Почему они умирают?
Массовая безработица и бедность — основные причины исчезновения сел
В селе нет работы и нормального культурного отдыха. Об этом знают все. Именно поэтому практически половина жителей сельских населенных пунктов пытаются выехать в большие города или податься за границу. А молодежь, приезжая в большие города на обучение, пытается всеми возможными и невозможными способами остаться в них.
Причины этого — не тайна: массовая безработица, минимальные доходы, отсутствие нормального культурного отдыха. А еще — нежелание заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом, плохое медицинское обеспечение и чрезвычайно низкий уровень образования.
Действительно, сегодня заняться в селе практически нечем, потому что большинство предприятий, заводов или фабрик давно и благополучно прекратили свою деятельность. В результате имеем то, что имеем: официальная статистика говорит, что сейчас в селе безработных, как минимум, вдвое больше, чем в городе. Например, по информации Юрия Фущича, директора Закарпатского областного центра занятости, в Закарпатье на учете в центрах занятости сегодня находятся более 37,6 тысячи жителей сел, в то время как городских жителей немного больше — 16 тысяч. К сожалению, и спрос на работников сельского хозяйства меньше — за полгода было всего 841 вакантное место.
Соответственно, людям с высшим образованием приходится выезжать за пределы области или страны. Малоквалифицированный труд не привлекает молодежь, поэтому юноши и девушки массово покидают села. В больших селах Закарпатья количество рабочего населения еще стабилизируется за счет частных предприятий и предприятий среднего и малого бизнеса. В отдельных сельских населенных пунктах области действительно процветает бизнес — столярные цеха, мельницы, колбасные цеха. Однако малым селам приходится потихоньку отмирать. И что уж говорить о том, каково желание «вырваться» из такого «рая на земле»?
Вера Михайловна преподает «зарубежку» в селе с общим количеством населения 800 человек. Почти двадцать лет педагогического стажа. Представьте себе маленькую сельскую школу, где вообще о компьютере и учителя, и ученики имеют туманное представление. «Это сколько же усилий нужно приложить сельскому учителю, чтобы дать школьникам такой же багаж знаний, как их городским ровесникам? — спрашивает учитель. — Почему я, человек, имеющий статус педагога, для того, чтобы как-то свести концы с концами, должна обрабатывать огород в полгектара и держать корову?»
Бесперспективная монотонность и серость загоняют в тупик, а собственная бедность гонит учителя после уроков горбатиться на свой пай. Это в обычный день, а в базарный — тащит в город тяжелые сумки с молокопродуктами собственного производства. Так сводит концы с концами большинство...
Именно поэтому люди бегут из села. Закарпатцы «из глубинки» любой ценой рвутся в Ужгород и Мукачево, а жители этих городов так же различными способами уезжают в Киев и другие крупные областные центры. Следовательно, хотя закарпатскую внутреннеобластную миграцию еще нельзя назвать массовой ввиду того, что область небольшая и по большей части бедная на промышленные центры, тенденции имеются в наличии и у нас. Так, по информации экономистки отдела демографической статистики Закарпатского облстата Алевтины Крикливец, в течение прошлого года миграционный отток населения произошел во всех районах Закарпатской области, кроме городов Мукачево, Чоп и Ужгородского района (Ужгород и район рассматриваем вместе, потому что собственно район становится более популярным из-за низкой стоимости жилья и возможности ездить ежедневно на работу в областной центр). Переезжали в эти населенные пункты по большей части жители Берегова, Виноградивского, Иршавского, Межгорского и Тячивского районов — по сто, а то и четыреста человек в год.
Если проанализировать возрастную сторону внутренней миграции, то, без сомнения, основную категорию здесь составляет молодежь. Статистика говорит, что наиболее миграционно активным контингентом являются те, кому от 15 до 25 лет, по большей части ученики и студенты. Таких среди общего количества областных мигрантов — 42,7%. Этот факт объяснить несложно. Реализовать свои желания становится все труднее, поскольку первый шаг — образование — недешев, а сельские заработки мизерные.
По данным статистики, чаще всего закарпатцы выезжают в Киев, Львов, Ивано-Франковск, Полтаву, Харьков, Винницу, Днепропетровск. Причем миграционные потери, связанные с выездом населения области в другие регионы Украины, увеличились в течение прошлого года на 38,5%. Фактически на каждые 100 выбывших человек приходится почти полсотни прибывших (в позапрошлом году «гостей» было 58). Специалисты утверждают, что межрегиональная миграция имеет и чрезвычайно неблагоприятное воздействие на поло-возрастной состав населения Закарпатья. Так, в результате миграционного обмена с другими регионами Украины женщин выбыло на 63,2% больше, чем прибыло, в том числе в детородном и трудоспособном возрасте 15—49 лет — в 1,2 раза.
Понес потери в прошлом году и трудоспособный контингент Закарпатской области — разница в пользу тех, кто выехал, достигла почти 34%. Такой миграционный обмен фактически привел к оттоку квалифицированных специалистов. Чрезвычайно показательным и неутешительным является еще и такой факт: мигрантов с высшим базовым образованием, которые выехали из области в течение 2004 года, на 2,2% больше, чем прибывших.
Однако межрегиональная миграция — еще полбеды. Больше потерь страна в общем и наша область в частности претерпевают из-за выезда людей за границу. Например, в прошлом году в страны дальнего зарубежья выехало на 6,9% больше закарпатцев, чем в 2003 году. А вот страны СНГ и Балтии «популярность» теряют, в количественном отношении уменьшение превышает 36 процентов. В общем миграционные потери вследствие межгосударственной миграции выросли практически на тринадцать процентов и составляли 1,2 тыс. человек.
Кстати, в страны дальнего и ближнего зарубежья выезжали в прошлом году жители практически всех районов области, но больше всего из Ужгорода, Мукачево и их районов. Едут по большей части в Венгрию, Германию, США, Чехию, Словакию и Россию. Причинами переезда, которые указываются эмигрантами в листках выбытия, остаются «семейные обстоятельства» — 56,7, «обучение» — 15,6 и «перемена места работы» — 6,3%.
Какими бы ни были причины выезда наших граждан, факт остается фактом: с каждым годом селяне становятся все беднее. И обворовывает их само же государство. Безусловно, выход из сложной ситуации есть, но ни одна программа развития села не будет работать, пока не будет главного — гарантированных минимальных закупочных цен на сельхозпродукцию. Производитель должен знать, за сколько он сможет продать зерно, овощи, мясо и молоко. И работать, исходя из этих цен и предполагаемого дохода. Сегодняшние же реалии говорят совсем о другом. Селянин не может прогнозировать не то что цену на месяц или два вперед, а даже на неделю. Причина этого процесса кроется не только в колебании цен на горючее. Ситуация, когда литр молока обещают покупать за 1,25 грн., а берут за 75 копеек — недопустима. Практически аналогичная ситуация и с зерном: сейчас за зерно обещают платить одну цену, тогда как реальная, как минимум, на треть больше.
Еще одна проблема развития украинского сельского хозяйства — кредиты. Как отметил недавно на заседании Ужгородского пресс-клуба координатор Закарпатского представительства Проекта аграрного маркетинга в Украине Роман Сало, фермеры постоянно нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах для ведения хозяйства. Особенно актуальным этот вопрос становится в период перед сбором урожая, когда фермер нуждается в «живых» деньгах, а период сбора и реализации урожая еще не наступил. Воспользоваться же кредитами фермерам не позволяет ряд причин. Во-первых, слишком высокие процентные ставки — те, которые предлагают банки, обычно колеблются в пределах 20—27% годовых. Вторая причина заключается в нехватке имущества для залога. Кроме того, очень часто помехой для получения кредита становится длительная процедура оформления документов, экспертной оценки залога и тому подобное.
Учитывая все это, украинское село продолжает нищать. Молодежь убегает в город. И в общем количество людей, работающих в сельском хозяйстве, с каждым годом уменьшается. В этой отрасли теперь работают в основном пенсионеры.
Выпуск газеты №:
№138, (2005)Section
Общество