Почему нужно считаться с европейскими рома

Всего в мире не менее 18 миллионов цыган. Из них в Европе — от 7 до 9 миллионов. Правовое положение этих людей не лучше, чем их социальный статус. С расширением ЕС нуждается в пересмотре политики в отношении этого народа. В Будапеште с 30 июня проходил конгресс, посвященный роли цыган в современной Европе. Одна из целей конгресса — прекращение дискриминации цыган. Два дня главы правительств семи европейских стран, приехавшие в Венгрию по приглашению Всемирного банка, Еврокомиссии и института «Открытое общество», учрежденного американским филантропом-миллиардером Джорджем Соросом, работали над тем, чтобы подготовить, по словам президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона, «поворотный пункт» в судьбе европейских цыган.
Слишком часто в странах Центральной и Восточной Европы подростки и дети рома проводят свои дни на мусорной свалке. Не имеющие возможности позволить себе ходить в школу, они копаются в бумажных отбросах, зарабатывая средства для того, чтобы прокормить себя. Слишком часто семьи рома живут в крошечных тесных деревянных или жестяных лачугах без электричества или водопровода и с туманными перспективами на будущее. Подобная картина, хотя и в меньшей степени, существует во многих странах членах ЕвропейскогоСоюза, которые являются домом для меньшинств рома.
Широкое социально-экономическое неравенство существует между населением большинства Европы и рома, или «цыганами», многие из которых живут в чрезвычайной бедности. Остающаяся неизменной, эта устойчивая бедность угрожает стать постоянным тормозом европейского процветания, что будет трагедией для рома и подобным им другим меньшинствам. Положение 7— 9 миллионов рома, живущих на континенте, заслуживает срочного внимания руководителей правительств, поскольку они формируют политику расширенного ЕС. Рома — самое быстро растущее и наиболее уязвимое меньшинство континента. Расширение их перспектив будет решающим моментом для поддержания процветания в Европе, и для него потребуется проведение специальной политики, чтобы гарантировать, что рома будут пользоваться преимуществами открытой свободной рыночной экономики постпереходного периода.
В самом деле, рома были одними из крупнейших неудачников в переходном периоде от коммунизма с 1989 года. Часто они были первыми из тех, кто потерял работу в начале 90-х годов, и им постоянно не давали снова получить работу из-за их часто неадекватных навыков и в связи с распространенной дискриминацией.
Даже в более преуспевающих странах Центральной и Восточной Европы рома поразительно бедны — иногда в десять раз беднее, чем представители других меньшинств. В то время, как страны-претенденты на вступление, такие, как Венгрия, Чехия и Словакия, достигли большого успеха в осуществлении экономических и политических преобразований в течение 90-х годов, решение вопроса о тяжелом положении рома остается одной из наиболее критических проблем на их пути к членству в ЕС в следующем году и в течение последующего десятилетия. В 2000 году около 80% рома в Болгарии и Румынии жили меньше, чем на $4,30 в день по сравнению с 37% от всего населения Болгарии и 30% — Румынии. В более состоятельной Венгрии 40% рома жили на доходы ниже этого уровня по сравнению с 7% населения, не являющегося рома.
Бедность в комбинации с более высоким уровнем рождаемости означает, что количество невзгод рома будет расти в течение следующих лет. Грубо говоря, 25—30% рома еще не достигли 15 лет по сравнению с 10% населения большинства. Высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, заводит рома в порочный круг обнищания и исключения, еще более снижая их уровень жизни и оставляя многих из них в поселках на окраинах без доступа к электричеству, чистой воде или другим основным условиям жизни. Недостаток образования не позволяет рома найти работу и ограничивает их будущие возможности. По оценкам, 600 тысяч детей рома в возрасте учеников начальной школы, живущих в странах-претендентах на вступление в ЕС, не ходят в школу вообще. Из тех, кто ходит, большинство не заканчивают начальную школу, и менее 1% во всей Центральной и Восточной Европе продолжают обучение в высших учебных заведениях. Многие учащиеся — представители этого класса, застревают в плохих изолированных школах. Других несправедливо помещают в школы для умственно и физически отсталых детей просто потому, что у них не было доступа к дошкольному обучению, или потому, что они не говорят на языке большинства. Тем не менее, есть причина для оптимизма. За прошедшие десять лет был запущен ряд инициатив для того, чтобы удержать детей рома в школах, увеличить доступ к рабочим местам и преодолеть дискриминацию. Пока помогали такие вмешательства со стороны правительств, неправительственных групп и международных агентств, настало время увеличить усилия.
Очень важно, что появляется небольшое, но растущее ядро опытных и самозабвенных молодых лидеров рома, которые могут работать как внутри своих общин, так и с правительствами для того, чтобы преодолеть бедность и дискриминацию. В конце этого месяца многие из этих молодых людей присоединятся к нам в Будапеште вместе с премьер-министрами и другими высокопоставленными лицами из стран Центральной и Восточной Европы и стран — членов ЕС. Впервые правительства и лидеры рома подойдут к решению этой проблемы, как к основному вопросу, имеющему огромное социально-экономическое значение. Такой подход объединенной политики необходим для обеспечения того, чтобы в расширенной Европе правильно понимались основные права рома. Мы не можем позволить себе оставить рома позади.
Выпуск газеты №:
№120, (2003)Section
Общество