По правилам застройки... Ярослава Мудрого
В Киеве появится Музей археологии прямо на месте раскопок
Любители исторического и культурного наследия с нетерпением ждут завтрашнего дня — 18 мая, когда вся музейная общественность отмечает «свой» международный день. В этот день можно бесплатно побывать в любом из музейных заведений Украины, а их у нас немало: по данным Министерства культуры и туризма, более тысячи. Скоро к их когорте приобщится новосозданный Музей археологии Киева. Его на собственные средства собирается основать столичный Центр археологии. Сейчас завершается обустройство одной из его комнат, которую киевляне смогут посетить уже в июне. Но на этом дело не закончится — через 2—3 года на Контрактовой площади появится подземный музей из стекла, который будет отображать археологическое лицо Подола. О всех подробностях его создания и об экспонатах будущего музея «Дню» рассказал директор Центра археологии Киева Михаил САГАЙДАК.
— Михаил Андреевич, скажите, пожалуйста, что собой будет представлять Музей археологии Киева?
— В музее будут представлены результаты самых масштабных и значительных раскопок, проведенных Киевской постоянно действующей экспедицией, начиная с 1974 года. Одним из таких грандиозных исследований является археологическое изучение майдана Незалежности. В ходе раскопок 1981 года были впервые найдены оборонные валы ХI века, которые спускались от Золотых Ворот к майдану, а также остатки Лядских ворот. В 2001 году, когда майдан пережил археологический штурм во второй раз, эти раскопки были продолжены. В результате мы нашли остатки площади перед Лядскими воротами, гидросооружения, которые не позволяли врагу атаковать город внезапно (в то время основным способом захвата города было внезапное нападение врага, поэтому киевляне построили водную преграду во избежание такой атаки). Также мы нашли остатки пилонов — проездных стен, которые вели в город, а еще много бытовых вещей: гребешков, замков, бус, монет и печатей, одна из которых принадлежала сыну Ярослава Мудрого Изяславу. Эти грандиозные раскопки майдана мы попытаемся представить в будущем музее.
Еще одна музейная экспозиция будет посвящена раскопкам церкви на улице Юркивской. Здесь в 2003 году мы нашли неизвестный никому храм. Двести лет продолжаются раскопки в столице, и считалось, что все каменные сооружения города изучены, но наша находка опровергла эту информацию. Как выяснилось, этот храм был построен в ХII веке. Он отображает начальную историю Киева и связан с существованием могильника, который когда-то находился на Юркивской горе и начал формироваться еще с дохристианских времен. Таким образом, мы представим основные категории наиболее ярких находок из разных раскопок, а также покажем изделия из керамики и железа, предметы быта, древнекиевское стекло и т.п.
Но самое интересное, что ждет киевлян, — это появление археологического музея под землей. Мы предлагаем создать на Контрактовой площади подземный музей прямо на месте раскопок, т.е. не переносить найденные фрагменты, срубы, деревянные конструкции и т.п. в другое помещение, а наоборот, спуститься туда самим. В соответствии с проектом, на площади будет стоять стеклянный домик. Через шахту лифта посетители будут спускаться на глубину 12 метров. По нашим данным, именно на этой глубине были обнаружены самые интересные находки во время раскопок, предшествующих строительству метро (тогда этим занималась Подольская археологическая экспедиция, которая впоследствии стала Центром археологии Киева). Тогда мы нашли городской квартал, стены которого подходили впритык к метро. Начав новые раскопки сейчас, мы легко найдем остатки этого квартала и возведем над ними стеклянный музей. За полчаса пребывания в таком музее люди получат намного больше впечатлений, чем от изучения артефактов в витринах традиционных экспозиций. Если начать раскопки сейчас и параллельно вести монтаж музея, он появится в Киеве через 2—3 года.
— Почему возник замысел создать Музей археологии Киева?
— Сложная ситуация с сохранением древностей Киева заставила нас принимать определенные меры самостоятельно, не ожидая поддержки от государства. Вспомните, еще несколько лет назад существовал Музей истории Киева, созданный в 80-х, сегодня от него не осталось и следа: в здание музея переселили Верховный Суд, часть экспонатов выставлена в Украинском доме, а остальное пылиться в ящиках. В этом музее были собраны все археологические находки, обнаруженные Подольской экспедицией. Но и без них у нас хватает материалов для создания собственного музея.
В 2000 году был принят Закон Украины «Об охране культурного наследия», в соответствии с которым любому строительству в заповедной зоне Киева должно предшествовать археологическое исследование и изучение территории. Именно благодаря этому закону фактически существует Центр археологии Киева: поскольку у нас нет государственного финансирования, мы живем за счет средств, полученных за работу на застраеваемых территориях. Ввести эту норму в правило было очень тяжело, пришлось написать не одно заявление и просьбу, чтобы заставить застройщиков согласиться на предварительные раскопки. Понятно, что они теряют время и деньги, но для сохранения исторического лица Киева это необходимо, особенно в период строительного бума, который охватил центральные районы столицы.
По существу, раскопки на застраиваемых территориях стали основной задачей центра, за что нас часто укоряют коллеги из других археологических организаций, мол, мы не проводим плановых раскопок. Таким образом, ежегодно мы проводим по пять— шесть археологических исследований в центре Киева и пополняем свою коллекцию находками разных направлений и эпох. Сегодня счет найденных вещей ведется на десятки тысяч. Одна из последних находок — так называемый дереват, предмет быта скандинавской культуры. Его нашли на Подоле, на улице Спасской. Чтобы показать хотя бы сотую часть найденных вещей за 30 лет существования Центра, мы решили создать Музей археологии Киева, которого еще никогда не было в столице. В целом, археология — это территория, которую мы раскапываем, просматриваем, просеиваем землю и т.п. Здесь мы находим остатки погребений, следы дорог, улиц, которые фиксируются на планах, фотографиях, а потом передаются в фонды научных институтов. Но другое дело, когда часть этих вещей будет представлена в музее, и их смогут увидеть сотни людей.
— Вы уже определились, где будет расположен музей?
— По нашему замыслу он будет в помещении Центра археологии Киева, т.е. на улице Григория Сковороды, 9б. Поскольку этот дом считается памятником архитектуры (здесь в свое время жила семья Киселевских), музей будет выполнять одновременно две функции — представлять археологическое лицо Киева и рассказывать об истории дома. Сейчас мы планируем воспроизвести в одной из музейных комнат фасад печи XVIII века. Пока не известно, удастся ли сделать так, чтобы она работала, потому что печи такого типа топились из соседнего помещения и в музейной комнате видно только ее внешнюю сторону. Но с уверенностью могу сказать, что наш музей будет отличаться от других своей динамичностью, т.е. здесь не будет постоянных экспонатов, они все время будут меняться новыми поступлениями прямо с места раскопок. Эта концепция давно действует в европейских музеях, в частности, в Британском историческом музее, где экспозиции меняют настолько часто, что исчезает атмосфера скуки и незаинтересованности, которая присуща украинским музеям. Конечно, мы представим фрагментарно историю Центра, расскажем о самых известных археологах, но основу музея будут составлять наиболее актуальные вещи. Сегодня часть находок хранится в фондах Института археологии, на разных выставках, поэтому наша задача — собрать все это.
Если ничего не помешает, мы попробуем претворить в жизнь проект музеефикации территории, прилегающей к дому Центра археологии. Дело в том, что на одном из старых планов этой усадьбы изображен флигель, который можно было бы восстановить и получить дополнительные помещения для музея. Кроме того, для экспозиций можно использовать и подвал дома, где ранее хранился уголь для печей. Сейчас здесь продолжаются земляные работы.
В перспективе мы хотим восстановить усадьбу Киселевского со всеми ее атрибутами, элементами и даже уровнями тех горизонтов, на которых дом строился, сделать под землей обходную галерею, чтобы увидеть фундамент дома снизу, а он настолько глубокий и массивный, что расположен ниже уровня инженерных коммуникаций. Вообще, когда строился дом, его архитектор Виктор Розинберг предлагал сделать здесь внутреннюю ротонду и начать собирать на этом месте археологические артефакты, чтобы когда-то сделать музей. А место для этого действительно очень выгодное, ведь эти строения хранят старую планировочную структуру Подола. Как показали археологические исследования, перед фасадом дома Киселевских когда-то пролегала старая улица. Чем дальше мы ее раскапывали, тем больше было находок, датированных разными веками — XVII—XVIII вв. и даже XI в. По существу, мы нашли следы улицы.
— А о чем они свидетельствуют?
— Эти следы доказывают, что вся территория Подола — это старый город, который в XVI веке был застроен усадьбами. На то время усадебный участок состоял из нескольких жилых домов, один из них мог стоять на фасаде, другой — позади. Такого рода дворовые застройки видно на рисованном плане Киева 1695 года. Но какой вид имел Подол в ХI веке — никому не известно, потому что никаких планов того времени не сбереглось. Обнаружив так называемые следы старой улицы, мы немного приоткрыли завесу этой тайны. Как выяснилось, такая дворовая сетка на Подоле возникла как раз в ХI веке и просуществовала вплоть до 1811 года. А потом летом этого же года в Киеве случился большой пожар, в результате которого сгорело очень много построек. Этим воспользовались тогдашние чиновники, которых не устраивала усадебная застройка города: она мешала размещению в центре Киева административных учреждений. Никто из владельцев усадьб не хотел переселяться в другую часть города, поскольку здесь они жили с деда-прадеда и передавали усадьбу из поколения в поколение. Но со стороны центральных органов власти это не приветствовалось. Ситуация несколько напоминает современную, когда из-за застройки старых кварталов сносят частные дома. После пожара застройка Киева велась по удобному для чиновников плану. Таким образом, найденная улица открывает перед нами допожарную историю Киева, которая очень мало изучена.
В ходе раскопок улицы мы выяснили, что во времена Киевской Руси существовали своеобразные правила застройки усадебных участков, которые ввел еще Ярослав Мудрый. Нельзя было строить так, чтобы один дом перекрывался другим или сооружения стояли тесно друг к другу. Также мы увидели, как за этими улицами ухаживали, как укрепляли берега рек, которые протекали по Подолу. Этот пробел в истории Киева мы как раз пытаемся заполнить благодаря раскопкам. В этом нам помогают и связи с иностранными коллегами. На одном из международных конгрессов мы познакомились со внуком английского инженера, который в свое время создал Николаевский мост в Киеве. Он был отлит в Англии и доставлен в столицу по морю на баржах. Поэтому к объектам раскопок в Киеве есть большой научный интерес за границей.
— Выходит, что ни одна застройка на заповедных территориях столицы не обходится без вашего ведома. Наверное, сегодня вы также работаете на определенном объекте?
— Сейчас мы изучаем квартал между улицей Игоревской и Андреевской, где прямо на набережной застраивается очередной участок. Здесь мы нашли интересные деревянные конструкции, назначение которых пока неизвестно. Возможно, это система старого киевского водопровода. Но пока это только одна из версий, а их может быть несколько десятков, и чтобы их проверить, нужно время. В этом и заключается суть археологии, находки которой нужно показывать обществу.
Выпуск газеты №:
№85, (1996)Section
Общество