«По следам Петра Григоренко нужно создать всемирный фронт борьбы с имперской Россией»
Почему все украинцы должны знать о генерале, спасавшем честь Украины
Послезавтра, 18 мая, исполняется 70-я годовщина депортации крымскотатарского народа. Важную роль в обнародовании засекреченных данных об истинных последствиях этой трагедии сыграл украинский генерал Петр ГРИГОРЕНКО, который публично выступил против фальсификации советскими следственными органами информации о потерях крымскотатарского народа после депортации и подготовил специальную речь «Кто же преступники?». Впрочем, имя самого Петра Григорьевича, правозащитника и диссидента, и сегодня остается малоизвестным для нового поколения украинцев.
Главный редактор «Дня» Лариса Ившина сделала пост в «Фейсбуке» о Петре Григоренко, назвав его «соратником Сахарова и современного государственного человека». «Прочитал ваш пост и вспомнил о своем знакомстве с генералом Григоренко...» — написал в социальной сети львовский адвокат, бывший сотрудник военной прокуратуры полковник юстиции в запасе Олег ЛЕОНТЬЕВ.
— Узнал о нем во время учебы во ВКИМО (г. Москва) — нам читали судебную психиатрию в Институте общей и судебной психиатрии им. Сербского. Профессор Кондратьев был в некоторой степени вольнодумцем — рассказывал нам о карательной психиатрии (это был 1985—1986 учебный год), о диагнозе «вялотекущая шизофрения», который массово ставили диссидентам, как их «лечили» страшно болезненными уколами раствора серы в персиковом масле, — рассказал ЛЕОНТЬЕВ. — Среди прочего, рассказывал о генерале Петре Григоренко, поскольку он был военнослужащим, а мы учились на военно-юридическом факультете. Эксперт привел пример, что даже генералы, мол, могут иметь психические болезни. Правда, говорил он о «болезни» Григоренко в ироничной форме... Поскольку «перестройка» еще не достигла своего пика, но самиздат уже был более распространен, то он отослал нас к сбору информации о Григоренко самостоятельно.
«ТАКИЕ ЛЮДИ ВЫПАДАЛИ ИЗ ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ «СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
— Рассказывая нам о диссидентах в целом и генерале П. Григоренко, эксперт отмечал, что подозрения в их психической полноценности возникали потому, что нельзя было бороться за права личности, человека, отстаивать чьи-то — а не свои меркантильные — интересы, и что такие люди выпадали из общей концепции «советского человека». Также Кондратьев рассказал, что случай с Григоренко служил основанием для сомнений в адекватности советской медицины. Основные основания для сомнений в психическом здоровье П.Григоренко заключались, собственно, в его отстаивании правоты и правды.
Далее я попал служить в город Чимкент в Казахстане. Военная прокуратура располагалась на улице Григоренко (!) — очевидно, имени какого-то однофамильца-коммуниста. Это был 1987 год — уже «Литературная газета», «Огонек», «Новый мир» печатали многое, в том числе — и о диссидентском движении.
Прокуратура располагалась по адресу ул. Григоренко (!) То, наверное, какой-то большевик-однофамилец был. Так вот — я незаметно ввел в оборот адрес «П. Григоренко», и все начали переписываться собственно таким образом! С особой дерзостью я еще писал полное имя или добавлял: «ул. им. генерала П. Григоренко». Думаю, что среди адресатов корреспонденции были те, кто знал причину моего исправления. Написание «исправленного» адреса» на конвертах со служебной перепиской наверняка было первым «троллингом» системы...
«ГРИГОРЕНКО — ФАКТИЧЕСКИ ЕДИНСТВЕННЫЙ ОФИЦЕР, ГЕНЕРАЛ В ДИССИДЕНТСКОМ ДВИЖЕНИИ»
— Чем вас прежде всего заинтересовал феномен генерала Григоренко?
— Заинтересовал тем, что он прежде всего был военным — генералом, а также — из Украины, что особенно ощутимо, когда ты вдалеке от своего дома. Мне, военному, а также работнику военного правоохранительного органа, было очень важно то, что среди военных в генеральском звании был человек, давший пример реального служения народу, а не интересам партии. Это было очень важно, учитывая работу в прокуратуре — нужно иметь моральный авторитет, неиспорченность, а для этого должен существовать определенный ориентир, личность. Насколько мне известно, П.Григоренко — фактически единственный офицер, генерал в диссидентском движении. Учитывая, что генералом он стал не так, как теперь становятся — с помощью «неправовых» факторов или связей. Человек, который не побоялся потерять свое социальное, имущественное положение и пошел против системы, — это, без сомнения, герой. В нем мне интересно его неравнодушие к несправедливости, а также — поиск правды. Я не читал его труды в полном объеме в связи с их отсутствием в широком доступе, только отдельные цитаты в публицистике. Считаю, что П.Григоренко следует популяризировать в обществе как личность, а также — его работы.
— Кстати, газета «День» в своей книжной серии «Бронебійна публіцистика» издала книгу Петра Григоренко, в которую вошли его труды «Укрывательство исторической правды», «Наши будни», «К вопросу государственной независимости и взаимоотношений между народами СССР». Это издание пользуется популярностью у читателей. Его активно обсудили студенты — участники Львовского дискуссионного клуба...
— Это очень хорошо. Генерала Григоренко украинцам нужно больше читать. Вообще его творчество необходимо изучать в рамках школьной программы, военных и юридических вузах.
Григоренко своим примером доказал, что нужно ставить, казалось бы, недосягаемые мечты или недосягаемую цель, идти к ней, и она будет воплощена в жизнь. Он доказал это в поддержке крымскотатарского народа в праве на возвращение их на историческую родину. Импонировала его борьба за национальное освобождение порабощенных Российской империей — в виде СССР — народов. Актуальность трудов П.Григоренко в настоящее время заключается хотя бы в том, что ему удалось изменить и сформулировать мировое мнение по поводу необходимости развала СССР. Точно так же и теперь необходимо — по следам П.Григоренко — создать всемирный фронт борьбы с имперской Россией до ее уничтожения как реинкарнации империи зла — СССР.
Сегодня, когда в Украине напряженная общественно-политическая ситуация, нужно вспоминать также об уникальности подхода П.Григоренко к правам человека. Он фактически доказал их универсальность. Эта универсальность прав вошла составляющей в названную мной Конвенцию (я в 2005 году проходил стажировку по программе Совета Европы и тогдашней Генпрокуратуры Украины относительно применения положений Конвенции по правам человека в работе прокуратуры. Во времена Януковича — Пшонки эта работа сошла на нет...) Так вот — основная проблема украинских прокуроров в осознании, изучении и имплементации в свою работу Конвенции заключалась в том, что они не осознавали универсальности и гибкости прав человека, что они (права) не могут, как закон — быть четко перечислены и оформлены «в список». Собственно, методология и подходы П.Григоренко в вопросе всеобъемлющей сути прав человека, их универсальности являются инструментом понимания и применения Конвенции. Достаточно наглядно можно видеть в решениях Европейского суда «развитие» права.
«ГРИГОРЕНКО УДЕЛЯЛ ВНИМАНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЮ НАРОДОВ ИЗ ИМПЕРИИ, А ТАКИЕ ИДЕИ В РФ ЗАПРЕЩЕНЫ»
— Почему, на ваш взгляд, мыслящая часть россиян не помнит о генерале Григоренко и не использует его интеллектуальное наследие?
— Россиян — действительно мыслящих и либеральных, как мне кажется — в пределах статистической погрешности и все они сосредоточены в рамках «садового кольца». Общаясь со своими друзьями, живущими в РФ, мыслящими, друзьями Украины, заметил, что главный посыл в их разговоре таков: мы понимаем, Крым «уворовали», но не могут сдержать радостную улыбку; «приятно все же»... П.Григоренко уделял внимание освобождению народов из империи, а такие идеи в РФ запрещены и непопулярны.
Не знают его, к сожалению, и в Украине. Много ли у нас могут назвать фамилий диссидентов? Ну, разве только те, которые жили в СССР и слушали «голоса», пробиваясь сквозь «глушилки». Так и с П.Григоренко — он широко известен, но не в общей массе.
Петр Григоренко своей деятельностью показал разницу между «правом» и «законом» в существовании государства на примере борьбы с «народным» коммунистическим режимом. Государства, в котором господствует «право», — нет и быть не может. А государство, где господствовал «закон» — было, это фашистская Германия. Там строго соблюдался Закон — известный факт о расстреле за безбилетный проезд в общественном транспорте. Но при этом нарушается базовое право человека — на жизнь. Торжествует Закон — игнорируется Право. Борьба П.Григоренко с советской системой — это была борьба за осознание декларируемых прав и воплощение их в реальность.
— П. Григоренко был военным стратегом, в частности в деталях объяснял, почему СССР страдал в первые годы Второй мировой. Что украинские военные должны учесть из его наследия сегодня — в условиях войны?
— Причины поражений СССР в первый период Второй мировой войны, по словам Григоренко, заключались в вопросе военной тактики и кадров. Он один из первых прямо указывал и критиковал уничтожение командных кадров перед войной, что, в конце концов, привело к массовым потерям. Сталинский лозунг «кадры решают все» получил свое подтверждение: какие кадры — такие и результаты работы. Это особенно видно и сейчас — кадровый потенциал Вооруженных сил Украины уничтожен, и об этом нужно говорить прямо. Сейчас в руководстве осталось немало так называемых паркетных генералов, с низкими нравственно-деловыми качествами. Недоброй памяти экс-министр обороны Украины Тенюх — на мой взгляд, человек низких моральных качеств. Он назначил предателя адмирала Березовского командующим ВМС Украины и не понес никакой ответственности — ни по закону, ни человеческой. Украинские Вооруженные силы нуждаются в профессиональных руководителях. Есть достаточно патриотических молодых офицеров звена майор-подполковник, которые прошли миротворческие силы, сотрудничали с военными специалистами цивилизованных стран.
Что касается тактики как причины проигрыша первых боев — П.Григоренко правильно отмечал, что СССР готовился к наступательной войне, как бы парадоксально это ни звучало в советской историографии. В дальнейшем его тезисы были подхвачены и развиты публицистами наподобие Суворова. Украине следует отбросить политкорректность и начать строить эшелонированную линию обороны от российского агрессора. А еще лучше — просто вступить в НАТО...
Выпуск газеты №:
№87, (2014)Section
Общество