Ощущение общности судьбы
Все это так, но после 1991 года, в самостоятельном Украинском государстве, перед всеми нами стоят одинаковые лозунги: политические, экономические, цивилизационные, внутриукраинские и глобально-интеграционные. Прошлое остается в прошлом (это какие там маргиналы ходят с полинявшим лозунгом «Объединения за Советский Союз»?), часы истории движутся вперед, и назад их стрелки не вернуть.
С 1991 года Украина уже имеет новую собственную историю. Огорчительно, что она обозначена многими трудностями и неудачами, в частности и в осуществлении власти теми, кому ее доверили. Огорчительно, что вот уже десять лет бесплодно, а может, и с ненужным нигилизмом, говорим о якобы отсутствии украинской национальной идеи. Не соглашаюсь с тем, что ее нет. Может, не все за нее болеют, но это уже другой вопрос....
Сейчас не будем говорить о национальной идее. Не менее важно «нам», «восточным» и «западным», «северянам» и «южанам», проникнуться ощущением общности судьбы. Мы живем в одной стране — Украине, где извечно на своей земле живут украинцы, которые дали ей это название, вошедшее в геополитический словарь мира.
Общность нашей судьбы на государственном пространстве, очерченном украинскими границами и украинской Конституцией, с самого начала независимости и украинского возрождения после империи — это безусловный факт, объективная реальность. С этого факта, этой реальности вытекает наша общая ответственность за Украину, свою жизнь в ней, преодоление трудностей, исправление исторических несправедливостей, в частности относительно коренного этноса — украинцев. Потому что все взаимосвязано, и нет «счастья по- донецки», «по-закарпатски» или «по-крымски».
Пассивное ожидание этого прозрения, а именно — ощущение общности судьбы, только усложнит, хаотизирует продвижение к лучшему для всех. (Недавно заместитель председателя думского Комитета по делам СНГ, член фракции «Яблоко» Госдумы России Вячеслав Игрунов, приехав во Львов, сказал, что Украине и украинцам, по его мнению, следует четче самоопределяться, и что российские демократы будут уважать их выбор. Он также сказал: «Я не считаю «ЗУБР», «Русский блок» и другие подобные движения целесообразными. Это организации ностальгирующего плана, которые хотят того, что в принципе невозможно, что остается в прошлом».
«Судьба — не случайность, а предмет выбора; ее не ждут, а завоевывают», — сказал когда-то Вильям Дж. Браян — хотя и не наш, но мудрый человек. В этом высказывании — призыв к активной совместной деятельности, в нашем случае — создание своего «лучшего мира». Различных плоскостей, направлений такой деятельности: политических, экономических, духовных — намного больше, чем может временами казаться. Вот хотя бы это, возможно, самое разумное, что отвечает интересам людей на Западе и Востоке: в Украине есть общественная организация «Союз владельцев земли», которая призвана содействовать становлению частных хозяйств крестьян, преодолевая сопротивление отдельных местных чиновников с недавними колхозными «феодалами», доискиваясь до не всегда благосклонной к самостоятельным частным хозяевам власти и находя техническую помощь международных фондов развития и соседних с нами западных стран, например, полеводов Польши, Венгрии...
Нам, «восточным» и «западным», нужно стараться лучше понимать друг друга, в частности и то, почему так массово, в том числе и вооруженно, сопротивлялись галичане комуно-большевистскому режиму, который считали чужим и порабощающим, знать и понимать их моральные, духовные, патриотические побуждения. «Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем», — сказал другой мудрый человек. Это касается и отказа — наступило это время! — от запущенных старой компартийной пропагандой шаблонных мифов, направленных на уничтожение в Украине украинскости, ее национального духа.
Есть новые проблемы, на которые необходимо совместно обращать внимание, для добра всех. Например, отстаивание демократии, с ее позитивными, творческими атрибутами. Возможно, следовало бы предостеречь против избыточного восторга «региональной политикой», которая выражает прежде всего эгоистические интересы местных кланов, их лоббирование на различных уровнях. Предостеречь против опасности возрождения, в какой-то обновленной, модернизованной форме, монопартийной системы, снижения демократической партийной конкуренции, а значит, идей и способов развития. Это не какие-то надуманные, а реальные нынешние украинские проблемы.
...Немало нам вместе нужно сделать, гражданам страны, в которой живем, много чего предотвратить с ощущением общности нашей судьбы. Таким ощущением, которое дисциплинирует и активизирует, добавляет общей воли и мужественности.