Откровения казака Мишки
Размышления девятилетнего школьника о том, зачем учить историю сызмальстваИз конструкторов Lego Михаил Корженивский воспроизводит дома битвы воинов УПА, цитирует наизусть стихи Василя Стуса и Лины Костенко, его любимые исторические герои — Святослав Храбрый, Иван Выговский и Петр Болбочан. Об эпохе казачества он знает столько всего, что даже готовил вопросы для викторины на эту тему для учеников 9-10 классов!
Забегая наперед, отметим: о вмешательстве родителей в детский мир Миши речь не идет. Они просто умеют слышать желания ребенка: какие книги хочет почитать, какие спектакли или выставки посетить и на какие темы пообщаться. И так все вместе в семье воспитывают друг друга в патриотизме.
Недавно казак Михайлик (именно так он именует себя публично) вместе с мамой Оксаной Подопригорой посетили редакцию «Дня». Кстати, читатели газеты заочно знакомились с семьей во время нашей фотовыставки в 2018 году: фото с Михайликом «Настоящий полковник» принимало участие в фотоконкурсе.
РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Проукраинская позиция мальчика, который вслух об этом говорит через соцсети и даже в интервью телевидению, нравится не всем и у нас на родине, и за ее пределами. Накануне нашей встречи знакомые Оксаны Подопригоры прислали ей фотоскрин — Миша стал героем сюжета на российском канале. «Мне случайно это фото сбросили друзья, это программа «60 минут», — рассказывает детали женщина. — Как мне рассказали, говорилось об иске России в ЕСПЧ против Украины, что мы здесь, видите, людей убиваем. И когда Миша придет к власти, будет тоже убивать людей. Это мнение транслировалось российским телевидением. Кстати, не все украинцы согласны с тем, что рассказывает сын. Меня удивляет, когда некоторые комментируют что-то в негативном духе, ведь получается так, что они ненавидят украинского ребенка за то, что он хочет жить в украинском государстве».
Видимо, «участие» в программе российского ТВ трудно назвать славой, но Михаил становится публичным человеком, его узнают во время их родственных вылазок в мир, часто просят сфотографироваться. «Мне хочется куда-нибудь спрятаться и никуда не высовываться, чтобы меня никто не узнавал и не расспрашивал», — говорит мальчик.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
Чтобы понять, чем Михаил отличается от своих сверстников, надо рассказать об одном интересном факте его биографии (кстати, мама на уточняющие вопросы добавляла, что сожалеет, что не вела хронологию развития интересов и увлечений сына, а вдруг это наш будущий дипломат?).
«Мои знакомые из Демеевского лицея попросили подготовить вопросы для викторины среди учащихся 9-10 классов, — рассказывает мама Оксана. — Нас просили придумать что-то интересное, например, был вопрос об участии Выговского в Конотопской битве, Миша считает, что это была первая гибридная война. Ведь так и есть».
«Да, еще я придумал вопрос: что шведы потеряли под Полтавой, как они там оказались во время Северной войны? На самом деле шведы выбрали нового короля Лещинского, который хотел, чтобы украинцы поддержали его на престоле, так шведы перешли на территорию Украины, — присоединяется к разговору Миша. — Еще спрашивал, что было на первом флаге казаков? И кто сказал фразу: «Пугай польского короля турецким ханом, а турецкого хана польским королем»? Это сказал Петр Дорошенко. История — это же наше будущее, ведь если мы не будем знать своего прошлого, мы будем наступать на те же исторические грабли, будем делать те же ошибки. И сейчас у нас одна большая ошибка — у наших 73% (подразумевает количество избирателей, которые проголосовали за президента Владимира Зеленского — Ред.). Эти люди хотят мирно жить, но ничего для этого не делают. Они не интересовались историей и поверили обещаниям. Но надежда не оправдалась».
СЕМЕЙНЫЙ ДЕНЬ
Откуда у девятилетнего ребенка такие взрослые и зрелые мысли? Кому-то может показаться, что с мальчиком круглосуточно ведутся разговоры на историческую тематику, ему умышленно дают читать исторические первоисточники или вообще не дают возможности играть с друзьями.
«Планирует обычно все мама: куда мы едем, куда ходим», — отвечает нам Михаил на вопрос, как проходит его день. — «Но ведь я спрашиваю у тебя согласие, пойдем ли в субботу в музей или в пятницу на спектакль? — присоединяется Оксана. — То есть я планирую, но мы вместе все согласовываем. На выходных он сам часто спрашивает, а куда мы сегодня пойдем?»
Из последних семейных развлечений — спектакль о войне в Донбассе «Чуваки не празднуют, или Ukrainian». Концерты ансамбля им. П. Вирского, спектакли театра им. И. Франко — это уже пройдено и пережито. Миша даже подпевал в Национальной опере спектакль «Запорожец за Дунаем».
«Его не надо развлекать, — говорит мама, — он все время занят своими делами. Последние полгода обучения в школе велось дистанционно, поэтому у него появилось еще больше времени, потому что быстро выполняет домашние задания».
«Только для мамы моя комната — это как минное поле, но это мое пространство. Вот пришла какая-то идея в голову — я себе сконструировал какую-то битву. Из последнего я воспроизводил афганскую войну. Об этих событиях мне рассказывал папа, говорил, что афганцы выиграли, что во время призыва в армию тогда много украинцев забрали», — говорит мальчик.
«А потом говорят, что родители забивают ребенку голову, что ребенок все транслирует, что происходит дома. А где же ребенок должен этого всего набираться? — удивляется Оксана. — Конечно, можно было сделать некий кубик, ограниченное пространство, в котором бы жил ребенок. Но я знаю, как трудно жить по сценарию, который навязывает тебе мир».
«И я не могу быть в своем кубике, мне это сложно», — резюмирует Миша.
КАЗАЦКИЕ ЗАБАВЫ
Поэтому, чтобы не жить «в кубике», в семье ищут общие увлечения. Сейчас это — история. Пожалуй, наиболее увлеченным ею в семье стал Миша. «Начинать можно с комиксов, у меня это были комиксы про казаков-запорожцев «Даогопак», о гетмане Павле Скоропадском, о последнем бое УПА. Дома книг много, даже захватил мамину полочку. Сейчас тема казачества отошла на второй план, меня больше интересует УНР и УПА, потому что о них больше информации, если о казаках могут наговорить всего, а это в голову неправильно залетит...», — делится опытом Михаил.
ФОТОГРАФИЯ С МИХАИЛОМ «НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК» ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В ФОТОКОНКУРСЕ «ДНЯ» ТРИ ГОДА НАЗАД / ФОТО ОКСАНЫ ПИДОПРИГОРЫ
Кстати, казачеством мальчик заинтересовался достаточно рано. «В три с половиной года мы были в Национальном историческом музее, особенно ему нравились экспозиции, посвященные временам казачества», — говорит мама Оксана.
Еще раньше, с лет двух, он ходит с чубчиком, как у казаков. Но не «оселедцем», Михаил сразу вам возразит, что это неправильное название, оно насажено Екатериной II после развала Сечи.
Вместе с сыном открывает для себя по-новому историю и мама. Она говорит, что Михаил учит с нуля, а ей приходится переучиваться и по-другому анализировать многие факты. «Когда мы взяли впервые в руки календарь «Знай наших», для меня в нем процентов 80 фигур были неизвестными. Затем мы начали искать что-то о каждом, так я открыла для себя Агатангела Крымского, а сын увлекся Петром Болбочаном».
Сейчас среди фаворитов Михаила — София Галечко. «Это женщина из отряда Сечевых стрельцов, первой получила награду очень высокую. Это была первая женщина в легионе УСС», — учит нас мальчик.
ЯЗЫКОВОЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
Оксана Подопригора признается, что после появления сына больше интересуется историей, политикой и языком, чем это было раньше. До рождения Михаила общалась на русском, даже первые сказки читала русскоязычные. Переломным моментом стал 2017 год. «Даже когда началась война, не могла понять, почему я не могу любить Украину, общаясь на русском языке? 2017-й был насыщенным на события, мы познакомились с Юрием Журавлем, Сашком Лирныком, и мне стало стыдно, что появляются такие люди в моей жизни, я пишу в соцсетях на украинском, а при общении до сих пор возникал какой-то барьер», — вспоминает Оксана.
Сейчас сын категорически заявляет, что плохо относится ко всему российскому. Даже когда услышал русскую речь во время праздника первого звонка, отказался идти на «школьную линейку», пока мама не обратилась к администрации с просьбой вести мероприятие на государственном языке.
«Мама рассказывала, что до моего появления она была такая, как вот эти 73% «, — говорит Миша. Мама не обижается, объясняя, что пыталась оставаться аполитичной. Но с таким сыном это невозможно. В два года он пел «Я піду в далекі гори» Квитки Цисык, позже увлекся актерами Богданом Ступкой и Иваном Миколайчуком. И даже стал героем фильма «Захар Беркут».
«Миша мечтал и до сих пор мечтает стать актером. Когда он впервые нам об этом заявил, через некоторое время увидела анонс в «Фейсбуке» о кастинге на съемки в фильме, — вспоминает Оксана. — На съемках хотел обходить всю съемочную площадку, а я сдерживала, чтобы не мешал съемочной группе. И таких совпадений было немало. То нашим фаворитом стал Олег Скрипка. Он посмотрел с его участием мюзикл, прослушал все песни. Мы попали на концерт с участием Скрипки, так под конец концерта сын сидел у него на шее. А потом познакомился с ним лично во время радиоэфира, на который нас пригласили. Тогда же Михаил услышал, что Скрипка разговаривает с кем-то на французском языке, — и тоже захотел изучать французский. Четыре года мы уже учим этот язык».
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ «РЕЦЕПТ»
Как и всех детей, Мишу утомляют долгие разговоры, поэтому напоследок попросили у него несколько советов, как же воспитывать сейчас патриотов. На что мальчик возмутился: сколько можно его об этом спрашивать.
«В некоторых странах, когда идут какие-то конфликты, все готовы выступить, как стена — тогда враг отступает. Я хочу, чтобы Украина была одной стеной. Сейчас у нас не так. Когда началась война на востоке, все так и сделали, но дальше? — таки соглашается на короткое резюме Миша. — Если именно детей воспитывать, то надо с детства рассказывать обо всем украинском, ставить мультики исторические, если зарубежные — то с украинской озвучкой. Можно покупать книги на украинском языке и об украинской истории. И надо рассказывать детям о разных исторических моментах и о том, почему мы с Россией не братские народы».
А еще Михаил считает, что изучать историю в школе только с 5 класса — слишком поздно: «Долгое время наши враги правдивую историю Украины скрывали, переписывали и искажали. Язык запрещали. Песни отовсюду до сих пор звучат на русском, а все почему — из-за незнания истории. Надо знать не просто даты и события, а понимать причины и следствия, делать выводы».