Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пенсионный тупик

Нацбанк отрицает возможность погашения задолженности по пенсиям
23 марта, 00:00

Судорожные телодвижения «гаранта» и его «команды» по изысканию «нетрадиционных путей» погашения этой задолженности обернулись обычным пшиком: с 2 октября 1998 по 15 февраля 1999 года поступления от налога на обмен валют составили 122 млн. гривен, от регистрации автомобилей — 14,3 млн., от продажи ювелирных изделий — страшно сказать, аж 1,4 млн. гривен. Итого 138 млн. Это притом, что за один только январь этого года задолженность по пенсиям выросла на 234 млн. гривен. Нет сомнения, что и новые, широко разрекламированные налоги на операции с недвижимостью и мобильную связь не дадут результата.

Между тем записка НБУ, направленная руководству ВР содержит неутешительный диагноз: «На сегодня государство уже не имеет возможности выполнять свои обязательства касательно пенсионного обеспечения граждан... В перспективе Пенсионный фонд будет неплатежеспособным... Продолжение функционирования действующей системы приведет к накоплению задолженности и подрыву стабильности фискальной системы».

Анализируя причины такого плачевного положения, специалисты НБУ выделяют две группы причин: концептуальные недостатки действующей системы и традиционные «отдельные недоработки», которых вполне можно было бы избежать при условии грамотного распоряжения существующей системой. «Пенсионная система не должна выполнять функции социальной поддержки, которые она пытается выполнять сейчас. Главная разница между пенсионными выплатами и социальной поддержкой состоит в том, что социальная поддержка зависит от уровня фискального перераспределения, тогда как пенсионные выплаты должны выполняться на безусловной основе и правительство не может отказываться выполнять такие выплаты».

О чем идет речь? Нынешняя система пенсионного обеспечения пытается решить две совершенно различные задачи. Во-первых, за счет пенсионных отчислений граждан государство пытается обеспечить социальную защиту, то есть минимально допустимый уровень потребления, как раз чтобы «и не жить, и не умереть». С другой стороны, пенсия, как таковая, должна обеспечить уровень потребления, непосредственно связанный с вкладом конкретного гражданина в общественное производство за время его трудовой деятельности. Пенсионер в идеале вообще не должен ничего доказывать: зарабатывая вполне конкретные, «живые» деньги, он просто доверяет их системе пенсионного обеспечения для сохранения и приумножения (чтобы инфляция их не съела). Невыплата пенсии означает только одно — ее кто-то украл!

К сожалению, существующая система не обеспечивает решения ни одной из этих задач, являясь типичным «колхозом» в самых худших традициях советской уравниловки. Так называемая солидарная система, на которой построена пенсионная система Украины, предполагает текущие выплаты пенсий вчерашним труженикам за счет поступлений в Пенсионный фонд от тружеников сегодняшних. Каждому из нас нет никакого смысла официально получать большую зарплату — большие пенсионные отчисления сегодня отнюдь не гарантируют такой же большой пенсии завтра.

И без того порочная система принудительного перераспределения оказалась полностью несостоятельной в условиях жестокого кризиса. Сегодня в Украине насчитывается 14 миллионов пенсионеров. Прибавим сюда несовершеннолетних, прибавим фактически безработных, прибавим бюджетников... Сегодня на одного украинца из сошкой приходится четыре-пять с ложкой. В январе-феврале 1999 года реальный валовой национальный продукт уменьшился еще на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эта цифра означает, что за прошедший год все мы вместе стали производить еще меньше.

Нацбанк предлагает внедрить капитализованную систему пенсионного обеспечения: трудовые книжки заменить индивидуальными бухгалтерскими записями, чтобы обеспечить соответствие выплат реального периода занятости и фактически внесенных взносов. Накапливаемые гражданами пенсионные взносы размещаются в виде инвестиций на рынках капитала, чтобы обеспечить защиту от инфляции. Безусловно, в течение достаточно долгого переходного периода должна сохраниться смешанная система, обеспечивая тех, кто уже вышел на пенсию, не имея пенсионных взносов.

Глобально же проблема задолженности по пенсиям, по мнению Нацбанка, может быть решена только исключительно при условии уверенного роста экономики. Кроме того, некоторые меры могут и должны быть приняты немедленно: отменить или сократить льготные пенсионные программы и обязать секторы, пользующиеся такими льготами (угольщики, военные), самостоятельно их финансировать; ужесточить критерии получения пенсий по нетрудоспособности; увеличить пенсионный возраст; увеличить минимальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсий в полном объеме.

КСТАТИ

Вице-премьер Сергей Тигипко, отвечающий за экономическую реформу, похоже, разделяет аналогичные взгляды на пенсионную систему. Он заявил, что для выполнения закона об установлении размера минимальной пенсии в сумме 55 грн. необходимо дополнительно привлечь в бюджет Пенсионного фонда 9 млрд. грн., это при том, что бюджет Пенсионного фонда составляет всего 13 млрд. грн., а на выплаты трудовых пенсий направляется около 8 млрд. грн. (интересно, а куда направляются оставшиеся 5 миллиардов? — Авт.). Для реализации норм закона необходимо было бы увеличить с 32% до 65% размер начислений на зарплату, которые взимаются в Пенсионный фонд, а это «загонит в тень всю заработную плату в Украине». С.Тигипко отметил необходимость изменить систему пенсионного обеспечения, которая бы учитывала индивидуальный подход к каждому, а также увеличение пенсионного возраста в стране.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать