Остановка – «Киевская гостиная»
Подол понемногу становится дружественным к пешеходам, однако нужно преодолевать «автомобильный атеросклероз»Конкурс на лучшую концепцию публичного пространства Контрактовой площади состоялся еще весной в 2015 году. Победил проект «Киевская гостиная» команды архитекторов Buro-о. По мнению авторов, именно Контрактовая должна была бы стать визитной карточкой города, ведь майдан Незалежности воспринимается скорее как главная площадь страны. Проект предусматривает создание пешеходного пространства на Контрактовой и улице Петра Сагайдачного, реновацию скверов и Подольского пассажа, обустройства транспортного хаба.
ПЕШЕХОД — НЕ ПЕШКА
За два года некоторые изменения все-таки произошли. В сквере №3 вместо МАФов высадили деревья. Еще прошлым летом улицу Сагайдачного начали перекрывать на выходные и праздники, а с августа этого года пешеходная зона, о которой мечтали, стала реальностью. Правда, полностью улицу и площадь от машин пока не освободили.
Значительная часть пешеходов до сих пор не верит своему счастью, придерживается тротуаров и обходит Гостиный двор типичным для строительств коридором из досок. На них бросают недобрые взгляды некоторые автомобилисты: отныне для их движения на площади осталась одна узенькая полоса между бетонными заградительными блоками и переполненной парковочной зоной под стенами Киево-Могилянской академии. Кажется, здесь господству пешеходов над автомобилистами положен конец. Последние могут атаковать разве что на «зебре» около учебных корпусов.
В целом транспортная ситуация на Подоле усложняется с каждым годом. Власть, разработчики проекта «Киевская гостиная», урбанисты, жители Подола, могилянцы и все неравнодушные ведут дискуссию о том, какие решения будут приемлемыми для большинства.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ
Ведущий специалист департамента транспортной инфраструктуры Киевской городской госадминистрации Виктор Петрук называет несколько проблем, которые усложняют движение на Подоле. Слишком узкая эстакада у Ильинской церкви и отсутствие накопительной полосы на перекрестке Набережно-Крещатицкой и Спасской улиц создают заторы в утренний час пик. Избыток транспорта на Владимирском спуске в вечерний пик «останавливает» Европейскую площадь и Крещатик, а проблемные перекрестки Верхнего и Нижнего Валов с Константиновской и Межигорской улицами — Глыбочицкую улицу. Сужение проездной части на Контрактовой площади усложняет движение в сторону Лукьяновки или Куреневки.
Большинство перечисленных проблем существуют на Подоле давно, поэтому можно сказать, что прогнозируемый скептиками транспортный коллапс из-за перекрытия Контрактовой площади не произошел. Уличная сеть Подола разветвлена, теоретически пространство для движения есть, однако автомобильная нагрузка таки создает определенные трудности. Жители района жалуются на ощутимую в домах вибрацию, загазованность, частые заторы и стихийное паркование.
По мнению Виктора Петрука, хорошим решением может стать реорганизация проблемных перекрестков. Автомобили лишь один раз будут пересекать пешеходный переход, а магистральные улицы будут иметь не сквозные пересечения, а разветвленные. В некоторых местах проездная часть трансформируется в парковку. Пешеход будет иметь приоритет, возможно, «зебры» вырастут до уровня тротуара. Такая модель должна увеличить пропускную способность улиц и уменьшить задержки транспорта.
Задумываются в департаменте транспорта и над тем, чтобы изменять направление движения на некоторых улицах (например, развернуть Волошскую) или экспериментировать с одно/двусторонним движением. Нужна и альтернатива Набережно-Крещатицкой, которая позволит сохранить связь Подола с Владимирским спуском. Рассматриваются варианты сочетаний Константиновская — Покровская — Андреевская — Сагайдачного и Боричев спуск — Братская — Борисоглебская — Волошская.
ЗОНА ПОСАДКИ
Подол является преимущественно деловой и академической зоной, также через него идут мощные транзитные потоки пассажиров. Историко-культурный потенциал Подола сегодня используется недостаточно, хотя именно к значимости архитектурного комплекса района апеллируют его жители, когда призывают минимизировать там транспортное движение.
Машин на Подоле действительно много, особенно это заметно, когда припаркованные автомобили занимают почти полностью одну из двух полос движения. На фоне невысоких домиков плотные ряды автомобилей, между которыми нет промежутков для прохода пешеходов (что уже говорить об инвалидных и детских колясках) создают гнетущее впечатление. Однако именно общественный транспорт, который некоторые местные тоже призывают вынести за пределы Подола, — лучший клин для «выбивания» частных автомобилей, да и для туристов появится дополнительный аргумент посетить это место. Поэтому блокировать все подъезды к будущей «Киевской гостиной», по меньшей мере, неразумно.
Транспортом Подол обеспечен отлично: несколько станций метро, автобусы и трамваи соединяют его с другими центральными точками и отдаленными районами. Но остановки рассеяны не только по Контрактовой площади, но и по Валам, что создает сложности для пешеходов.
У власти есть идея сосредоточить транспорт в одном месте. Трамваи на конечной будут здороваться своим звяканьем с памятником Григорию Сковороде, а их место на Спасской займет нерельсовый транспорт. Из метрополитена люди будут выходить к четырем платформам в направлении Константиновской и одной — в обратном. Все имеющиеся маршруты планируют сохранять. Возможно, со временем появятся новые.
Не забыли в концепции «Киевской гостиницы» и о велосипеде. Разработчики проекта уже консультируются с Ассоциацией велосипедистов Киева относительно трассировки велодорожек и размещения перехватывающих паркингов.
Приобщиться к обсуждению изменений на Подоле могут все желающие. Следить за результатами и текущими новостями можно на Фейсбук-страницах «Центр урбанистических студий НаУКМА» и «Новая Контрактовая».
Выпуск газеты №:
№217-218, (2017)Section
Общество