Перейти к основному содержанию

«Память о голодоморах объединяет всех украинцев»

28 ноября, 21:57
ПАНИХИДУ НА ПОМИНАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ОТСЛУЖИЛ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА ФИЛАРЕТ. В ПАНИХИДЕ ТАКЖЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«БОЛЕЕ 77% ГРАЖДАН СЧИТАЮТ ГОЛОДОМОР ГЕНОЦИДОМ»

Владимир ВЯТРОВИЧ, историк:

— Мы бережем и передаем грядущим поколениям в наследство память, которая не должна быть «разменной монетой» в каких-то политических играх. Возможно, это является определенным испытанием для украинской общественности, ведь мы не получаем никакой поддержки со стороны государства. Все это ложится на плечи гражданского общества. Вероятно, благодаря именно этому испытанию мы станем еще больше ценить нашу память. В этом плане очень важно, что уже второй год подряд проходит скорбный ход, и второй год подряд власть отдельно от нас, утром, в своей тихой официальной атмосфере, чествовала память жертв Голодоморов. Это хорошо, но таким образом она показывает, насколько она оторвана от общества. Даже в такие минуты власть предержащие не готовы вместе с украинцами склонить головы. Президент Янукович, вопреки тому, что более 77% граждан считают Голодомор 1932—1933 гг. геноцидом украинского народа, в 2010 году прилюдно отказался от этой концепции. Этим заявлением он оскорбил память миллионов людей и публично нарушил действующий в Украине Закон Украины «О Голодоморе 1932—1933 годов в Украине» от 2006 года и решение суда от 2010-го. Но главное, что эта тема стала одной из тех, вокруг которых объединяются люди. Наше прошлое было весьма противоречивым, разные темы по-разному воспринимаются в Украине, однако память про Голодомор практически однозначно воспринимается по всей Украине. Это объединяет всех украинцев.

«КАКИМ СТРАШНЫМ БЫЛ ГОЛОДОМОР В ДОНЕЦКОМ КРАЕ...»

Владимир ЯВОРИВСКИЙ, писатель, народный депутат Украины:

— До сегодняшнего дня мы ощущаем, что во времена Голодоморов уничтожен огромный сегмент украинской нации. Кто-то исследовал, что до Голодомора 1932—1933 гг. центр патриотизма находился в Киеве, то есть в центральной, даже восточной Украине. Западная Украина была придушена. Но после Голодомора этот центр сместился, и до сегодняшнего дня он фактически находится в западной Украине. А если еще вспомнить 1937 год, то можно сказать, что был уничтожен весь цвет украинской нации. Остались единицы умных, совестливых, нравственных, образованных людей. Но украинский народ сильный. Он преодолел Голодомор, а потом еще была война, стагнация... Понятно, что сегодня у нас не та Украина, о которой я и многие другие люди мечтали в конце 80-х — начале 90-х. Если бы мне тогда кто-то шепнул, что через 20 лет мы будем иметь настолько антиукраинскую, настолько пустую в смысле нравственности, патриотизма власть, я бы подумал, что это говорит какой-то дух, озлобленный на всех и вся.

Нежелание признавать Голодомор геноцидом нынешней властью — это элементарное подыгрывание России. Как-то в своей радиопрограмме «20 минут с Владимиром Яворивским» (ее закрыли) я приводил пример молодого японского историка Хироаки Куромия, который, прожив год на Донбассе, написал уникальную книгу — «Свобода и террор на Донбассе». В ней он абсолютно безошибочно доводит, каким ужасным был Голодомор в Донецком крае. И когда у многих из нынешних представителей власти поворачивается язык говорить о том, что «ничего не было», это абсолютное угодничество официальной России. Наш сосед боится, что мы предъявим ему какие-то претензии. Но речь не об этом, мы бы никогда не опустились до того, чтобы чего-то требовать от них, просто пусть признают. Россия за счет собственного влияния в мире делает все, чтобы нас не поддерживали в вопросе геноцида украинского народа. Таким образом они пытаются сохранить свой имперский статус — «погуляли на свободе «хахлы» — возвращайтесь назад». Другой причины я не вижу. Хотя у них также были дедушки-бабушки, которые погибли в голод. Тот же Куромия приводит страшный пример, когда свидетель, которого он нашел в архиве, рассказывает, как подъехала груженная труппами подвода-гарбарка, запряженная одним худющим конем, к умирающему ребенку, около которого уже лежала мертвая мать. Этот ребенок был еще жив и искал мертвую мамину грудь, чтобы выпить молока. Подъезжает эта гарбарка — и бросает их вдвоем на подводу с труппами.

То, что сегодня во время поминания умерших такая теплая атмосфера — ясное дело, для трехмиллионного Киева это мелочь, но этих людей сюда никто не привозил — говорит о том, что никто уже не вытравит из нас память о Голодоморах.

«НЕПРИЗНАНИЕ ГОЛОДОМОРА УКРАИНСКОЙ ВЛАСТЬЮ — ЭТО И ЕСТЬ ОТГОЛОСОК ГЕНОЦИДА»

Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик Национальной академии наук, директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко:

— Сегодня хотя и трагический день, но он меня порадовал, так как трагедия украинского народа все больше и больше заполняет мысли и чувства людей. Растет число тех, кто начинает задумываться над этой трагедией, увековечивать ее в своей памяти. Я вижу, что память о прошлом начинает в сознании многих людей наращиваться личностными воспоминаниями. Все больше людей задумывается над тем, кто они, откуда, кто их родители, деды, появляется интерес к своей родословной. Это является очень серьезным свидетельством того, что украинский народ начинает приобретать собственную национальную идентичность. Начинает формировать в себе чувство принадлежности к украинской нации. Нельзя говорить об исторической памяти в целом, ведь она всегда должна на чем-то аккумулироваться — событиях, фактах, причастности к собственной судьбе. Это не так просто сегодня делать, тем более что мы понесли колоссальные потери в прошлом, есть белые пятна, которые никак не можем заполнить нынче (они были насильственным путем изъяты из нашего сознания). Но приходит новое поколение, которое начинает думать, что за нами стоит, с каким историческим багажом мы идем в будущее.

На днях был на выставке, посвященной трагедии в Быковне. И был очень поражен тем, насколько эта выставка вызвала заинтересованность у людей, особенно среди молодежи. Это наша не очень давняя история, но еще более глубокая. Я вспоминаю, что не так давно по случаю начала нового учебного года в Острожской академии читал лекцию перед первокурсниками. Я предложил им проголосовать за идею, чтобы в 2012 году отметить 1160-летие украинской государственности. Среди почти 500 молодых людей не было ни одного, кто бы высказался «против», все были «за». Только один не голосовал: сказал, что должен подумать над датой. То есть молодежь понимает, что наша история значительно глубже и достигает периода, на который сегодня замахивается Россия.

По моему мнению, у нынешней власти, Президента это не столько чувство внутреннего долга (призыв), сколько осознание обязанности почтить память умерших. Я позволю себе напомнить — перед вами стоит глава оргкомитета по чествованию памяти жертв голодоморов в связи с 60-й годовщиной (это был 1993 год). Тогда я был в правительстве Леонида Кучмы. Памятник перед Михайловским Золотоверхим собором мы поставили за несколько дней. От Софийского собора и до этого мемориального знака прошли глава Верховной Рады Иван Плющ, президент Украины Леонид Кравчук, премьер-министр и все духовенство, все конфессии Украины освятили этот монумент. Из всех областей приехали делегации и привезли землю. То есть еще в начале нашей независимости мы понимали, что это нужно делать. И власть в этом порыве была единой, хотя тогда еще не было ни Закона, ни решения суда. Теперь же, при наличии этих решений, меня просто потрясает, что власть не может проникнуться народными настроениями и понять, что даже если ты не переживаешь лично, то ты должен понимать, что это переживает весь народ. Как в Совете Европы Президент может говорить, что это не геноцид, зная при этом, что парламент его страны признал эту трагедию геноцидом украинского народа. Это просто ужасает. Это как раз и является отголоском тех страшных Голодоморов, репрессий, из-за которых мы утратили витальность нации, желание самоутверждения, энергичное самоосуществление. Вы скажете: была Оранжевая революция. Да. И это значит, что сила есть и что она обязательно проявится. Я смотрю в будущее с оптимизмом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать