Период неопределенности. Что будет с заповедниками Крыма?
Пока эти объекты переподчиняются самопровозглашенной на полуострове власти, экологи говорят, что некоторые из них могут превратиться в... лесхозыШесть объектов природного заповедного фонду Крыма сейчас переживают период неопределенности. Если в мирное время Карадагский природный заповедник, Мыс Мартьян, Казантипский заповедник, Национальный природный парк «Волшебная гавань» и еще несколько объектов подчинялись Министерству экологии и природных ресурсов или отделениям НАНУ, сейчас непонятно, кому они будут принадлежать, ведь полуостров медленно начинает жить по российским законам. Столичные экологи считают, что часть национальных парков и заповедников могут лишиться своего статуса. А проконтролировать это из Киева или другого города на материковой Украине в настоящий момент нет никаких возможностей.
Как рассказала «Дню» ученый секретарь Карадагского природного заповедника Наталья Костенко, сейчас у них уже новое руководство. Если раньше заповедником руководила Национальная академия наук Украины, то теперь — крымское Министерство образования и науки. Подобная ситуация с остальными природными заповедниками и национальными парками. В целом речь идет о более чем 200 гектарах ценных земель.
«С одной стороны, в настоящий момент рано делать выводы, чем это может обернуться для природного заповедного фонда. Но есть риски, что при переходе к новым органам власти, при принятии соответствующих решений, не за всеми заповедными территориями останется их статус. Некоторые из этих территорий могут оказаться в роли обычных лесхозов. Чтобы этого не произошло, нужно акцентировать на этом внимание уже сейчас», — замечает Дарья Шугаева, эксперт «Дружины охраны природы города Киева».
В то же время Наталья Костенко убеждает, что об отмене заповедного статуса Карадага речь не идет. «В данный момент у нас нормальная ситуация. Заповедный статус никто не отнимает, никакой паники у нас нет. Остальные заповедники тоже переподчиняются нашим крымским учреждениям. Вскоре к нам приедут российские ученые, посмотрят, чем мы занимаемся. В настоящий момент мы руководствуемся теми распоряжениями, которые дает власть Крыма».
С одной стороны, такое подчинение с сохранением статуса заповедника — хороший выход из ситуации. Однако экологи сетуют, что такая судьба ждет не все природоохранные объекты Крыма. Например, на территории Опукского и Казантипского природных заповедников когда-то находились военные объекты. И никто не дает гарантий, что новые руководители этим не воспользуются.
«Дело не только в руководстве, но и в продолжении всех тех начинаний, которые касаются предоставления другим территориям Крыма статусов национальных парков или заповедных объектов. Эта работа может прекратиться, — продолжает Дарья Шугаева. — А заповедные территории полуострова по значимости — не только крымские, а всеукраинские, поскольку финансировались из общего государственного бюджета, а не местными органами власти».
Кроме больших по площади природных заповедников в Крыму есть еще 177 объектов природного заповедного фонда. Заместитель Национального экологического центра Алексей Василюк говорит, что сохранить их статусы будет сложно, поскольку наше природоохранное законодательство несколько отличается от российского. И, например, такого понятия, как заповедные урочища или региональные ландшафтные парки, в РФ вообще нет.
«Я подсчитал, что почти 9% объектов природного заповедного фонда в Крыму — это как раз те категории, которых в России нет. В РФ заповедники и национальные парки — это объекты федерального значения, они могут подчиняться лишь Министерству природы РФ. Поэтому когда Карадагский заповедник подчинился какому-то министерству в Крыму, то это нарушает российское законодательство. Потому что заповедники местного значения — не предусмотрены в России. А крымские заповедники занимают 6% от всего природного заповедного фонда Украины. На этих территориях обитает масса редких видов, которые есть только на полуострове. Соответственно, в условиях российского законодательства они ничем охраняться не будут. Если в Украине эти виды занесены в Красную книгу, то в РФ таких видов животных или растений вообще не существует».
При таких обстоятельствах наши экологи надеются на поддержку российских коллег. Небезразличные российские эксперты уже готовят письмо Министерству природы РФ с просьбой проконтролировать дальнейшую судьбу заповедных объектов Крыма. Наше же ведомство пока не комментирует сложившуюся ситуацию.
Выпуск газеты №:
№55, (2014)Section
Общество