Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Омельян Прицак – творец мировой украинистики

27 июня, 10:49

«Наука занимает в системе культуры основное значение, как ее теоретическая база, сумма опыта и источник вдохновения»

Омельян Прицак

Омельян Прицак (1919—2006) принадлежит к интеллектуальным титанам мировой и украинской науки и культуры середины XX — начала XXI века сразу в нескольких ее отраслях: урало-алтайской лингвистике, исторической тюркологии, медиевистике, исламоведении, скандинавоведении, славистике. Он является членом многих престижных академий, университетов, обществ, основателем многих фундаментальных научных журналов и международных организаций, автором свыше тысячи аналитических трудов и монографий. Его авторитет как универсального ученого, знатока свыше 60 языков и диалектов, человека античной осанки является беспрекословным,  соизмеримым с плеядой таких титанов мировой гуманитарной науки как И.Г. Гердер, Г. В. Ф. Гегель, А. фон Гумбольт, Б.Кроче, Михаил Грушевский, Полонская-Василенко, Агатангел Крымский. О мировом признании Омельяна Прицака как первостепенного ученого-гуманитария красноречиво свидетельствует и тот факт, что Нобелевский комитет неоднократно обращался к нему с просьбой дать рекомендации кандидатур номинантов на получение этой самой престижной награды в отрасли науки и культуры.

Жизненный и творческий путь Омельяна Прицака тесно связан с Украиной и Америкой. Родился он во времена ЗУНР седьмого апреля 1919 года в селе Луки (в настоящее время Озерная) на Самборщине Львовской области в семье Омельяна Прицака и Эмилии Капко. Отец отдал жизнь за волю Украины в рядах УГА осенью того же года. Этот факт Омельян Прицак с гордостью пронес через всю жизнь. Его слова: «Отец отдал жизнь за Украину, а я должен жить ради Украины» стали его творческой жизненной программой, путеводной звездой во всех его интеллектуальных и организационных трудах. Учась в Тернопольской польской классической гимназии (1926—1936) как поляк, он осознал две важные жизненные истины: потребность  человеческого и национального достоинства. Он решительно отбрасывает свою польскую принадлежность и навсегда становится «Омельяном» вместо «Эмиля». Годы учебы во Львовском университете (1936—1940), общение с такими прославленными историками, действительными членами Научного общества имени Шевченко как Мирон Кордуба, Иван Крипьякевич, знакомства и очень искренние, хотя и недолговременные, дискуссии с Агатангелом Крымским и, бесспорно, проработка многотомной «Истории Украины-Руси» Михаила Грушевского, сформировали из него перспективного ученого, историка-патриота. Он стал одержим мечтой вернуть правдивую историю Украины в контекст мировой истории. Свое жизненное кредо он определял такой амбициозной программой: «... Я хотел бы дать свое виденье истории Украины, но не так, как до сих пор это делалось, в изоляции, а в системе мировой гуманитарной науки. Представить украинское возрождение... как международную проблему на фоне международной истории. Это моя будущая задача».

И от этого обета Омельян Прицак не отступился до конца своей творческой жизни. Он хорошо осознавал, что осуществить этот грандиозный план в условиях советской Украины является задачей утопической. Поэтому приложил весь свой ум, умение, мужество, изобретательность, твердость, настойчивость для получения перфектного образования в самых престижных европейских и западных университетах, в частности Германии и Америки, чтобы впоследствии получить статус авторитетного ученого в отрасли ориенталистики. Собственно этот статус и дал ему возможность осуществить свою  заветную мечту — создать и ввести украинистику как отдельную науку в мировую гуманитарную науку. В действительности это был «крестный путь» талантливого ученого-концептуалиста, философа истории, непревзойденного полиглота-востоковеда (знал свыше 60 языков и диалектов) ради  возвращения Украины в лоно мировой истории, науки, культуры, что, в сущности, длилось всю его сознательную жизнь. Он успешно совмещал исследования в отрасли украинистики и ориенталистики. Омельян Прицак избрал специализацию тюркского и монгольского языков, чтобы иметь возможность использовать аутентичные источники, которые были недоступны для украинских ученых, и дополнить историю Украины исследованием ее восточного крыла.

ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Вот некоторые вехи этого «крестного пути». Вторую половину своей многогранной творческой жизни (с начала 60-х годов прошлого века) ученый посвятил организационным проблемам становления и интеграции украинской гуманитарной фундаментальной науки в мировую гуманитаристику, лелеянью молодой генерации ученых-украиноведов мирового уровня. Этот невероятно изнурительный труд увенчался победой — созданием Украинского научного центра в Гарвардском университете, одного из самых престижных и самых старых  образовательных заведений Америки, ровесника Киево-Могилянской академии. Это поистине «гарвардское чудо» стало  моделью перестройки академической украинской науки и образования за пределами Украины.  Реализацию такого стратегического веса дела  для Украины Омельян Прицак осуществил на базе постулатов, среди которых: 1. Наука имеет в системе культуры основное значение как ее теоретическая база, сумма опыта и источник вдохновения. 2. Народ как государственная нация идентифицирует свою «окремішність» через свою национальную культуру, а значит, через национальную науку. 3. Гуманитарные науки — в первую очередь язык, литература, история — принадлежат к нациообразовательным наукам, составляют единство и изучаются параллельно. 4. Точные науки — технические, естественные — являются универсальными, и потому в сохранении национальной идентичности играют второстепенную роль, хотя и крайне важную. 5. Наука для своего становления нуждается в финансах, материальной базе (недвижимость, библиотеки, издательства), кадрах с обучением мирового уровня. 6. Перестроить научный центр в Украине, а тем более за ее пределами, можно при наличии научного лидера энциклопедических знаний, универсального мировоззрения и авторитета, исключительной воли, целенаправленности, скромности, жертвенности и посвящения. Именно таким научным лидером и был Омельян Прицак, один из интеллектуальных титанов украинской диаспоры.

За мужество и твердость в реализации его «фантазийных» проектов (мечты детства) Омельян Прицак получил почетное звание «профессора Торнадо». Базовыми структурами Украинского научного центра стали три украинских кафедры из нациообразующих предметов: кафедра истории Украины имени Михаила Грушевского (история как память народа), кафедра украинского языка имени Александра Потебни (язык как код нации), кафедра украинской литературы имени Дмитрия Чижевского (как художественное проявление языка), задачей которых было «продуцировать молодых талантливых исследователей, которые объединяли бы опыт западного мира с достижениями украинской науки». Следующими важными структурами Центра были украинские отделения научной библиотеки избранного университета (как частичная замена функций национального университета) и Украинский научно-исследовательский институт (как образец миниатюрной Академии украиноведческих наук) с еженедельным Семинаром для апробации научно— образовательных исследований, а также Летняя школа по изучению украинского языка. Цель института — создавать и интегрировать украинскую академическую науку в общемировое культурное пространство путем привлечения наиболее широкого круга ключевых научных работников и научной молодежи как украинского, так и иностранного происхождения к изучению украиноведческой тематики также увенчалась успехом: в Северной Америке и Канаде появился ряд украиноведческих кафедр и курсов по украинистике в частности, в Университете в Торонто, а также группа уважаемых профессоров-украинистов, среди которых Орест Субтельный, Зенон Когут, Ольга Андриевская, Любомир Гайда, Виктор Остапчук, Георгий Грабович и др.

Ученый инициировал ряд научных проектов, среди которых грандиозный проект отмечания тысячелетия крещения Украины-Руси с важной составляющей — Проектом тысячелетия, корпусом украинского письменного творчества за первое тысячелетие в трех сериях: факсимиле оригинальных текстов памятников истории Украины (XI—XVIII)  в 50-ти томах с соответствующими переводами на английский и современный украинский языки. Этот корпус начал реализовываться в 1987 году как «Гарвардская библиотека древнего украинского писательства», а через нехватку профессиональных переводчиков по древней украинской литературе серия украинских переводов формируется под названием «Киевская библиотека древнего украинского писательства» Институтом украинской литературы НАН Украины. В подсерии «Студии»  вышел шестой том «Истории украинской литературы» Михаила Грушевского, посвященный украинскому культурному возрождению XVII века, машинопись которого чудом спаслась после 65 лет забвения. Авторитет Омельяна Прицака сыграл ведущую роль во включении в научную программу Гарвардского университета проект исследования Голодомора в Украине 1932—1933 годов Джеймса Мейса и Роберта Конквеста. В августе 1990 года в Киеве Омельян Прицак озвучил свой инновационный программный доклад «Что такое история Украины?», в котором обнародовал свою концепцию временно-пространственного метода изучения истории Украины в противовес народническому, основанному на принципах марксистско-ленинской идеологии, которая господствовала в советской историографии. Омельян Прицак был историком-державником, который глубоко понимал значение науки и культуры для цивилизационного развития государства. Став именитым востоковедом, он дополнил «Историю Украины-Руси» Грушевского базой восточных источников, прибавил к западному, по его высказыванию, «восточное крыло». Фактически ученый вписал историю Украины в историю Европы и огромного Восточного мира — от Крыма до Китая, придав ей объективности, аргументированности, фактологичности в соответствии с лозунгом «Познайте правду, и она вас освободит».

Уже в независимой Украине (1990—1998) Омельян Прицак с большим энтузиазмом вершит ряд важных для украинского возрождения проектов. В частности возродил украинскую ориенталистику и возглавил Институт востоковедения имени Агатангела Крымского НАНУ; выступил основателем Археографической комиссии и ее наследника — Института источниковедения и археографии имени Михаила Грушевского НАНУ; учредил и возглавил в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко первую в постсоветской Украине кафедру  историософии, где на своих лекциях и семинарских занятиях обосновал инновационные концепции и методики изучения истории Украины как сегмента всемирной истории человечества, а не как эпизод российской истории. Ведущей теме — Украина в контексте цивилизационной истории мира, как ее неотъемлемая часть — ученый посвятил всю свою жизнь. Среди его фундаментальных произведений «Славяне и аварки»,  «От Киевской Руси до современной Украины: создание украинской нации», «Половцы и Русь», «Происхождение Руси» (вышло 2 тома свыше 1000 страниц каждый, написано еще 4), в которых он возвращает к научному дискурсу как хазарскую, так и варяжскую теорию происхождения Киевской Руси. Завершил свой творческий и земной путь этот титан классической науки фундаментальным трудом «Когда и кем было написано «Слово о полку Игореве», к написанию которого он готовился пятьдесят лет!

На вопрос редактора журнала «Дружба народов» Александра Руденко-Десняка «Зачем Вам та украинистика? Вы же выдающийся тюрколог!» Омельян Прицак ответил: «Все, что я делал, — я делал для Украины». Кратко, понятно, убедительно. И как скромно! Омельян Прицак выполнил свою миссию и таки поставил украинистику на мировой уровень славистики. А Украина, которая была его путеводной звездой всю его многотрудную жизнь, удосужилась лишь на несколько скромных конференций. Поистине нет пророка в своей Отчизне! Отошел этот солнечный ум в Вечность в 2006 году в одной из клиник в далекой Америке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать