Открывали под фанфары..,
а сейчас директор школы не может накормить детейСвежий запах... досок перебивает все другие запахи в новом корпусе Залисочевской школы на Волыни. Как шутит ее директор Светлана Федоровна Збырун, ремонт здесь «не заканчивается, а только приостанавливается». Она не скрывает радости, что у одного из спонсоров, местного предпринимателя, удалось разжиться и на плитку для помещения школьной столовой. Летом этот человек, бывший выпускник школы, смог профинансировать изготовление двух дорогих дверей.
— И сказал: «Света, больше не ходи!» Я его лично и не знала, меня завели в бар, хозяином которого он является. Помог. А сказал не приходить — так больше и не шла. В последнее время так и живу: думаю, куда снова направиться, кого просить? Идти туда, где давно была, или туда, где еще терпят?.. А этот предприниматель встретил недавно. Сердится: «Почему не заходишь? Я же еще не раз помогу!» — делится директор перипетиями общения с богатыми мира сего.
Прошлое лето для нее, как и для всей школы, прошло в настоящем аврале: реанимировали помещение бывшей конторы местной строительной организации.
— Глава райгосадминистрации Леонтий Крычкевич вызвал и сказал: «Помогу тем, кто сам работает! Будем делать школу!» — вспоминает Светлана Федоровна. — Я верила и не верила, потому что очень уж заброшенное было помещение. Но ведь в принципе неплохое...
В этом помещении, которое от основного неблизко, школьники когда-то уже учились. Было это на заре украинской независимости, когда работы для местных строителей не хватало, и Олыцкая межхозяйственная строительная организация, раньше передовая, приказала долго жить. В просторном помещении конторы устроили корпус для младших школьников.
— Учились и шестилетки. Имели спальню, игровую комнату, несколько классных комнат... Была и столовая, — как добрую сказку вспоминает директор.
Но вскоре разморозились батареи: котельная, обогревавшая и школу, и жилые дома, работать перестала. И несколько десятков детей снова вернулись в школу «старую», где и так, как в теремке. Встретить неполную среднюю школу, в которой аж 153 ученика — и это не в полесской глубинке, где семьи традиционно многодетные, а в небольшом селе под Олыкой — действительно неожиданность. Встречаются же на Волыни средние школы и на 125 учеников, что при нынешнем демографическом кризисе не диковина. Здесь же два маленьких села — Залисоче и Горьяновка, где, на первый взгляд, и молодежи немного... А в первый класс в этом году пошло 20 мальчиков и девочек! 20 учеников — во втором, в третьем, правда, 12, а в четвертом аж 22. Это при том, что в соседней Дидычивской средней школе учеников всего на какой-то десяток больше: за счет тех же залисочевских, которые идут сюда в 10 класс. В соседних Лычанах в следующем году вообще, говорят, ни один ребенок не пойдет в первый класс...
Определенное количество учеников в Залисочевской школе — из соседней Олыки. Местный люд традиционно называет поселок «городом»: еще на памяти времена, когда Олыка была резиденцией князей Радзивиллов. Неподалеку от княжеского парка, от которого осталось немного старых деревьев, — современная двухэтажная школа, новее и просторней, чем Залисочевская. Так почему же не уменьшается число родителей, которые ежегодно предпочитают школу сельскую, а не «городскую»?
Надежда Сергеевна Дордюк, учитель второклассников, говорит, что из двадцати семеро — дети олычан. Светлана Федоровна ситуацию дипломатически не комментирует: мол, это выбор родителей. Однако Залисочевская школа на районных предметных олимпиадах занимает первые места, и первая даже по спорту, при том, что в школе никогда не было спортивного зала.
— Сейчас мы два класса освободили, можно сделать и спортзал. Но ведь там места все равно мало, — хлопочет директор.
Один из школьных спонсоров, известный на Волыни строитель и земляк (родом из Горьяновки), советует браться за реставрацию помещения бывшей котельной межколхозстроя. Но Светлана Федоровна, которая еще «не отошла» от восстановления конторы, не решается. В новом корпусе и так как на вокзале: в учительской на полу — зеркало и баян, нельзя повесить тюль, потому что от промокшей стены отклеились дорогие обои. Помещение 14 лет стояло без окон и дверей. К жизни его возвращали не только власти и спонсоры, но и родители, и учителя — сами шпаклевали, белили...
Нынче учеников начальных классов в Залисочевской школе даже на несколько человек больше, чем в пятом-девятом классах. Но туалет на улице, за школой — один на всех (добрый хозяин, говорят, с этого места строительство начинает, а у нас как всегда). Еще больше родители беспокоятся о том, будет ли в школе зимой тепло. Нынче помещение обогревает старый котел, который, как говорят знающие люди, просто «не потянет» при температуре ниже минус 10. 1 сентября, когда школу открывали с песнями и телевидением, обещали доставить электрический котел, но его до сих пор нет.
Кроме тепла, пекутся родители и о столовой. Ее в школе тоже еще нет. Это для нее предназначены доски, бережно поставленные сейчас в коридоре. И работы тут — непочатый край! Только недавно поменяли всю электропроводку, выбросили плиту, которую не включали 14 лет..
А пока детки перебиваются печеньем и вафлями. Мы попали как раз на перерыв, когда частный предприниматель, которой доверили питание детей, выдавала вафельки. И вчера вафельки, и позавчера вафельки... Детям такое однообразие надоедает. А взрослым? Ведь на горячее питание младших школьников в школьном бюджете отводится солидная сумма!
Директор разводит руками. Одна из проверок рекомендовала, чтобы... учителя готовили детям чай с бутербродами, хотя бы таким образом решая проблему горячего питания. Где мыть чашки? А пусть себе носят из дому... Учителя и могли бы греть детям чай, да где пить? В некоторых классах столы неровные: недалеко и до беды.
— Послушали мы, покивали — ведь возражения не принимаются, и посему: крайней, знаем, снова будет директор. Все на нее свалили! — говорят учителя.
Выпуск газеты №:
№201, (2007)Section
Общество