Перейти к основному содержанию

Поцелуи имени Клары Цеткин

Вся правда о «страшных тайных истинах», касающихся праздника 8 Марта, которому в этом году исполняется 100 лет
04 марта, 19:54

Честное слово, мне казалось, что этот вопрос для украинской общественности давно уже должен быть простым и понятным. Ведь во времена интернета подобные вопросы — как и о плоской Земле на трех слонах или о сооружении вечного двигателя в сарае соседа-изобретателя — просто не должны возникать.

Каюсь: я недооценил того, что интернет способен не только информировать, но и дезинформировать с огромной силой. А тем более того, кого собственные подсознательные комплексы просто-таки вталкивают в мир дезинформации.

Поэтому по мере приближения 8 Марта (а в этом году празднику исполняется сто лет!) украинский сегмент паутины, и не только какие-то маргинальные, но и довольно серьезные сайты плюс некоторые печатные издания, а в придачу, казалось бы, серьезные люди с высшим образованием дружно начали (уже в который раз!) репродуцировать «страшные тайные истины». Если их немного обобщить, получается такое.

Истина первая: 8 Марта — это на самом деле Пурим.

Истина вторая: еврейка-социалистка Клара Цеткин навязала этот еврейский праздник «трудящимся женщинам» в каких-то своих хитроумных интересах.

Истина третья: настоящим украинцам (русским, славянам, православным — нужное подчеркните сами) негоже отмечать 8 Марта.

К этим «истинам» прибавляется обычно куча мелких, но пикантных подробностей: от констатации того, что Международный женский день связан с еврейской женщиной-воительницей Эстер, до утверждения, что первая женская манифестация 8 марта 1910 года, организованная Кларой Цеткин и Розой Люксембург, состояла из берлинских, понятное дело, подобранных по этническому признаку, проституток...

Можно было бы, конечно, начхать на всю совокупность этих откровенных идиотизмов, но ведь для слишком большого количества украинского люда, как следует из контент-анализа интернета, идиотизмы (в числе которых обязательный поиск еврея-злоумышленника под кроватью) подменяют правду. Тогда как число правдивых публикаций слишком уж мизерное, если не сказать больше.

Что ж, придется (не в первый раз и, боюсь, не в последний) писать о том, что на самом деле Земля вовсе не плоская...

Итак: эта развесистая «клюква» сначала выросла на благодатной московской почве, а потом уже была пересажена к нам. Ее самоотверженно лелеял о. Андрей Кураев, известный российский богослов, который у нас в определенных интеллигентских кругах считается светочем религиозной мысли.

Что же написал светоч по поводу 8 Марта? А вот что:

«Вот только недавно позволили мы себя заметить, что роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Что ж, сегодня это факт, без которого невозможен серьезный разговор об истории революционного движения в Европе рубежа XIX—XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с «миром насилья» и призвали разрушить его «до основанья».

Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с «эксплуататорами». И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение?

Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное «время оно». Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?

Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д’Арк. Но Клара Цеткин — еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура — Эсфирь... Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа — праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне...» (http://www.foru.ru/slovo.2719.1.html).

Как написано! Какие слова знает профессор о. Кураев: «архетип», «мифотворческий инстинкт», «мышление прецедентами»! Только вот пишет он, мягко говоря, глупости — впрочем, не только в этом случае, но и во много других. И эти глупости щедро репродуцируют не только верные РПЦ, но и наши отечественные суперпатриоты.

Начнем с «мононационального» Второго Интернационала. Фридрих Энгельс, его основатель, — немец, Георгий Плеханов — русский дворянин, Поль Лафарг — сын французского плантатора, Франц Меринг — сын отставного прусского военного. Карл Реннер (Австро-Венгрия) — сын фермера-чеха, ну и, конечно же, Бенито Муссолини, яркий молодой и влиятельный итальянский социалист... Список можно продолжать, хотя, конечно, были и такие персонажи, как Эдуард Бернштейн — но, как на беду, противник революции и сторонник эволюционного перерастания капитализма в социализм.

Более того: Владимир Ульянов-Ленин, которому часто вспоминают его дедушку по матери, выкреста Александра Бланка, даже по сумасшедшим нацистским Нюрнбергским законам имел бы все права фольксдойча...

Ну, а с Кларой Цеткин еще смешнее: «Цеткин» — фамилия первого мужа лидера немецких социалисток, российского народовольца одессита Осипа Цеткина, сбежавшего в Германию от царской охранки. А родилась Клара в семье сельского учителя Готфрида Эйснера, который, кроме других предметов, преподавал еще и закон Божий, а кроме того, был органистом кирхи поселка Видерау. Клара в детстве ему помогала и неплохо овладела этим сложным инструментом. Когда она, уже немолодая политическая деятельница, посетила родные места, то попросила открыть ей кирху и час просидела в одиночестве за органом. Вот такими были ее настоящие детские воспоминания и «зов крови»...

Но что правда, так это то, что Клара Цеткин была причастна к возникновению праздника революционных женщин. Он был провозглашен в 1910 году в Копенгагене на II Международной конференции женщин-социалисток, председателем которой была Цеткин. Но не по ее инициативе. И не по инициативе Розы Люксембург. Предложение внесла другая немецкая социалистка-феминистка Лени Грюнберг. И вот беда: тоже истинная арийка. Но конкретную дату в том году не установили: впервые его отметили в следующем, 1911, году, но... 19 марта, привязав было ко дню победы немецких рабочих в баррикадных боях далекого 1848 года. До 1914 года в разных странах Европы день борьбы женщин-трудящихся за равные права отмечали в разные дни марта — в соответствии с политическими и культурными особенностями тех государств. Это был вовсе не «праздник весны и любви», как сегодня, а сугубо политическое действо, иногда сопровождавшееся бурными столкновениями социалисток-феминисток с полицией и войсками. И только накануне Первой мировой войны появилась дата 8 марта. Кстати: как удалось узнать у специалиста по иудаике, Пурим в том, 1914-м, году отмечали 12 марта, а в 1910 году — 7 марта...

На этом стоит завершить сюжет с «еврейским заговором против украинских женщин». Однако, на мой взгляд, ничего страшного в принадлежности Клары Цеткин к евреям — если бы это было правдой — не было бы, как и в заимствованиях, которые делало революционное движение из библейской символики, и не только из нее. Страшны невежество, тупость и черносотенность «суперпатриотов», от принадлежности к племени которых в свое время отказывались Иван Франко и Леся Украинка.

А теперь о других популярных сюжетах. Мол, 8 марта — это день рождения Клары Цеткин (хотя и из Википедии, и из «Украинской советской энциклопедии» легко узнать: Клара Эйснер появилась на свет 5 июля 1857 года); мол, этот праздник навязал после октябрьской революции Ленин в честь своей любовницы Цеткин (искренне сомневаюсь, что Владимир Ильич предпочитал старше его на 13 лет Клару, когда на него с обожанием смотрела значительно более молодая красавица Инесса Арманд...); мол, это чисто коммунистический праздник, который нет смысла отмечать сегодня украинцам и украинкам.

Вот на последнем остановимся немного подробнее.

В 1910 году большевики были маргинальным течением мирового социалистического движения, к тому же расколотым на фракции Ленина, Богданова и Троцкого. Поэтому участия в основании праздника большевики не принимали — им было не до женских проблем. И только после октябрьского переворота большевики попытались приватизировать 8 Марта — так же, как и 1 Мая. Однако украинские социалистки, например, отмечали во Львове Международный женский день еще в 1911 году — когда там не было ни одного большевика. И вообще, 8 Марта родилось как праздник женщин-феминисток (ответственный редактор газеты «Глайхгайт», то есть «Равенство» Клара Цеткин в своих брошюрах и статьях неоднократно употребляла именно этот термин). А то, что феминизм в те времена был преимущественно социалистического направления, — так это реальность, обусловленная вызовами времени. Ведь шла речь об одновременном получении политических (участие в выборах) и социальных (восьмичасовой рабочий день, оплачиваемый отпуск по беременности, равная зарплата с мужчинами) прав работающих женщин. И к тому же во Втором Интернационале, где зародилось женское социалистическое движение и где занималась активной деятельность Клара Цеткин, большевики были маргинальным меньшинством. Что не помешало им попытаться присвоить себе 8 Марта (так же, как и другой социал-демократический праздник — 1 Мая).

Но, собственно, дело, не в том, к чему именно «привязан» праздник 8 Марта, в том числе и «привязан» ли он к одному из главных праздников иудеев — Пуриму... Дело в другом: неужели невежество и черносотенство — это характерный признак хотя бы части патриотического украинского общества?

...А что касается того, стоит ли отмечать признанное, кстати, ООН 8 Марта — так это дело убеждений каждого. Только при любых обстоятельствах стоит помнить его настоящее содержание и название: День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, политическое и социальное равноправие.

P.S. Кстати, именно 8 марта 1985 некий Джон Макферсон из английского города Ньюкасла попадает в Книгу рекордов Гиннеса, поцеловав за восемь часов 4444 женщин. Похоже, последним не очень хотелось бороться за равноправие, несмотря на официально признанный праздник. Так, может, и в самом деле этот день везде медленно трансформируется в символ весны и любви?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать