«Памятникам – тройная защита, музеям – новые подходы»
О новациях в охране национального наследия, кадровой политике Министерства культуры и вызванных ею конфликтах — «День» общался с заместителем министра культуры Юрием ЗубкоМинистерство культуры активно меняет руководителей ведущих музеев и заповедников. Национальный заповедник «София Киевская», Национальный музей истории Украины, Национальный музей народной архитектуры и быта Украины, Национальный музей «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине» — уже имеют новых директоров. Однако каждое из этих назначений вызывает неоднозначное восприятие среди общественности и экспертов. Практически каждая кадровая перестановка завершается конфликтом или скандалом. И в большинстве случаев потому, что министерство до сих пор назначает людей на должности, а не проводит открытые конкурсы. Министерских ставленников общественность и эксперты не воспринимают. Например, относительно нового директора музея в Пирогове есть замечание, что он не имеет надлежащего образования, музей истории критикуют, потому что он получил директора, который является скорее менеджером, а не научным работником. Чем руководствуется Министерство культуры, выбирая новых директоров, по какому принципу их назначают, почему до сих пор не работает система конкурсного отбора, на чем давно настаивает экспертное сообщество? Это первый вопрос, и не единственный, который «День» поставил заместителю министра культуры и руководителю аппарата Юрию ЗУБКО.
«СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА БЫЛО УЖАСНЫМ»
— Во всех музеях и заповедниках, где произошла смена руководства, для этого были веские основания. Это показали результаты аудиторских проверок, нужно было срочно исправить ситуацию в этих заведениях и прекратить те серьезные злоупотребления, которые у них были. Если взять самое резонансное событие, которое произошло в Софии Киевской, было обнаружено, что строительные работы по прокладке тепловых сетей к памятнику архитектуры «Браме Заборовского» велись без какой-либо должным образом утвержденной проектной документации, без согласования с ЮНЕСКО.
В настоящий момент возбуждено уголовное дело Генпрокуратурой по фактам злоупотреблений бывшим руководством, конкретные детали пока мы не можем раскрывать, но можно констатировать, что в бюджет следует вернуть средства на общую сумму 215,6 тысячи гривен. Установлено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 406 тысяч гривен, недополучено бюджетом средств на 395 тысяч гривен. А вообще-то состояние памятника было ужасным, он был перепрофилирован в культурно-массовое заведение.
— То есть София должна была стать эдаким центром досуга...
— Да, центром досуга, поставили там писанку, открыли Резиденцию Святого Миколая... Мало того, был выхолощен весь научный, кадровый потенциал. Поэтому нужно было срочно спасать ситуацию. Бывший директор находилась почти четыре месяца на больничных, большинство из которых были оформлены с нарушением действующего законодательства и выданы необоснованно. Ожидать, когда человек закроет лист нетрудоспособности, когда памятник разрушается, не было возможности у министра, потому вернули Нелю Куковальскую, которая до этого занималась этим заповедником.
Аналогичные ситуации были и в других заведениях. В музее народной архитектуры и быта вообще руководства не было. После аудита были обнаружены серьезные злоупотребления, только бывший директор Дмитрий Заруба должен вернуть в бюджет около 30 тысяч гривен, обнаружено неэффективное использование средств на ремонты автомобилей, бензин, вместо того, чтобы направить их на реставрацию соломенного покрытия объектов народной архитектуры, он направлял их на какие-то юридические услуги. Но какие юридические услуги, когда в штате музея несколько юристов! Он нанимает юридическую фирму, которой оплачивает сначала 99 тысяч гривен, а затем еще 30 тысяч гривен. Не оформлены торговые объекты на территории. Конфликтная ситуация начала подогреваться, когда новое руководство начало обнаруживать новые нарушения, в обоих случаях материалы переданы в соответствующие органы.
«АУДИТ И ОХРАНА — В ПЛАНАХ»
— Руководителей министерство поменяло, пришли другие люди, но где гарантии, что они не пойдут тем же путем, что и предшественники? Будет ли и относительно них аудит, контроль, мониторинг?
— Будет отчетность, в настоящий момент директора разрабатывают план развития заповедников, который будет утверждать министр и первый заместитель. Будет прозрачная система развития заведений. Руководители заповедников и музеев будут ежеквартально отчитываться, что сделано. Когда вносились изменения в бюджет и Бюджетный кодекс, охрана музеев стала защищенной статьей государственного бюджета. У нас всегда была уникальная ситуация, когда на охрану национального наследия Министерство финансов не давало средства. Там где могли, брали в штат сторожей, ограничивались только сигнализацией или одним постом на большой заповедник. Сейчас мы предлагаем создать отдельное подразделение Национальной гвардии Украины для охраны музеев и заповедников.
— Музеи действительно об этом просят очень давно...
— Нам не нужны эти средства, пусть напрямую перечисляют их в Нацгвардию — в эти подразделения, пусть они обеспечивают охрану. И здесь может быть большая социальная польза, у нас активные военные действия, много людей возвращается раненых, которым нужно искать работу.
— Музейная милиция — еще на стадии замысла или идут переговоры, когда это может заработать реально?
— Мы отправили письма в МВД с предложением рассмотреть эту идею, в ближайшее время проведем общее совещание.
«ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАПОВЕДНИКОВ И МУЗЕЕВ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ КОНКУРСОВ НЕТ»
— Вопрос открытых конкурсов — будете ли переходить в будущем на такую процедуру? Чтобы не министерство назначало какое-то лицо, как это делается сейчас.
— Мы планируем перейти к открытым конкурсам. Среди подчиненных нам организаций есть государственные предприятия: театры, цирк, концертные предприятия, мы разработали соответствующее положение о конкурсной комиссии и обязаны для них проводить конкурс. Относительно заповедников и музеев — законодательной регламентации нет. Понимаете, есть определенные сферы влияния у той же музейной общественности, свои группы и течения. Когда избирали президента ИКОМОСа, 19 его членов вышли в знак протеста против непрозрачной процедуры. Эти все вещи есть. Министерство только «за» проведение конкурса. Но согласно тем положениям окончательное слово за министром. И всегда будет сторона, которая скажет: не так сформирована комиссия, не тех включили.
— Но где же золотая середина, чтобы угодить всем?
— Есть музеи, которые координирует Институт национальной памяти. Когда проходило смена руководства в музее жертв голодоморов, мы полностью поддержали предложение Владимира Вятровича, назначили директором Олесю Стасюк, известного исследователя в этой отрасли. Но бывший руководитель решил забаррикадироваться и не пускать коллектив в помещение. Я когда туда ехал, посмотрел штатное расписание, утвержденное предыдущим руководством министерства, я удивился: штатное расписание — 34 человека, из них первых 17 — это административно-управленческий аппарат, в частности три заместителя директора и четыре помощника, и два маленьких отдела, экскурсионный и научный. У человека закончился контракт, никаких конфликтов не было, были рекомендации Института национальной памяти. Поэтому конкурсы — это европейская практика. К этому мы будем идти, но есть случаи, когда просто срочно нужно применить определенные действия.
«НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ, НОВЫЕ ВЕЯНИЯ...»
— Вы разъяснили ситуации, которые на слуху. Но есть тревожные факты и в регионах. Недавно на сайте «Музейний простір» появилась статья о визите в Черниговский областной исторический музей им. В.В.Тарновского, фотографии и описания экспозиции приводят к мысли, что музей занимает просоветскую позицию, она в духе «Мир, труд, май», Сталин — в центре, и при этом руководитель музея входит в наше представительство ІСОМ. Будет ли реагировать министерство на эти факты?
— Этот музей подчиняется Черниговской ОГА, он не входит в структуру заповедника «Старый Чернигов», хотя относительно самого заповедника тоже есть ряд вопросов. Появилось много публикаций в черниговской прессе, что ведется строительство библиотеки в современном стиле на территории Елецкого монастыря без каких-либо регламентирующих документов, а параллельно готовится заявка на включение исторического центра Чернигова с его уникальными достопримечательностями в список культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь как раз хочется вернуться к ведущей роли, которую должен исполнять Национальный музей истории Украины. Большинство краеведческих музеев имеют экспозиции по типичному шаблону. Там обязательно доисторический период, средневековье, две трети музея занимает советский период и немножко о независимости.
— Но не весь музей советский...
— Даже в музеях тех регионов, где происходили основные события гетманской эпохи, казацкой, исторические битвы, они занимают маленькую часть общей экспозиции. Опять же относительно Национального музея истории, обнаружены факты о незаконных арендных отношениях, уникальное голографическое оборудование почему-то сдается в аренду, находится в совсем другом помещении, вообще не используется музеем, не проводится оцифровка уникальных музейных экспонатов. Скандалов там не было, но нужны новые подходы, новые веяния. Теперь музеем руководит Татьяна Сосновская, которая успешно возглавляла небольшой музей Павла Тычины, куда ходили больше, чем в Музей литературы. Поэтому министр предложил ей возглавить этот музей, возможно, не как историку, но человеку со свежим взглядом.
«БЫЛИ СОЗДАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА, ВЫПОЛНЯВШИЕ РОЛЬ ХРАНИТЕЛЕЙ И СОБИРАТЕЛЕЙ»
— Пани Сосновская может выполнять скорее менеджерские функции, но музей истории должен в первую очередь нести идеологическую роль, что особенно важно в нынешнее время...
— Он должен быть ориентиром для всех исторических музеев. Однако есть вещи, которые нужно немедленно исправлять. А если говорить об общественности, та ее часть, которая в настоящий момент протестует против министра, раньше была причастна к охране культурного наследия. В 2012 году министерству были переданы абсолютно неприсущие функции. Были внесены изменения к Закону Украины об охране культурного наследия, в результате чего все вопросы сосредоточены в руках руководителей департамента культурного наследия, который возглавлял Андрей Винграновский. Полностью была ликвидирована вертикаль структурных подразделений по охране культурного наследия во всех областных и городских госадминистрациях. Были созданы территориальные представительства министерства, которые фактически исполняли роль надзирателей и собирателей. Поэтому срочно готовим изменения к законодательству, в ближайшее время будем их направлять в Кабмин. Монопольным органом, который выдавал градостроительные обоснования, был НИИ памятникоохранных исследований, который до 2012 года возглавляла Елена Сердюк. Именно этот институт выдал большинство историко-градостроительных обоснований, дававших добро на незаконное строительство. Я считаю, что вся эта критика связана не с заменой руководителей предприятий, а с тем, что перекрыты все эти согласования высотных строительств.
«ПОРА ОТОЙТИ ОТ ПРАКТИКИ, КОГДА ПОЛОВИНУ ЭКСПОЗИЦИИ ЗАНИМАЕТ СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»
— Вернемся к теме идеологии музеев... Как должны сейчас реагировать заведения культуры в целом на современную историю? Когда был Майдан, музеи в центре города чуть ли не дрались за эти экспонаты. Сейчас они должны фиксировать события, происходящие на востоке Украины, уже есть артефакты, которые можно собирать и готовиться к будущим экспозициям.
— Готовится постановление правительства о создании Музея Революции Достоинства, сейчас идет борьба за то, чтобы сделать его в Октябрьском дворце. Киев проводит конкурс на лучшую идею мемориального комплекса, там уже свыше 400 проектов.
— Да, это Киев, но регионы тоже должны меняться и реагировать на современные события. Как?
— Музеи мы хотим переориентировать так, чтобы они раскрывали историю Украины, создания государства, были украинскими по содержанию. Пора отойти от того, когда половину экспозиции занимает советский период. Чтобы музеи воспитывали настоящих граждан и патриотов Украины.
ЭВАКУАЦИЯ ЭКСПОНАТОВ
— Имеет ли министерство возможности следить за объектами культурного наследия в зоне проведения АТО? Недавно наша корреспондентка была там, общалась с местными экспертами-культурологами, их выводы: архитектура, достопримечательности, музеи уничтожаются, а все имущество вывозится, то есть процветает мародерство.
— К сожалению, на оккупированных территориях не имеем влияния. А на подконтрольных Украине — процесс контролируется. Достопримечательности, имеющие большое значение, перевозятся в областные музеи.
— Относительно Крыма... Раньше ваша предшественница Леся Островская-Лютая рассказывала, что нет даже связи с руководителями тамошних заведений культуры и уследить за тем, что там происходит, невозможно.
— Связь есть, но далеко не со всеми, часть сознательных музейщиков каким-то образом пытаются сохранить коллекцию.
«НОВЫЕ ЗАКОНЫ ЛУЧШЕ ЗАЩИТЯТ ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ»
— Еще одна проблема: уже давно ЮНЕСКО имеет множество претензий и замечаний по поводу застройки буферной зоны Софии и Лавры. Например, вблизи Софии, на улице Гончара, 17—23, строительство таки выросло, невзирая на судебные решения о его незаконности. Как будет министерство регулировать эту проблему?
— Министерство отменило все незаконные согласования вокруг этих буферных зон. То, что от нас зависит, делаем и информируем всех. Понятно, что новых согласований не будет. Но если строительство кто-то ведет, понятно, что должны реагировать Государственная архитектурно-строительная инспекция, местная администрация и судебные органы, чтобы его отменить. Насколько я знаю, по высотке на Нижнем Валу есть решение разбирать верхние этажи.
— Опять же — необходимо убедить в этом застройщика, потому что таких решений много, но строительство либо продолжается, либо замораживается.
— Есть решение Киеврады о запрещении строительства в буферных зонах, надеюсь, что мы реально остановим эти вещи. Внесение изменений в закон об охране культурного наследия позволит иметь объектам национального наследия тройную защиту: от городской власти, областной власти и министерства. Возобновятся общественные обсуждения, как это было раньше.
Выпуск газеты №:
№65, (2015)Section
Общество