«Они не могут забрать ничье место»
Влияют ли переселенцы на рынок труда в УкраинеОбвал отечественного рынка труда достаточно ощутим. Официальные органы обвиняют в этом военные действия, среди безработных — большое количество переселенцев. Но в действительности уменьшение количества рабочих мест — это устойчивая тенденция, которую долгое время никто не замечал, а последние события только закрепили:
«Бытует мнение, что рынок труда рухнул после Майдана, но в действительности это не так, — делится директор по развитию портала Work.ua Сергей Марченко. — Рынок начал свое падение еще в 2012 году. С самого начала 2012-го мы заметили падение количества вакансий, которые размещены на нашем сайте, а количество резюме выросло. Следовательно, не Майдан привел к падению рынка труда, а вполне возможно, что наоборот — безработица привела к такому народному взрыву».
Военные действия имели значительное влияние на ситуацию в самом Донбассе. По исследованию Международного кадрового портала HeadHunter, в мае количество вакансий в Донецкой области снизилось в 1,8 раза, а в Луганской — в 2,2 раза. Закономерно, что в июне тенденция не изменилась: в Донецке и Луганске открывали вдвое меньше новых предложений работы. Среди работодателей в Донецке — аутсорсинговые ИТ-компании, несколько банков, региональные компании и компания ДТЭК, которая и дальше довольно активно набирает персонал. Почти треть вакансий — предложения от компаний из других областей и стран, которые готовы работать с соискателями из региона. Вакансии предлагают почти во всех профессиональных сферах. В Луганске почти половина вакансий предложена на местном рынке, чаще всего в сфере ИТ, остальные — предложения о работе за рубежом, чаще всего в России, на региональных промышленных предприятиях.
Интересная ситуация с искателями работы. На территории, где идут военные действия, людям в большинстве случаев не до этого. Количество людей, ищущих работу на Донбассе, выросло на 10%. Зато в аннексированном Крыму цифра значительно больше.
Относительно других городов Украины, то вынужденные переселенцы повлияли на рынок труда, но не существенно, утверждает Сергей Марченко: «Количество переселенцев не очень влияет на статистику. По официальным данным, выехало из Донбасса ориентировочно 200 тысяч человек. При этом, по данным Международной организации труда, в Украине 21 миллион работоспособных людей, потому эта цифра не существенна. Из опыта скажу, в ближние регионы, такие как Днепропетровск или Запорожье, в настоящее время переселенцы редко выезжают. Напротив, пытаются заехать, как можно дальше, хотя в Западной Украине рынок труда довольно незначительный. Возьмем тот же Ивано-Франковск. Там особенно нет роботы, сами жители региона выезжают за границу. Переселенцы увеличивают конкуренцию, но мест нет, потому чью-то работу они забрать не могут».
Эксперт Международного кадрового портала HeadHunter Ольга Кухарук также подчеркивает, что количество искателей работы почти не увеличилось. В целом переселенцы чаще всего устраиваются на рабочие специальности, потому среди «белых воротничков» конкуренция вообще не заметна: «Несмотря на значительное количество вынужденных переселенцев, конкуренция среди офисных работников в больших городах практически не изменилась и находится на среднегодовом уровне, значительных колебаний этого показателя не замечаем. Есть несколько причин такого состояния дел, главная — переселенцы в большинстве своем являются представителями рабочих специальностей или бюджетной сферы, следовательно, чаще используют для поиска работы не онлайновые каналы (печатные издания, личные контакты, помощь волонтеров и так далее). Кроме того, количество переселенцев в масштабах больших городов (Киев, Днепропетровск, Одесса, Львов) пока нельзя назвать статистически значимым для ситуации на рынке труда».
Представитель инициативы «Центр занятости свободных людей» Виталий Шевченко (напомним, о его помощи в поиске работы для переселенцев «День» писал в № 177 от 24 сентября) отмечает, что никакие преференции при приеме на работу переселенцам не предоставляются, потому обвинения в их адрес напрасны: «Переселенцы не могут забрать чье-то место. Условия получения вакансии для всех одинаковы, кто хочет — может подать резюме. Я не слышал о случаях, чтобы при получении работы предоставлялось преимущество вынужденным переселенцам только из-за их статуса. Слышал только о том, что специально создавали отдельные рабочие места для этих людей. Тем более, переселенцам сложнее найти роботу, чем местным жителям. Они в новой обстановке, и не всегда умеют эту работу искать. К примеру, для киевлянина все просто — взял резюме и разносишь или рассылаешь его везде. А переселенцам еще нужно думать над тем, где жить, что есть, им нужна работа уже сейчас, они не могут ждать, проходить стажировку. Играет роль и то, что переселенцы не были к этому готовы».
Больше всего среди переселенцев представителей рабочих профессий, что предопределено спецификой региона. Но также много бухгалтеров, юристов, инженеров, программистов. Эксперты советуют искателям работы не считать статус переселенца преградой в поиске вакансии, а заботиться о повышении собственного профессионального уровня и поддерживать личную конкурентоспособность.
Выпуск газеты №:
№181, (2014)Section
Общество