Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От ариев и скифов — до космических ракет

Фонды Днепропетровского исторического музея имени Дмитрия Яворницкого насчитывают 250 тысяч экспонатов. Сотрудники стараются, чтобы все они были в свободном доступе
18 июля, 10:37
В МУЗЕЕ — УНИКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КАМЕННЫХ БАБ, КОТОРАЯ НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ ВОСЬМИДЕСЯТИ ИЗВАЯНИЙ

История Днепропетровского национального исторического музея имени Дмитрия Яворницкого насчитывает полтора столетия. Его началом принято считать  «Музеум древностей Екатеринославской губернии», открытый в дворянском собрании по инициативе губернатора А. Фабра. Тем не менее, настоящий исторический музей появился в Екатеринославе лишь в 1905 году. В его создании активное участие принимал первый директор музея, известный украинский историк Дмитрий Яворницкий. Его концепция и сейчас определяет облик одного из ведущих музеев Украины, считает старший научный сотрудник ДНИМ Алла МОСКАЛЕЦ.

— Открыть свой музей власти дореволюционного Екатеринослава хотели давно. Не только в дворянском собрании, но и в учебных заведениях города, например, в коммерческом училище, существовали небольшие музеи. Но все же, музей в современном смысле слова, появился благодаря Д. Яворницкому. Основу его составили собрания екатеринославских коллекционеров. Среди них наибольший вклад сделала семья известного предпринимателя-мецената, первооткрывателя железных руд Кривого Рога Александра Поля. После его смерти музею подарили большую коллекцию, насчитывавшую почти пять тысяч экспонатов. Кроме прочего, А. Поль собирал казацкие древности, которые стали базовыми для музея. Часть вещей передал и сам Д. Яворницкий. Когда в 1902 году его пригласили власти Екатеринослава, он поставил условие: если создавать музей, то нужно построить специальное здание, которое ни в чем не будет уступать лучшим европейским образцам. Однако заслуга Дмитрия Ивановича заключается еще и в другом. Он не пытался копировать столичные музеи, поскольку понимал, что это нереально, да и не нужно. Яворницкий хотел, чтобы новый музей отражал историю края и его специфику, что было очень важно. Поэтому на главном месте оказалась именно казацкая тематика, ведь современная Днепропетровщина — место расположения Запорожских Сечей. Именно здесь начиналось восстание под руководством Богдана Хмельницкого, находится могила Ивана Сирко. Кроме того, Д. Яворницкий увлекался археологией и этнографией. Он неоднократно участвовал в частных раскопках, и сам собрал большую коллекцию археологических находок. Работа по сбору этнографического материала велась столичными музеями, но там наш регион не был представлен. Свои усилия Дмитрий Яворницкий сосредоточил на сборе материала, отражающего быт и культуру украинского народа, и запорожских казаков. При этом он не игнорировал многонациональную культуру жителей Приднепровья. Д. Яворницкий старался собрать все самое интересное, что видел в помещичьих усадьбах и селянских хатах — одежду, казацкое оружие, предметы быта. Благодаря этому многое уцелело для потомков. Работа шла быстро, и вскоре стало понятно — помещений не хватает. Дмитрий Иванович настаивал на том, что музей должен иметь открытые фонды, доступные для исследователей, и стать научным учреждением, на базе которого будут проводиться конференции и съезды ученых. Для этих целей понадобился большой актовый зал. Перед Первой мировой войной в Екатеринославе приступили к строительству второго корпуса музея, но революционные события смешали все планы. Д. Яворницкий возглавлял музей до 1933 года, пока не началась борьба Сталина с украинским буржуазным национализмом. Как директору, ему удалось не только сохранить музей, но и пополнить фонды. В годы революции, когда шел погром помещичьих усадеб и церквей, Яворницкий самоотверженно спасал книги, иконы, ценные раритеты. При этом нередко рисковал жизнью. В музее сохранилась «охранная грамота» — небольшая записка, выданная батькой Махно. Рассказывают, что Д. Яворницкий спас от сноса кафедральный Свято-Преображенский собор, предложив создать в нем... музей атеизма. Позднее «заигрывание» с религией стало одним из пунктов обвинения. Припомнили ему дружбу с М. Родзянко, переписку с руководителями СВУ и многое другое. Многогранная деятельность Яворницкого отражена в многотомном собрании его эпистолярного наследия, которое издает музей. Неплохо описана она и в известной книге Ивана Шаповала «У пошуках скарбів», хотя в ней много анекдотичного, ведь Д. Яворницкий был неплохим «пиарщиком» и любил создавать исторические мифы.

— Филиалом музея сегодня является и Дом-музей Д. Яворницкого. Наверное, неслучайно он до сих пор остается культурным центром, где проходят выставки, презентации книг, выступления творческих коллективов?

— С этим двухэтажным особняком с видом на Днепр связаны многие важные события в жизни Яворницкого. Скорее всего, он был построен за счет городской казны, ведь сам директор музея не был богатым человеком. В этом доме бывали многие знаменитые люди, с которыми дружил и вел переписку Дмитрий Иванович. Здесь он жил до самой смерти, но нагрянувшая через год война не пощадила ни дом, ни музей. Летом 1941 года были вывезены шесть вагонов с наиболее ценными экспонатами — их эвакуировали в Казахстан. Прежде всего, забирали изделия из драгметаллов, антиквариат, оружие, но многое оставили.

Дальше начинается довольно темная история. Когда в город вошли части вермахта, не удалось избежать актов вандализма. Очевидцы рассказывали, что немецкие солдаты мыли машины старинными рушниками, которые нашли в музее. Существует предание, что сотрудники музея попытались спрятать или закопать часть ценных экспонатов. В октябре 1941 года здание облюбовал под свою резиденцию штатс-комиссар Клостерман. Специалисты, приехавшие из Германии, провели инвентаризацию, и все экспонаты переместили в здание художественного музея. Считается, что когда немцы уходили, то вывезли большое количество предметов археологии, ведь в годы оккупации они проводили на территории области раскопки — искали следы Готской державы. Сейчас насчет вывоза 20 грузовиков с историческими ценностями есть большие сомнения. Музей не был полностью разграблен, но от прежней экспозиции, созданной Д. Яворницким, мало что осталось. Многие экспонаты «осели» в эвакуации, или в послевоенное время были розданы музеям Украины — в частности, предметы казацкой старины.

Музей, конечно, восстановили, но это уже была скучная и неинтересная экспозиция в советском духе, где основное место занимали свершения советского народа. Таким он и оставался до 1976 года, когда власти Днепропетровщины решили отметить 200-летний юбилей города. Вокруг «круглой» даты шли споры, поэтому потребовалась убедительная историческая концепция. Заслуга историков и художников, которые делали реконструкцию, состоит в том, что сумели соединить несоединимое. Не выходя за рамки унификации, они вновь сделали музей уникальным и неповторимым, показали его региональную специфику. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что музей возглавляла Агриппина Ватченко — родная сестра «хозяина» Днепропетровщины А.Ф.        Ватченко. Ее родственные связи помогли решить многие вопросы, а проделанная работа получила высокую оценку — за реконструкцию ей была присвоена Шевченковская премия. Тогда же был решен вопрос со строительством диорамы, посвященной форсированию Днепра. Большая заслуга в этом принадлежит сотруднику музея Виталию Федоровичу Прокуде — участнику освобождения Днепропетровска. Стоит отметить, что грандиозная битва за Днепр и сейчас остается малоизученным и недооцененным эпизодом Второй мировой войны.

— В советское время в Днепропетровском историческом музее была экспозиция, посвященная земляку Леониду Брежневу.

— Тогда это было обязательным, ведь в музее существовал раздел развитого социализма. Но, как я сказала, тогда удалось решить вопрос реконструкции музея — были пристроены восемь залов и второй этаж. В период «перестройки» и первых лет независимости по понятным причинам началась реэкспозиция, но вскоре она приостановилась. Заказывать дорогостоящие проекты было просто не по карману.

Следует отметить, что оборудование нашего музея — уникально. В его изготовлении принимали участие шесть предприятий. Замена экспозиций предполагает замену оборудования, но об этом сегодня даже речь не идет. Поэтому сотрудникам приходится вносить лишь изменения. Такое возможно, когда есть настоящие экспонаты, ведь муляжи их не заменят.

Могу сказать, что музей располагает огромными фондами — 250 тыс. экспонатов. В последние годы в качестве филиала ДНИМ начал работать Музей «Литературное Приднепровье». Мы достаточно долго добивались передачи здания, где бывали А. Пушкин, В. Пидмогильный, М. Светлов и другие известные писатели. Осуществляется попытка воссоздать дворянскую усадьбу Фадеевых-Ганов, в которой в детстве жила Елена Блаватская — еще одна знаменитая землячка. Уже несколько лет в музее проводятся ночные экскурсии — мы используем опыт европейских музеев.

Кроме того, важной темой является космос. Днепропетровск из-за оборонных предприятий много лет был закрытым городом, но он и сейчас остается ракетно-космической столицей Украины. Эта страница истории неизменно вызывает интерес гостей нашего города, поэтому в ближайшее время будет открыт «Парк ракет».

Вообще, иностранцев, приезжающих в Днепропетровск, больше всего интересует специфика края. Это археологические находки, связанные с кочевыми народами: ариями, скифами, сарматами, венграми, болгарами, которые жили в нашей степи. В этой связи необходимо упомянуть уникальную коллекцию «каменных баб», которая насчитывает более восьмидесяти изваяний. Самым древним и ценным из них является Керносовский идол. Разумеется, неизменный интерес туристов вызывает экспозиция, посвященная истории запорожского казачества. Концепция Д. Яворницкого, как и раньше, определяет облик нашего музея.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать