Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Остановка в пути

22 марта, 00:00

Концерт прославленного мультиинструменталиста из Германии Стефана Микуса, прошедший в рамках арт-проекта «Гранды искусства», собрал небывалую, как для элитарной музыки, аудиторию.

Элитарность в данном случае — не фигура речи. Ведь диски Микуса охотно выпускает фирма «ЕСМ», известная строжайшим эстетизмом в подборе исполнителей. Естественно, приезд одного из «исиэмовских» героев привлек внимание даже далеких от неэстрадной гастрольной жизни слушателей, о ценителях же и говорить не приходится.

Неустанными исследованиями музыкального разнообразия планеты Микус занимается уже более тридцати лет. Беспрерывные путешествия приносят ему и вдохновение, и новый материал для творчества. Из своих экспедиций — от Мали до США, от Патагонии до Непала (география действительно головокружительная) он привозит все новые и новые умения, осваивая этническую культуру тех стран и народностей, с которыми соприкасается. Он наводит контакты со всеми сторонами света через звук, в целостности голоса и музыки. Названия и внешний вид многочисленных инструментов коллекции, путешествующей со Стефаном Микусом, составляют увлекательнейший культурологический реестр.

По большому счету, работа со столь широким спектром разных этнических традиций — беспроигрышный прием; ведь то, что звучит вполне обыденно для одного народа, в другой точке Земли представляется радикальнейшим авангардом. Следует учесть, однако, что Микус не просто работает с фольклором, но и сочиняет музыку для своих необычных инструментов. Потому его опусы используются во вполне светских жанрах, таких, как балет. Однако Микусом, судя по всему, не руководит желание удивить публику, вернее, не только оно. Конечно, элементы шоу здесь наличествуют. Его концерт в Международном центре культуры и искусств был выстроен в формате театрального спектакля, в двух отделениях с пятнадцатиминутным перерывом и носил программное название «На крыльях тишины». Каждое отделение предварялось краткой лекцией об инструментах, которые предстояло услышать зрителям. Очередной инструмент уже самим своим экзотичным видом, а также манерой игры, требовавшей особой пластики исполнителя, уже составлял неотъемлемый элемент зрелища.

Мало того, для самого Микуса, очевидно, каждое такое выступление — не просто игра, но целый ритуал, священнодействие. На сцене установлен ярко освещенный белый помост. Микус — седобородый, сосредоточенный, в светлом, а ля суфий, костюме, белых носках, восходит на этот алтарь музыки, поджав ноги, восседает на малиновую подушечку, говорит размеренно и ровно. Играет и поет закрыв глаза, смиренно пережидает аплодисменты. Одним словом, не просто музыкант, но — гуру, пророк нового всечеловеческого единения. Впрочем, в своих интервью музыкант говорит о гармонии земных эмоций и вечности как цели всего, что он делает.

Потому и послание его песнопений и медлительных пьес — вне чисто художественного, музыкального качества. Если бы преследовались только артистические цели, то это, скорее, был бы всего лишь культпросвет — пускай даже и очень качественный. Техника — ничто, звук (вибрация, говоря на мистическом жаргоне) — все. Работа для Микуса — это, очевидно, еще и социальный, и в какой-то мере эзотерический акт. От богатой виртуозности европейской культуры он отказывается ради настроения, которое способен создать у зрителя. В конце концов, в основе каждого жанра, каждого вида искусства лежит жертвоприношение, обряд, инициация, и Микус представляется старателем, который проходит тысячи земных верст, чтобы добыть наконец первозданную энергию ритуала, которая только и может привнести искомую гармонию в земной хаос.

Благородная, востребованная работа. Ведь чистых, нетронутых источников, — во всех смыслах, — у человечества осталось очень мало.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать