Печаль и очарование
Художник и культуролог Оксана Дидковская-Воробиенко — о свидании на кладбище и об эстетике смерти как таковой
В ночь на 1 ноября мир отмечает Хэллоуин. Трудно точно проследить его историю. Праздник очень давний, вероятно, с кельтскими корнями, а после принятия христианства его стали отмечать в преддверии Дня всех святых. Сегодня традиция распространилась на разные континенты, и немногие задумываются о ее происхождении. Вероятно, это один из наиболее коммерциализированых праздников — страшные маски и украшения в виде оскаленных тыкв начинают продавать с начала октября, в барах повально устраивают тематические вечеринки. Иногда традиции обращаются неожиданностями: в этом году незадолго до Хэллоуина в Германии и Австрии на людей начала нападать банда грабителей в масках страшных клоунов, причем такое явление не новое.
Для кого-то Хэллоуин — это повод развлечься, для кого-то — проявить фантазию, создавая образ для костюмированной вечеринки, кто-то возмущается зубастым оранжевым витринам, а кому-то все равно. Но праздник крепко ассоциируется с темой умерших и в то же время он веселый, озорной — потому говорить о смерти не так страшно. Вот мы и публикуем разговор с культурологом и художником Оксаной Дидковской-Воробиенко об отношении к смерти и культуре захоронения украинцев в прошлых веках и сегодня. Оксана является основателем арт-проекта «Эстетика смерти», который начался с одноименной выставки в 2015 году. Исследователь проводит тематические лекции и экскурсии в рамках других проектов, готовит художественные выставки. Ее интересует история и культурологический аспект вопроса, вхождение его в искусство, осмысление современным человеком феномена смерти. Параллельно она пишет тексты в жанре черного юмора, но пока держит их в ящике. Дальше — прямая речь Оксаны Дидковской-Воробиенко.
СВАДЬБА ДЛЯ УМЕРШЕЙ ДЕВУШКИ
— Тема смерти и ритуала, связанного с ней, в Украине мало исследована. При этом у нас были очень интересные традиции захоронений — это широкое поле для работы. Современный человек мало знает даже о сравнительно недавних временах, о ХІХ веке. Например, у украинских крестьян был интересный ритуал похорон незамужней девушки — он выполнялся с соблюдением всех свадебных обрядов. Девушку одевали в свадебную одежду, искали среди живых жениха и изготовляли им обручальные кольца, правда, из теста. Это была как будто театральная постановка, роль жениха мог исполнять даже родственник умершей. На этой церемонии пели свадебные песни.
САМЫХ БЕДНЫХ ХОРОНИЛИ В АРЕНДОВАННЫХ ГРОБАХ
— Ритуалы похорон в городах существенно отличались от сельских. В Российской империи существовало семь разрядов покойников, которые, соответственно, были и в Киеве. Самый престижный — первый. При похоронах по первому разряду в траурной процессии должно было быть шесть коней и 16 факельщиков, три дня читали Псалтырь по умершему, которого хоронили около кладбищенской церкви.
Чем дальше от стен храма хоронили, тем ниже разряд. Седьмой — это захоронение на государственные средства, говорили: «В казенный гроб положить». Но даже этот казенный гроб давали не всегда. Бедных умерших часто хоронили в арендованном гробу, который не закапывали вместе с покойником. На повозке этот гроб привозили на кладбище, там покойника доставали из гроба, который потом возвращали арендодателю. Такой арендой занимались как похоронные дома, так и отдельные лица, обычно пожилого возраста.
«ВДОВА ДЕ ВЕККИ ЕЗДИЛА ЗА МРАМОРОМ В ИТАЛИЮ»
— Вообще так называемые светские могилы — с изображением умершего, скульптурными композициями, начали появляться в ХІХ веке. До этого могилы делали очень минималистично, по церковным канонам или по типу Голгофы — камень и сверху крест. Сначала церковь не очень одобряла изысканность, белый мрамор, ангелов на могилах, но впоследствии светская традиция прижилась, к середине ХІХ века это стало нормой. Могилы простых людей были с деревянными или металлическими крестами, они до сих пор не сохранились.
Правила того, как должны выглядеть захоронения, на том же Байковом кладбище в Киеве формировались, когда оно закладывалось, в 1830-х годах. Стиль надгробий во многом определялся мастерскими, которые их делали. В Киеве самые известные — вдовы де Векки, Скьявони, Риццолатти. Вдова де Векки ездила за мрамором в Италию, привозила оттуда мастеров, заимствовала традиции Западной Европы, что определенным образом и формировало канон.
Много надгробий в Украине охраняются как памятники архитектуры. На Лычаковском кладбище во Львове таких более 200, в основном они созданы в ХІХ веке. А Владислав Городецкий построил на Байковом кладбище десять склепов. Однако в настоящий момент трудно идентифицировать, какие принадлежат ему — во время Второй мировой войны сгорели документы с этой информацией. На Байковом также есть склеп и церковь, построенные Владимиром Николаевым.
«РИТУАЛЫ НА СЕЛЕ БЫЛО НЕ ТАК ПРОСТО ИСКОРЕНИТЬ»
— С приходом советской власти похороны по разрядам отменили. Даже вышел отдельный указ, который запретил это. Но распределение на престижные и непрестижные захоронения все равно осталось. Известных советских деятелей хоронили с процессиями, не так, как обычных людей. Также хоронили не по радиальному принципу, как до революции, а аллеями.
Байковое кладбище в советские времена будто заселялось заново. Павла Тычину, который лежит на его центральной аллее, похоронили поверх другой могилы. До этого там была могила киевского мецената с памятником мастерской вдовы де Векки — уникальный памятник архитектуры. По сути, вся центральная аллея Байкового — это такое перезаселение.
Похоронные обряды на селе было не так просто искоренить, как в городе. К середине ХХ века там придерживались разных ритуалов, но мировые войны изменили взгляд людей на это. Во времена Второй мировой людей вообще хоронили в братских могилах. Но тот же крест на могиле, христианский символ, в селах продолжали ставить. Даже отпевали умерших в церкви.
«НА МОГИЛЕ — ВСЯ АТРИБУТИКА ПРАЗДНИКА»
— Культура захоронения постоянно трансформируется. Сегодня мы кое-что заимствуем из почти утраченных традиций ХІХ века, в частности в нагробной архитектуре. Есть прекрасные ее образцы на новых аллеях старинных кладбищ, на том же Байковом — там есть современные памятники в классическом стиле, с соблюдением символики, забытой в советские времена. Используется символика цветов, других растительных орнаментов. Некоторые надгробия отдают культурой китча, чувствуется влияние постмодернизма.
В настоящее время в Украине людей увековечивают красивыми монументами западного типа, но саму смерть пытаются как можно сильнее отмежевать от жизни. Траур сведен до минимума, нет траурной одежды, которую носили бы после похорон. Люди пытаются быть счастливыми, даже если происходит горе. В этом влияние Америки, интересные примеры на эту тему описал исследователь Филипп Арьес в книге «Человек перед лицом смерти». Американская мечта очень повлияла на культуру захоронения.
Люди будто пытаются побороть макабричную атмосферу. Например, на надгробном изображении у умершего вычеканена улыбка на 32 зуба. Таких в Киеве видела до сотни, одна женщина вообще изображена с шампанским. На могиле — вся атрибутика праздника.
«В ХІХ ВЕКЕ В ПАРИЖЕ БЫЛ МОРГ, КУДА ПРИХОДИЛИ СМОТРЕТЬ НА ПОКОЙНИКОВ»
— Смерть может надоесть. Но ретрансляция такой тематики существует в культуре давно. Иногда людей даже привлекают мрачные места. В настоящий момент есть такой феномен, как черный или темный туризм. Речь идет об экскурсиях или турах по местам геноцида, пыток, по местам, где собраны останки людей. И подобное было всегда. В Париже конца ХІХ века работал морг, куда приходили просто посмотреть на покойников — их выставляли в витрине. Сначала это делали, чтобы опознавали мертвых, при которых не было документов. Но потом в морге заметили, что люди, от мала до велика, приходят просто смотреть на покойников, и начали брать за это плату. Это был популярный парижский аттракцион. Закрылся он в 1907 году — это совпадает с переломным моментом в изменении отношения к смерти.
Ходить на прогулки по кладбищу — абсолютно нормальная практика. Сейчас в Украине она не слишком распространена, а вот в ХІХ веке было нормальным назначить свидание на кладбище. Это было местом умиротворения и упоминания об умерших. К тому же, кладбища выглядели очень эстетично: центральные памятники представляли собой прекрасные произведения искусства, сделанные выдающимися художниками. Киевляне любили прогуливаться по тому же Байковому кладбищу, на Аскольдовой могиле. Сегодня эта традиция возвращается.
Выпуск газеты №:
№195-196, (2016)Section
Общество