По-компьютерному
В столичных школах проводят уроки по профилактике игромании
Для Украины вопрос игровой зависимости актуален: по данным исследования Государственного института развития семьи и молодежи, 11% детей используют компьютер исключительно для игры, проводя за ним более четырех часов ежедневно, а ООН признала игроманию болезнью ХХI века. Чтобы уберечь от этого школьников, в столице проводят уроки-тренингы среди учеников 8—11 классов. Основная их задача — выявить потенциальных игроманов и вырвать их из виртуального мира. Образовательную новацию в Экономико-правовом лицее Киева, где с детьми работает автор разработки, практический психолог высшей категории Лариса ЕРГИЕВА. Разрабатывать программу пани Ларисе помогали бывшие игроманы.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК... ЖИЗНЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ
«Привет тебе, человек ХХI века!» — первое, что видят ученики на доске в начале урока. По зову учителя настроиться на работу, отвечают по-компьютерному: —Включаем режим загрузки. Прежде всего, чем интересуется учитель, — для чего нужен компьютер и интернет лично тебе? Варианты — искать рефераты для учебы, чтобы знакомиться, покупать товары.
— А как же игры? — интересуется пани Лариса.
— О, это самое классное, что есть в интернете, — слышится от парней на задних партах.
Учитель наблюдает за поведением и фиксирует ответы детей, ведь впереди — один из наиболее острых вопросов дискуссии (каждый вопрос урока отображается на смарт-доске, потому что психолог убеждена — дети должны знать, что компьютер — это не только игры, но и обучение и работа).
Пани Лариса предлагает школьникам назвать тройку самых важных в жизни вещей. Это один из вопросов, который позволяет увидеть, на самом ли деле ребенок живет в виртуальном мире. Среди основных жизненных приоритетов 9-классники назвали семью, друзей и... интернет. У некоторых он стоит даже на первом месте. Редко кто говорил, что ценит спорт, литературу, занятие музыкой или другие хобби.
— А сколько времени вы проводите около компьютера? — продолжается диспут.
Некоторые ответы учеников просто поражают: минимум по два часа ежедневно, а иногда и до шести утра (так говорили по большей части юноши с тех самых задних парт). Учитель не дает расслабиться: вопрос за вопросом, все происходит в быстром темпе, ведь для выявления игроманов у специалиста есть 1,5 часа (два урока). На очереди — ролевая игра между сторонниками и противниками компьютерных игр.
— Компьютерные игры — это своеобразная сфера общения для пользователей, — говорит представитель оппонентов Володя. — Посредством их можно учить историю, которая дается в аннотациях к играм, например, о войне в Афганистане. Также есть компьютерные игры для обучения детей дошкольного возраста.
Но оппонентов такие аргументы не убедили. Маша (из противоположного лагеря) доказывает своим одноклассникам, что излишнее проведение времени за компьютером вредно для зрения, а жестокие игры развивают у человека агрессию.
РЕАЛЬНОСТЬ — ЛУЧШЕ
Несмотря на оживленную дискуссию, мальчишки на задних партах остались в стороне. Как они объяснили, у них продолжалась собственная дискуссия — также на тему компьютерных игр.
— Эти парни не интересуются обучением, и много времени проводят за компьютерными играми, — комментирует пани Лариса, пока ученики отдыхают. — Об этом свидетельствует их поведение. А их постоянное бормотание на задней парте — это защитная реакция от реального мира. Чтобы найти им занятие в свободное время, я попрошу других учителей привлечь молодых людей к творческой работе. Чтобы они выполнили это задание, поручим сделать что-то на компьютере. Ведь это их интересует больше всего, например, попросим подготовить к уроку компьютерную презентацию или подобрать фотографии к теме занятия.
На первый взгляд, такое разрешение проблемы кажется неэффективным, ведь ученик может не выполнить задания. Однако пани Лариса говорит, что привлечение детей к творческой работе уже дало свои плоды — такие проводятся здесь уже второй год. С детьми, которые были на грани игровой зависимости (в каждом классе старшей школы — по несколько лиц), работали по-разному: одному поручили проводить компьютерные курсы среди учителей, потом он вместе со своими друзьями-игроманами учил компьютерной грамоте младших.
Пока психолог приводила эти примеры, в класс вбежали трое мальчишек с дисками в руках: хотели показать учителю свои разработки.
— Эти парни также были в свое время на грани зависимости, но кроме игр они умеют использовать компьютер и для других целей, — объяснила Лариса Ергиева. — Мы поручили им разработать проекты по экономике на тему пищевых добавок, консервантов и других вредных веществ, которые содержатся в продуктах, например, чипсах. Информацию они нашли самостоятельно и уже дали нам готовый проект, по которому теперь будут работать учителя.
Вариантов, чем занять ребенка на досуге, у педагогов множество. Главное — заинтересовать ими ученика.
...Снова звонок. Обсуждение плюсов и минусов компьютера продолжается. Дети должны сами понять, чем опасны компьютерные игры, и в конце занятия уже пытаются найти собственный рецепт от игромании: посещать спортивные секции, записываться в музыкальные школы, а кто-то сетует на родителей, которые уделяют своим чадам мало внимания и не заботятся об их досуге.
Чтобы раскрыть опасность компьютерной зависимости, учитель предлагает ученикам еще одну игру: пусть каждый напишет на бумажках три любимых блюда, три хобби и имена трех ближайших людей.
— А теперь представьте, что я — это компьютерная зависимость, которая заставляет человека идти на определенные жертвы. Отдайте мне одну из бумажек в жертву... Но зависимости этого мало, и она требует еще жертв, — говорит психолог и забирает еще по одной бумажке. — А теперь зависимость действует сама и забирает то, что ей хочется...
На этом урок-диспут закончился, но не для троих любителей компьютерных игр с задних парт — они получат творческие задания от учителей. Как признался «Дню» один из юношей, он играет за компьютером, потому что нечем заняться. Вскоре этот пробел будет заполнен...
Выпуск газеты №:
№225, (1996)Section
Общество