Перейти к основному содержанию

Особенности национальной поддержки предпринимательства

23 января, 00:00
Господин Ющенко уверяет, что пришел надолго. Позвольте высказать сомнение. Так может делать только «временщик»

Так уже у нас заведено: когда человек собирается в дальнюю дорогу, вся семья садится на минутку, углубляется в размышления. Мы простились со вторым и вступили в третье тысячелетие. Это тоже дорога... Только более сложная и более трудная. И перед ней не мешало бы немного вспомнить, проанализировать... Не все, конечно. А вот последнее десятилетие второго тысячелетия — стоит.

Намеренно или по недалекости псевдореформаторов мы пошли не тем путем: не путем стимулирования производства, реформирования плановой экономики в рыночную, а избрали путь скорейшего обогащения меньшинства за счет ограбления большинства, что в народе получило меткое название «прихватизации». Составляющей такой «экономической» политики «реформаторов» является сращивание государственных и криминальных структур. Народ полностью разочарован. Вылезти из этой трясины можно только при условии изменения структуры экономики. Несмотря на все заверения руководства, мы не можем похвастаться сдвигами в экономике, которая напоминает пациента, который скорее мертв, чем жив. Позитив, который мы получили в конце года, это далеко не заслуга членов правительства.

...Развитие предпринимательства на правовой основе началось с принятием Закона СССР «О индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР». Но настоящим толчком к развитию предпринимательства стало принятие в 1988 году Закона СССР «О кооперации», который содействовал массовому притоку людей в кооперативы, которые начали расти словно грибы после дождя. Они привлекали демократической формой организации работы и высокими заработками, низкими налогами. Кооперативы заложили основы массовому развитию предпринимательства на Украине. Наибольшая доля его тогда приходилась на производственную сферу — промышленность и строительство.

Официальное же развитие предпринимательства берет начало с 1 марта 1991 года, с дня ввода в действие Закона Украины «О предпринимательстве». Тысячи кооперативов начали массовую перерегистрацию (и по своей воле, и по принуждению), начали создаваться малые предприятия при крупных заводах. Ликвидация кооперативов была страшной ошибкой. Ее решили исправить через 10 лет — президент издал Указ «О мерах по развитию кооперативного движения и усиления его роли в реформировании экономики на рыночных основах». В целом Указ неплохой, но мне кажется, что готовили его работники Укрпотребсоюза, чтобы приватизировать то, что им не принадлежит. Почему до сих пор они не делали того, что и должны были делать? Дело в том, что настораживает пункт 3: «КМУ разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины» и его третий абзац: «в трехмесячный срок законопроект по реструктуризации не оплаченных кооперативами, их союзами... сумм налогов и сборов в госбюджет и государственным целевым фондам, а также сумм пени и т.д.» Кооперативы, которые созданы в 90 годах, таких задолженностей не имеют.

Малый бизнес в Украине с начала своего зарождения оказался в своеобразном экономическом «вакууме», когда, с одной стороны, большинству предпринимателей приходилось и приходится практически «с нуля» создавать предпосылки для становления и самоутверждения, а с другой — преодолевать искусственные барьеры административного субъективизма и психологических стереотипов.

В 2000 году, как и в предыдущие, наблюдалась негативная тенденция в хозяйственной деятельности предпринимателей: одни прекратили свою деятельность, другим «помогли».

Причины разные: постепенная отмена льгот по налогообложению, отмена льгот для СП с иностранным капиталом, усиление налогового давления, запрещение государственным предприятиям и местным органам власти создавать структуры малого бизнеса, отсутствие государственной поддержки и тому подобное.

Причин много, но основными были и есть: непоследовательная экономическая политика многочисленных правительств, фискальная налоговая система, постоянные и непредсказуемые изменения законодательства. Где, в какой стране мира предпринимательскую деятельность регламентируют 33 закона Украины, 22 постановления Кабинета Министров, 15 указов Президента? Начиная с 1997 года в эти законодательные акты было внесено около 1000 изменений и дополнений. Это привело к ухудшению производственно-финансовой деятельности и росту количества предприятий малого бизнеса, к банкротству.

Анализ показывает, что главными причинами торможения развития предпринимательства являются: отсутствие действенного механизма реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса, невероятно тяжелое бремя налогообложения, низкие темпы и перекосы в процессе реформирования собственности, отсутствие надлежащего нормативно-правового обеспечения малого бизнеса, как и предпринимательства в целом, ограниченность или полное отсутствие материально- финансовых ресурсов, несовершенство системы учета, ограниченность информационно-консультативного обеспечения, несовершенство системы обучения и переподготовки кадров. «Глаза — свидетели более точные, чем уши», — очень мудро заметил древнегреческий философ Геракл из Эфеса еще в 205 году до н. э. Каждый раз мне вспоминаются эти слова, когда слышу с высоких и не очень трибун о поддержке малого предпринимательства, о создании условий формирования основы государства — «среднего класса», о том, что надежду государство возлагает только на представителей малого бизнеса, что только предприниматели способны вывести страну из долговременного экономического кризиса...

ОБЕЩАНИЕ ПОДДЕРЖАТЬ

Указ Президента № 906/2000 от 15.07.2000 г. «О мерах по обеспечению поддержки и дальнейшего развития предпринимательской деятельности» внушил надежду предпринимателям на будущее, но принятие после этого всяческих дополнений и изменений в другие законодательные акты, свели его насмарку.

На десятом году независимости наконец приняли Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства». О качестве говорить не приходится. К нему же следует принять еще около двух десятков законодательных актов. Пока их не примут, закон действовать не будет, что практически нивелирует его позитивные положения.

Большие надежды предприниматели возлагали на созданный Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Он очень нужен, но не как структура Кабинета Министров. Мы предлагали — при Президенте Украины. В прошлом году созданы представительства Госкомпредпринимательства в регионах, но предприниматели со своими бедами идут не к нему, а к Уполномоченному по вопросам защиты, которая, кстати, работает на общественных началах.

ОБЕЩАНИЯ СОЗДАТЬ НАДЛЕЖАЩИЕ УСЛОВИЯ

Хочу привлечь внимание к ситуации, которая сложилась с Законом Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О применении электронно- кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг». Если в кратчайший срок он не будет упразднен, существует опасность, что это приведет к значительному ухудшению условий ведения малого бизнеса, прежде всего для малых предприятий и для субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц. Они или прекратят свою деятельность, или полностью перейдут в «тень».

По мнению «базарников», новые нормы закона настолько ухудшат условия труда, что торговля потеряет какой-либо смысл и приведет к восстановлению системы поборов со стороны контролирующих органов, которая исчезла после введения фиксированного налога. Неужели это трудно понять, что торговля на рынке не закроется, но местные бюджеты избавятся от основной части поступлений?

Такие действия приведут к свертыванию предпринимательской деятельности, росту безработицы, росту цен — расходы на приобретение кассовых аппаратов, квитанций, книг учета войдут в стоимость товара. Возможен социальный взрыв. Закон следует отменить полностью, а не отдельные его положения. Если бы автор или авторы хотя бы один-два дня простояли ради любопытства за прилавком в киоске или на «рынке», то они этого Закона никогда не писали бы и не предлагали бы Верховной Раде.

В принятом Законе Украины «О госбюджете» опять налоговая администрация финансируется соразмерно собранным налогам и сборам, без учета суммы штрафов и пени. Продолжается система хозрасчетного налогового самообеспечения, которая противоречит логике деятельности государственного органа. Право налоговиков получать «долю» от собранного несет опасность для финансовой жизни налогоплательщиков. Опять в регионы будут доводить планы по сбору налогов, а потом эти планы будут «переложены» на послушных налогоплательщиков. Предпринимателей будут «раздевать» и дальше при помощи штрафов за незначительные нарушения. Новое Постановление КМ за № 1755 от 29.11.2000 г. и дополнение № 2 о лицензировании торговли водочными и табачным изделиями уничтожит малые формы: кафе, бары, магазины, киоски. Оно ставит в неравные условия малые предприятия с крупными оптовыми базами, магазинами.

Цена лицензии на водочные изделия одинаковая — 5,1 тыс. грн. для оптовой и розничной торговли, на табачные — оптовая — 5,1, розничная — 2,55 тыс. грн. Выиграют от этого только крупные структуры, которые имеют разветвленную сетку торговых заведений. Они получают одну лицензию, а за копии (на точки розничной торговли) выплачивают 17 грн. за каждую. Для них это нормально. А где вы видели, чтобы киоск, бар, магазин продавал алкогольные напитки или папиросы на сумму лицензий. Никто почему-то не задумался, что это Постановление подрывает экономику государства в целом. Как же будет формироваться бюджет последующих лет, когда лицензию выкупим на будущее? Господин Ющенко уверяет, что пришел надолго. Позвольте высказать сомнение. Так может делать только «временщик». Я понимаю, что обещания погасить долги по пенсиям, по заработной плате надо выполнять, но не таким же варварским способом. Сколько уже было разговоров, что регистрацию и лицензирование должен проводить единый орган. Но «воз и ныне там». Ни одно министерство не хочет оставаться без дополнительных поступлений, которые нигде и никем не учитываются.

ОБЕЩАНИЕ СНИЗИТЬ НАЛОГОВОЕ ДАВЛЕНИЕ

До сих пор законодательно не урегулированы отношения между предпринимателями и контролирующими органами; постоянно нарушается Указ Президента. Проверки проводятся без соответствующих документов, без предупреждения, превышаются полномочия. Налоговая милиция может проверять срок хранения товара, хотя это прерогатива органа защиты потребителей. Таких примеров можно привести множество.

Вызывает обеспокоенность неадекватность штрафов нарушениям и законодательно закрепленными отчислениями процентов в пользу контролирующих органов от штрафов, что порождает взяточничество. Сегодня очень необходимо принять Налоговый кодекс, но не в редакции налогового ведомства.

На мой взгляд, Налоговый кодекс должен быть не толще «Правил уличного движения». Все правила прямого действия. Понятные, как для предпринимателя, так и для налоговой службы. Какая будет экономия государственных средств на содержание налоговиков. В десятки раз. И не будет «государства» в государстве.

Что касается налогов и различных сборов. Их у нас неисчислимое количество и ставки сверхвысокие. Мне могут возразить, что в других странах они выше. Не следует ссылаться на тех, до которых нам еще идти и идти. Налог на прибыль должен составлять не больше 20 % от валового дохода, а налог на добавленную стоимость отменен полностью. Экономисты, я подчеркиваю, экономисты знают, что этот налог вводится только при перепроизводстве товара. Нам хотя бы выйти на рубеж 1991 года.

Пока мы не пересмотрим законы о налогах, до тех пор никакого перелома ситуации к лучшему не будет. Снижение налогов даст толчок развитию производства.

ОБЕЩАНИЕ ОБЛЕГЧИТЬ ДОСТУП К КРЕДИТАМ

В прошлом году государство не выделило средств ни Украинскому фонду поддержки предпринимательства, ни его региональным структурам. Областные советы могли бы найти соответствующие средства для их финансирования. Но не нашли.

А сколько было разговоров о выделении 50 млн. грн. на развитие малого предпринимательства. Одной строчкой в государственном бюджете на 2001 год. Читал тот Закон не один раз, а обещанного не нашел. Наш депутатский корпус, как шутят у нас на Хмельнитчине, «медицинско-педагогический» с «вкраплением» государственных служащих на областном уровне. А в Верховной Раде? Лучшие?

Наши банки любят «короткие» деньги, а предпринимателям нужны «длинные». А условия? Петля на шею в виде залога. Где предприниматель его возьмет? И получается — и не отказывают, и не дают. О процентах речь не идет.

Вкладывать средства в развитие малого предпринимательства наиболее выгодно для государства. Именно они приведут к росту эффективной экономики, увеличению рабочих мест, сокращению безработицы, к росту прибылей предприятий, платежеспособности населения, даст возможность государству наполнить свой бюджет за счет расширения базы и субъектов налогообложения, что в тысячи раз перевесит начальные вложения в малое предпринимательство.

Наши руководители, похоже, этого не понимают и продолжают мыслить категориями расходной экономики. Выгодно вложенные средства считают только выброшенными на ветер деньгами. Забыли, видно, старую как мир истину: «Скупой платит дважды. Неумный — всегда».

Государство говорит — нет денег. Нет, ибо не знает, как ими распорядиться, как их заставить работать на общество. Когда правительства в течение десяти лет занимаются только тушением экономических «пожаров», то, известно, денег никогда не будет.

Президент поставил задание создать дополнительных 1 млн. рабочих мест в 2000 году. Некоторые говорят, что это задание не выполнено. Неверно. За последний год создано действительно около миллиона мест. В отношении 1:9. 100 000 тысяч тех, кто выплачивает налоги и 900 000 тех, кто на эти налоги существует.

Сегодня Верховной Раде следует обратить внимание на неотложные вопросы деятельности малого бизнеса, разрешение которых будет содействовать экономической и социальной стабильности общества, повысит доверие предпринимателей к властным структурам. А все законы должны приниматься после их публичного обсуждения. Не верю, что человек, который не забил в своей жизни в стену гвоздя, может написать инструкцию о пользовании молотком.

Пора уже наконец понять, что не поиски золотой бочки Полуботко в английском банке, не надежды на вливания МВФ, а только золотые головы и руки народа способны сделать Украину цветущей страной. Необходимо дать возможность талантливым нормально работать. А посредственностям, серости в руководстве нашей экономикой места не должно быть. К власти должны прийти люди, которые в своей жизни уже сделали полезное для себя, для своей страны. На всех уровнях.

Представители малого бизнеса обречены стать политической силой и противостоять олигархам (в моем понимании, людям, которые нечестным путем нажили свое богатство), которые решают свои дела в обход всех законов. Только при этом условии мы сможем стать нормальным демократическим государством с рыночной экономикой.

Сделать это очень трудно. Но убежден, что пока мы не придем к власти, до тех пор остаемся рабскими заложниками чиновнического своеволия и всяких правительственных «прилипал» и других ловкачей.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать