Перейти к основному содержанию

Период «распада Чернобыля»

22 апреля, 19:05

Начало на «1-ой ПОЛОСЕ»

Некоторые специалисты утверждают, что жизнь ядер радиойода была непродолжительной, и на сегодняшний день не может влиять на наше здоровье. На самом деле, радиоактивный йод не исчезает за 8 суток, как об этом пишут некоторые, а укореняется в щитовидную железу своих жертв в течение 80 дней.

Еще в 1978 году американский детский врач Хелен Келдикотт предупреждала человечество о том, что молчание врачей по поводу медицинских последствий ядерной технологии и радиации приведет к увеличению рака и наследственных заболеваний. В 1982 году в Украине были опубликованы данные иностранных авторов об опасности радиационного влияния на состояние здоровья беременных женщин и детей, в частности, о рождении детей с врожденными недостатками от облученных родителей. До Чернобыльской катастрофы в 1985 году академик В. Легасов утверждал, что окончательная радиоактивность после аварий на АЭС со временем становится более высокой, чем загрязнение после атомного взрыва, потому что это происходит за счет накопления долгоживущих радионуклидов. Алис Стюарт — специалист по изучению влияния малых доз радиации — исследовала состояние здоровья рабочих военного завода в Ханфорде и жертв атомных бомбардировок японских городов и показала, что влияние радиации, полученное в малых дозах, но за длительное время, приводит к большему риску возникновения раковых заболеваний, чем такая же, но одноразовая доза. Знают ли об этом неугомонные эксперты МАГАТЭ? Могут ли они понять, что именно эта опасность долговременного влияния малых доз радиации и является тем страшным «хвостом» разрушения атомного реактора, который стимулирует возникновение новых случаев тяжелых заболеваний. На этот вопрос есть ответ еще с 1959 года. Тогда МАГАТЭ и ВОЗ заключили между собой тайный договор о нераспространении данных о последствиях аварий на АЭС на здоровье людей, если эти данные будут противоречить интересам МАГАТЭ. Навязывание общественности мнения о безопасности атомной энергетики, о дальнейшем ее развитии в мире и получении больших денег на ее нужды — вот цель МАГАТЭ. Поэтому под прикрытием ООН постоянно повторяется тезис о безопасности малых доз радиации.

На сегодняшний день основным дозообразующим радионуклидом, который нам оставил в наследие чернобыльский взрыв, является цезий-137. Вклад в суммарную дозу облучения стронция-90 — несколько ниже, а плутония и америция — ничтожный. По прогнозам ученых, через 30 лет после катастрофы показатель загрязнения почвы цезием-137 уменьшится вдвое — за счет естественного распада ядер этого изотопа. И только через 300 лет этот показатель снизится — радиоактивность будет меньше 37 кБк/м2, за исключением 30-километровой зоны ЧАЭС и отдельных пятен на Полесье, где уровень загрязнения такой же, как и в зоне отчуждения. Эти земли станут радиационно безопасными намного позже. Аналогичная ситуация со стронцием-90 — периоды полураспада этих радионуклидов почти совпадают (30 и 29 лет соответственно). Поскольку эти радионуклиды являются достаточно подвижными, их перемещение в почве трудно прогнозировать, так же, как и последствия миграции. А вот плутоний, в отличие от предыдущих изотопов, плохо всасывается в растения, а следовательно, практически не попадает по пищевой цепи в организм человека. Это высокотоксичное вещество почти не мигрирует в почве, оставаясь на месте выпадения из радиоактивного облака. В то же время плутоний-241 через сто лет почти сойдет с арены — его место займет более мобильный «долгожитель» америций-241. Эксперты опасаются, что этот изотоп, который способен быстро проникать в землю, загрязнит грунтовые воды и в течение нескольких тысяч лет будет разноситься от зоны наибольшего загрязнения на чистые территории.

Стоит также проанализировать проблему здоровья населения Украины. Самый большой вред здоровью людей причинила почти полная бездеятельность руководителей, служебные обязанности которых состояли в защите населения в экстремальных условиях. Без разрешения Москвы, на связь с которой было израсходовано много часов, «отцы» ЧАЭС и ядерного города Припять побоялись предупредить людей об опасности и начать эвакуацию немедленно. Известно, что уберечь население от радиойода можно было быстро и эффективно, использовав таблетки с препаратом нерадиоактивного изотопа. Заполняя щитовидную железу безвредный йод блокировал бы накопление радионуклидов в этой чувствительной и важной железе. Государственные руководители ничего не сделали для защиты населения, а позже оправдывали свою бездеятельность нежеланием распространять панику. Йодная защита была применена только за пределами Украины и СССР: в Польше, Швеции, Германии и других странах. Своевременное предупреждение населения об экологической ситуации в связи с аварией на ЧАЭС не спровоцировало бы паники. Оно уберегло бы тысячи людей от десятков лишних бэр.

То, что Чернобыльская катастрофа была прямым результатом человеческой деятельности, заставляет нас вновь анализировать ее причины и последствия, ища ответы на многочисленные вопросы, которых со временем становится все больше. Потому что если говорить о средней продолжительности жизни в Украине, должны признать, что она сокращается не потому, что случилась авария на Чернобыльской АЭС, а потому, что в сложившихся условиях правительство не смогло учесть новые факторы, чтобы свести до минимума все возможные риски. Если бы все причастные к управлению государством хорошо умели считать эти риски, наша ситуация была бы намного лучше, потому что всем рискам мы должны противопоставить знание, желание и волю.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать