Перейти к основному содержанию

«Перелом всех старых стереотипов»

Полтавчане ― о значимости появления памятника Ивану Мазепе и динамике восприятия личности гетмана
07 мая, 11:58

Накануне открытия памятника гетману Войска Запорожского Ивану Мазепе в Полтаве «День» напомнил перипетии, которые предшествовали установлению монумента, и попытался проанализировать, доросли полтавчане до восприятия героя нашего государства не в свете советско-имперских штампов.

«2009-Й «ДЕНЬ» ВМЕСТЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ ИСТОРИИ УКРАИНЫ ОБЪЯВИЛ ГОДОМ ИВАНА МАЗЕПЫ»

Как отмечает член правления Полтавского областного объединения общества «Просвіта» имени Тараса Шевченко Олег Пустовгар, предпосылки к появлению бронзового Мазепы в центре города появились даже не в 2008 году, а гораздо раньше. «Как только Украина вновь обрела свою государственность, с 1991 года полтавский центр «Просвіта» начал формирование проукраинской, украиноцентрической точки зрения относительно фигуры Ивана Мазепы. Тогда о памятнике еще не было и речи, но создавался соответствующий информационно-культурный фон. Еще в 1991 году полтавская «Просвіта» и национальные демократические партии инициировали создание памятника казакам-мазепинцам, погибшим на поле Полтавской битвы. К этому шли два года, и наконец-то в 1993 году он был построен. Эта инициатива возникла потому, что символьное пространство Полтавы наполнено памятниками «славе русского оружия». В то время, если говорить современными интернет-мемами, это была и «перемога», и «зрада». «Перемога» в том, что памятник появился на Панянском бульваре, но, к сожалению, надпись на нем была не та, которую предлагала «Просвіта». Мы призвали установить надпись «Пам’ятник козакам, які загинули на полі Полтавської битви на боці гетьмана Мазепи», однако в конечном итоге было нанесено лишь «Українським загиблим козакам».

Это был первый кирпичик, который просвитяне заложили в формирование сознания полтавчан по поводу фигуры Ивана Мазепы. Следующим шагом стало проведение различных культурных мероприятий, митингов, чтений, выездных заседаний, конференций, издание книг, обновление экспозиции в музее истории Полтавской битвы. На ОГТРК «Лтава» были разработаны телепроекты о гетмане, а также была достигнута договоренность с коммунальными газетами о выходе просветительских материалов о Мазепе и многое другое.

Важным этапом просветительской деятельности стало проведение фестиваля «Мазепа-фест». Как вспоминает Олег Николаевич, фестиваль был посвящен чествованию памяти украинского гетмана. «Это был не рок-фест, как принято считать, а художественное мероприятие, в которое, кроме рок-концертов, входили кинопоказы, дни театра, мультипликационного кино и многое другое. В 2002 году по инициативе председателя полтавской «Просвіти», народного депутата Верховной Рады Украины Николая Кульчинского состоялся первый фестиваль на Певческом поле имени Маруси Чурай. Сначала было интересно слышать от людей, которые не интересовались историей, что Мазепа — это едва ли не рок-музыкант. Затем большая часть людей задалась вопросом «Кто такой Мазепа?». Ведущий Сергей Осипчук со сцены ненавязчиво в паузах между выступлениями исполнителей рассказывал о Мазепе, его роли в истории Украины. В молодежной среде формировалась и культивировалась любовь к украинскому искусству и историческая правда о гетмане Иване Мазепе».

Напомним, газета «День» на протяжении своей почти 20-летней истории на страницах рубрики «Украина Incognita» и в книгах своей библиотеки последовательно развенчивала имперские мифы и обнародовала малоизвестные эпизоды из жизни гетмана. А 2009 год «День» вместе с Национальным музеем истории Украины объявил годом Ивана Мазепы. На страницах газеты в рубрике «Год Мазепы» вышло много материалов историков, философов, культурологов, исследовавших фигуру гетмана.

«СЕЙЧАС УЖЕ ПРОЦЕНТОВ СЕМЬДЕСЯТ ПОЛТАВЧАН МЫСЛЯТ ИНАЧЕ»

Однако на политическом уровне вслух говорить о «реабилитированном» Мазепе начали только при президентстве Виктора Ющенко. На волне после помаранчевой революции даже была принята инициатива Николая Кульчинского по установлению памятника. Городские власти, кстати, тоже выступила «за». Параллельно глава «Просвіти» пытался убедить Виктора Ющенко издать соответствующий указ о строительстве памятного знака. Однако указ вышел только в октябре 2007 года и назывался «О праздновании 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза».

«Собственно этот указ касался не только сооружения памятника в Полтаве. Это многовекторный документ, который обязывал государственные органы власти продолжить работу, которая выполнялась на общественном уровне. В 2008 году городской совет сформировал окончательный вариант размещения памятника, а государство выделило субвенцию в 1,5 миллиона гривень. Но затем в наступление пошли противники, и субвенцию нужно было вернуть в бюджет. После этого Кульчинский решил, что сдаваться не стоит и что мы соберем средства своеобразной народной толокой. Это было похоже на сбор общественных средств на памятник Ивану Котляревскому, открывшийся в Полтаве в 1903 году», — вспоминает Олег Пустовгар.

Но уже в 2009 году процедура установления была приостановлена тогдашним мэром города Андреем Матковским. Придумывались все новые и новые документы, которые нужно было оформить. А дальше был период правления Януковича, когда никто даже не мечтал отом, что памятник будет установлен. Просвитяне пытались хотя бы оставить эту тему на слуху, отправляя запросы и выпуская просветительские газеты. Возобновилась борьба только после Революции Достоинства. Собственно именно тогда при содействии глав ОГА Виктора Бугайчука и Валерия Головко удалось «дожать» городскую власть относительно принятия окончательного решения об установлении постамента.

«В прошлом году на Покрову, когда памятник наконец-то привезли в Полтаву, я увидел, что вся просветительская работа, продолжавшаяся с 1991 года, дала свои плоды. Зерно, которое сеяли в течение двух десятилетий, взошло именно сейчас. Меня поразило то, сколько людей пришло посмотреть на памятник. Наша деятельность оказала влияние на людей разных возрастных групп. И статистика свидетельствует, что еще в начале двухтысячных почти у половины полтавчан просматривались «совковые» штампы по поводу личности Мазепы, а сейчас уже процентов семьдесят полтавчан мыслят совершенно иначе. Конечно, это произошло благодаря перелому общественного сознания после Революции Достоинства, когда очень активными темпами идет формирование единой украинской нации», — считает Олег Пустовгар.

«ЧТОБЫ СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ, МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЕЕ АКТИВНОЙ»

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Украины Полтавского национального педагогического университета имени В. Г. Короленко Юрий Волошин говорит: «Для меня как историка Мазепа не предатель и не герой, а человек своей эпохи. Он гетман, который развивал Гетманщину, думаю, в интересах тогдашнего господствующего сословия — казачества. Предателем его сделала имперская пропаганда, которая боролась с украинским национальным движением в XIX веке. В украинском государстве он не может быть предателем, потому что никого в нем не предавал. Если же его переход на сторону Карла XIІ рассматривать с точки зрения политической антропологии, то опять-таки это вряд ли можно назвать предательством, ведь он ушел от Петра I только тогда, когда тот отказался защищать Гетманщину, что, по мнению Мазепы и казаков, был обязан делать, поскольку присягал на казацких пунктах. Для украинской политической идеи, а значит и для современной Украины, Мазепа, безусловно, — герой, потому что был одним из строителей казацкой государственности, которая считается определенным этапом украинского государства. Я не думаю, что здесь есть какой-либо предмет для полемики. Все эти дискуссии навязаны политиками, которые не способны решать хозяйственные проблемы, и недобросовестными и малообразованными журналистами, которые этими же политиками финансируются. Изменился ли взгляд на Мазепу у людей старшего возраста, воспитанного на советской истории? Я думаю, что старшее поколение не совсем однородно. Часть из них после обретения Украиной независимости интересовалась историей Украины и читала Михаила Грушевского, Ореста Субтельного или хотя бы Николая Аркаса, а возможно, и другие книги. То есть образ Ивана Мазепы для них изменился и стал не таким негативным, как это было раньше. Однако многие из них (кто не занимался самообразованием, например, нынешний полтавский мэр) придерживаются старых убеждений, искренне веря, что в советской школе их учили «правильно», а сейчас молодежь обманывают «бандеровцы» и американцы. Таких людей никто никогда не убедит, и, по моему мнению, не следует этого делать. Они сами уйдут естественным путем. Но если говорить прямо, то отношение к Мазепе существенно изменилось как раз в его пользу. Однако полтавские политики своим электоратом видят старшее поколение людей, которых успешно покупают если не медикаментами, так сахаром. Поэтому заигрывают с ними и говорят им то, что они хотят услышать. Поэтому возникла проблема и с установлением памятника гетману, и с декоммунизацией улиц. Чтобы ситуация изменилась, молодежь должна быть более активной. Что символизирует появление памятника в Полтаве? Для меня это банальное выполнение указа Президента, которое надо было воплотить в жизнь еще в 2008 году, а не раздувать из этого проблему. Кстати, главные действующие лица этого спектакля до сих пор остаются те же. С другой стороны, в современных условиях это должно символизировать, что Полтава таки украинский город. Город, в котором в начале ХХ века выросли, работали и жили очень много деятелей украинского национального возрождения и созидателей независимой Украины. А то руководители города кричат, что Полтава — духовная столица Украины, а улицы именами украинских деятелей боятся называть. Украинофоб Трегубов и кровавый диктатор Сталин им почему-то милее Мазепы и Михновского. Возникает вопрос: почему?».

«ЕЩЕ БУДУТ ОБЛИВАНИЯ КРАСКОЙ И ЗЕЛЕНКОЙ ПАМЯТНИКА, НО НАМ НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ДОНОСИТЬ ДО ЛЮДЕЙ ПРАВДУ»

Депутат Полтавского городского совета от ВО «Свобода» (по специальности — историк) Юлиан Матвийчук напоминает, что по распоряжению Петра I Русская православная церковь объявила анафему Ивану Мазепе еще в 1709 году, которая до сих пор не снята. «Триста лет он был «предателем». Мазепа воевал против России, выбрав себе выгодного союзника — Швецию. Страну, которая не имеет границ с Украиной. Эта идея была, на мой взгляд, гениальной. Ведь такой союзник не претендует на территориальную целостность твоей страны, но во всем помогает. Идея была хорошая — украинское независимое государство, однако такие идеи ранее не воспринимались в обществе. Если послушать простых людей, то менталитет, психология во многих остается еще старыми, они же за год-два не могут измениться. Если человеку всю жизнь указывали, что Мазепа предатель, он против «русского мира», то это в голове отложилось и передавалось из поколения в поколение. Пророссийские элементы сейчас не показывают свои позиции с трибуны или в СМИ, не выносят на суд широкой общественности, а свою нелюбовь ко всему украинскому демонстрируют через акты прямого действия, в частности подрывы, как это произошло 4 мая. Это еще только начало. Думаю, еще будут обливания краской и зеленкой памятника, но, подчеркиваю, нам необходимо менять психологию, продолжать доносить до людей правду об исторических фигурах. Памятник Мазепе наконец-то стоит в Полтаве. А вот теперь люди, я имею в виду новое поколение, будут думать: если он предатель, то почему же ему памятник стоит? Почитают книгу и поймут, что о предательстве это был миф. Поэтому значимость установления памятника огромна. Это перелом всех старых стереотипов и возвращение к свободе Украины. Это такое возрождение украинского духа, украинской истории, украинской нации».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать