ФИЗИК И МАТЕМАТИК»

— Как именно проходит международная олимпиада, в каком формате?

— Олимпиада состоит из двух туров — экспериментального и теоретического. Фактически из десяти дней дети работают только два. Остальное время — это работа жюри. Украина тоже входит в состав международного жюри. Учеников и их руководителей на время олимпиады изолируют друг от друга. Забирают гаджеты, чтобы не было никакой утечки информации. С детьми постоянно присутствуют гиды. Жюри в это время обсуждает комплект задач, вычитывает их, вносит изменения, чтобы комплект отвечал программе олимпиады. Ежегодно она меняется, ведь невозможно охватить в одной олимпиаде все области химической науки. Поэтому каждый год выбираются темы, на которые будут составляться задачи.

В этом году комплект был довольно сложным, в частности, содержал достаточно сложные задания по квантовой и физической химии. Поэтому знаний по химии недостаточно. Обычно химик-олимпиец — еще и неплохой физик и математик. Потом жюри переводит задания на язык, удобный для участников, проверяет их работы и проводит арбитраж (согласование результатов оценивания). Каждая задача проверяется дважды: местным жюри и представителями стран-участниц. От Украины в этом году работали в жюри также Дмитрий Волочнюк и Дмитрий Радченко (кандидат химических наук). Качество работы жюри влияет на итоговый результат участников. Победители олимпиады определяются по результатами индивидуального зачета.

— Насколько сильной была конкуренция в этом году?

— В этом году в олимпиаде принимали участие 309 участников из 80 стран. Официального рейтинга команд нет. Но в неофициальном рейтинге мы в этом году пятнадцатые. Основные конкуренты — это страны азиатского региона, Европа и США. Они вкладывают огромные инвестиции в систему образования. Так, в отличие от Новой украинской школы, не существует новой сингапурской или новой китайской школы. Эти страны занимаются не постоянным реформированием образования, а его поддержанием и усовершенствованием. Возьмем, к примеру, Германию или же другие страны, которые являются локомотивами изменений современного мира. В них невозможно представить, чтобы вместо физики, химии и биологии изучался один предмет, который называется естественные науки.

Среди государств постсоветского пространства традиционно сильной является команда Российской Федерации. Там сохранена система специализированных школ, которые действительно готовят на серьезном уровне олимпийцев и интеллектуальную элиту, вкладывают достаточно много средств в систему поддержки одаренных учеников.

Что касается Украины и нашей команды, то это все волонтерское движение. Существует определенное количество энтузиастов, которым небезразлично. Они находят детей, которые интересуются химией, и помогают им вырасти в сильных олимпийцев. Все эти годы государственная поддержка в сфере воспитания интеллектуальной элиты находится на минимальном уровне. Олимпиадное движение традиционно недофинансируется. Но благодаря постоянной работе группы небезразличных ежегодно все наши участники международной олимпиады возвращаются домой с медалями.

«ОЛИМПИЙЦЫ ИДУТ В НАУКУ, ТОЛЬКО НЕ УКРАИНСКУЮ»

— Расскажите детальнее о нынешних победителях. Почему так сложилось, что, как и в предыдущие годы, это воспитанники специализированных школ крупных городов?

— У нас очень мало приличных учебных заведений, которые все еще пытаются давать детям хороший уровень образования. Если в регионе есть такая школа или учитель химии, например, Ольга Березан в Нововолынске, Сергей Джавахишвили в Кременчуге, Лидия Олексин во Львове или Светлана Вест в Киеве, которым это интересно, то складывается система, которая начинает выявлять и продуцировать одаренных детей. Если ребенок в какой-то школе проявил себя на олимпиаде в ранних классах, то с достоверностью 90% он попадет в такую школу.

— Складывается впечатление, что это точечные явления, которые все же дают нам возможность завоевывать победы на международных соревнованиях?

— Если бы не волонтерское движение педагогов и учеынх, ничего бы не было. Международная олимпиада проходит на очень современном уровне. Это не математика, где хватит ручки и листа бумаги, чтобы решить все задачи. Это экспериментальная олимпиада, где 40% баллов дает именно экспериментальный тур.

— Где же мы можем подготовить детей к этому?

— Как пример — ООО «Научно-производственное предприятие «ЕНАМИН» (г. Киев). На его базе приблизительно два года назад создали современный практикум для студентов, а также для школьников, чтобы они могли тренироваться на современном оборудовании. Много работают с нашей командой специалисты по химическому факультету КНУ имени Тараса Шевченко. Так, в течение тренировочной недели перед олимпиадой ученики работали именно в этих лабораториях, что, я уверен, помогло им продемонстрировать высокий уровень практических навыков на международной олимпиаде.

— Это, по сути, группа детей, с которыми работаете вы и учителя в регионах, которым химия, вероятно, интересна не потому, что так сказал педагог, а из-за внутреннего желания. Как много таких заинтересованных учеников и идут ли участники международной олимпиады потом в науку?

— Они идут, но довольно часто не в нашу науку. Я общался с нынешними победителями, которые уже поступили в заведения высшего образования. Александр Кудрик поступил в Институт высоких технологий КНУ им. Т. Шевченко, его уже готовы взять на стажировку в «ЕНАМИН». Трое других поступили во Львовский национальный университет имени Ивана Франко, причем двое из них имеют желание заниматься органическим синтезом и органической химией. Хотя у меня нет уверенности, что они не покинут нашу страну в ближайшем будущем. К сожалению, в Украине есть очень ограниченное количество современных научно-химических производств.

«В ШКОЛЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОЦЕННЫЙ ЦИКЛ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»

— Как бы вы охарактеризовали качество нынешних студентов, которые приходят изучать химию в заведения высшего образования?

— Студенты, конечно, приходят, но из года в год уровень знаний снижается. Я вам больше скажу, уровень олимпийцев снижается. Из-за этого мы вынуждены уменьшать сложность заданий Всеукраинской олимпиады. По положению об олимпиаде мы можем награждать исключительно учеников, которые набрали не меньше 30% от максимума баллов. Поэтому практически ежегодно мы упрощаем общий комплект задач, чтобы большинство эти 30% набрало. Иначе получится, что мы подготовили слишком сложный комплект заданий. Раньше мы готовили детей, условно говоря, с нулевого уровня и поднимали их до олимпийского, а теперь мы должны работать с минус пятого.

— Это все качество знаний, которое закладывается в школе, но если даже столичная школа просит закупити оборудования для кабинета химии через общественный бюджет, так что говорить об уровне преподавания естественных дисциплин в сельской местности?

— Не стоит копировать чью-то систему образования и тратить ежегодно средста на печатание новых учебников и изменение программ. Лучше вернуться к предыдущей системе образования и осторожно изменять ее в соответствии с современными потребностями. Как именно преподавать — это тактический вопрос. Развить компетенции можно кому угодно, из таких людей будут хорошие менеджеры или секретари. Но если нам нужно инновационное движение, должно быть развитие реального знания о вселенной, не сказки о «Фейри», которое хорошо моет посуду. Дети должны изучать и понимать именно причины и механизмы, по которым функционирует вселенная, уметь задавать вопросы «Почему?» и «Как?» и находить на них ответы. А для этого в школе должен быть полноценный курс естественных наук.

Одной из причин того, что среднее образование потянулось на дно, по моему мнению, является крах научно-производственного комплекса и высшего образования в Украине в 1980-1990 годах. В вузах не было современного оборудования, а, соответственно, и преподавания современных аспектов химии. Поэтому студенты в конце 1990-х — в начале 2000-х годов начали уезжать на запад, потому что не было на чем работать. А что государство? Вместо того чтобы вложить в высшее образование средства, его осовременивать и модернизировать, началось, по факту, разрушение среднего образования и, как результат, уничтожение престижа естественных наук. Конечно, теперь меньше студентов и аспирантов выезжают за рубеж, потому что их просто нет.

«ХОРОШИЙ ХИМИК НАЙДЕТ СЕБЯ ВЕЗДЕ»

— Как в таких условиях повернуть имидж химии? К примеру, математика сейчас больше на слуху, поскольку ученые пытаются вести научно-популярную беседу с обществом, зачем это нам в повседневной жизни?

— Химия не в фаворе, потому что уничтожено химическое производство в стране. Заводы выкупались и системно уничтожались. Если человек выпускается как химик, он хочет найти себя в этой стране, но шансов очень мало. Практически никто не хочет вкладывать в Украину долгосрочные инвестиции, чтобы когда-то получить стратегический результат. А без этого вернуть развитие страны в современную колею нереально. Профессия химика престижна за рубежом, это высокооплачиваемые и высококвалифицированные специалисты, кстати, даже в нашей стране. Скажем, консультационные услуги профессионального химика достаточно дорогие.

Поэтому хороший химик найдет себя где угодно. Но это человек-экспериментатор, для работы которому нужна лаборатория с современным оборудованием. Даже для химика-теоретика, который может просто работать за компьютером, нужны суперкомпьютеры, только на которых возможно проводить современные исследования. Абсолютно все, что нас окружает в современном мире, от компьютеров до лекарств, имеет отношение к химической науке. Я надеюсь, что рано или поздно наше общество осознает, что вкладывание средств в развитие научно-естественной отрасли так же необходимы, как развитие независимой судебной системы или современной медицины. Потому что в ином случае — это тупик, обреченность быть поставщиком сырья и мозгов в страны, где этот потенциал понимают и используют.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать