Под лежачий камень вода не течет
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020731/4136-5-2_0.jpg)
Год назад, когда в Киевском аэропорту «Борисполь» впервые в истории Украины торжественно встречали Римского Архиерея Иоанна Павла II, некоторые масс-медиа и официальные источники утверждали, что этим событием начинается новая эпоха а жизни Украины. Что после визита все изменится к лучшему: мир увидит высокий уровень украинской цивилизованности, в страну придут инвесторы и инвестиции, украинская духовность и обряд станут образцом для сытых и бездуховных жителей Запада, и в конце концов мы сможем доказать, кто в действительности является центром Европы.
Во время самого визита стало ясно, что украинское общество очень напоминает традиционный рождественский театр — вертеп, который состоит из двух ярусов. В верхнем происходят события библейского, сакрального содержания, а в нижнем существуют и действуют бытовые персонажи из повседневной жизни. Однако есть небольшая разница между традиционным и современным отечественным вертепом — последний несколько «вывернутый», в нем сакральное переместилось в нижний ярус, а повседневность возвысилась и главенствует в тех сферах, которые для нее не свойственны. И, собственно, этот вертеп-перевертыш, и реакция героев этого спектакля и определили и сам ход визита, и претворение в жизнь тех идей, которые выражались Святым Отцом.
На стадии подготовки к визиту пресса и телевидение рассказывали по большей части о внешних проявлениях папской власти и об «экстерьере» Католической церкви — целибат, государство-город Ватикан, покушение на Иоанна Павла II, тогдашнее и нынешнее состояние Его здоровья, процедура избрания Папы и тому подобное. Основная тональность сводилась к тому, чтобы с гордостью убедить рядового украинца — мол, только взгляните, какое экзотическое лицо едет в Украину! К сожалению, в светских медиа ни до, ни после визита Иоанна Павла II не было ни одной попытки проанализировать содержание такой важной составляющей католической теологи, как социальная доктрина Католической церкви. А именно этот ракурс был бы чрезвычайно важным для современной Украины, поскольку с конца XIX века Католическая церковь и Римский Папа последовательно провозглашали нормы и развивали учение об использовании христианских принципов в социально-экономической жизни индустриальных и постиндустриальных обществ. Нашему достаточно политизированному и одновременно уставшему обществу не помешало бы узнать из газетных колонок, что проблемы труда, финансов, демократии, налогов, земельных отношений, выборов, частной собственности, социальной защиты, заработной платы и много других неотложных для нас вопросов давно и довольно обстоятельно были проработаны на теоретическом уровне и даже воплощены в реальной жизни в странах послевоенной Европы. А такой подход позволяет сделать только один вывод — к сожалению, в Украине почти отсутствуют профессиональные эксперты-«ватиканологи» (на манер западных «советологов»). Больше того, несмотря на декларируемый эпохальный характер визита Римского Архиерея, какие-либо упоминания о Папе практически сразу пропали из отечественных изданий и появились лишь недавно, в связи с «скандалом педофилов».
Думается, что эти примеры продемонстрировали невозможность и нежелание отечественных масс-меда сколько-нибудь обстоятельно и объективно рассматривать Католическую церковь как равноправного партнера в развитии современной европейской цивилизации. Очевидно, что доминирование внешнего, скандально-бульварного, зрелищного даже в материалах, связанных с жизнью Церкви, по большей части обусловлено нашим атеистическим прошлым и имеет свои объективные и субъективные причины. Но можно было бы хотя бы попробовать взглянуть в корень вопроса.
Не менее показательной видится реакция политикума и приближенных к нему деятелей бизнеса, культуры и науки. Помнится, что одна из встреч Святейшего Отца, которая проходила в Мариинском дворце, проводилась именно для людей этой сферы общественной деятельности. Тогда Папа обратился к присутствующим с речью, в которой, в частности, предостерегал украинских политиков от искушения абсолютизации публичной власти. Как пример, наводился негативный и трагический опыт тоталитарных режимов середины XX века в фашистской Германии и коммунистическом СССР. Вред, который эти режимы нанесли не только Украине, но и всей мировой цивилизации, по мнению Папы, происходил от того, что были отброшены три главные опоры человеческой цивилизации — признание божественной власти, уважение достоинства человека и обязанность пользоваться публичной властью, служа каждому члену общества, а не ради личных или групповых интересов. Общественные и национальные интересы, по утверждению Святейшего Отца, должны базироваться на интересах каждого, без исключения, члена общества, начиная от самых слабых и беззащитных, а власть должна гарантировать всем группам доступ к настоящему благосостоянию. Дальше в своей речи Иоанн Павел II предостерегал уже представителей деловых кругов Украины от вульгарного рационализма, основанного на исключительном поиске материальных выгод и прибылей при одновременном пренебрежении проблемами отдельных личностей и общества: «Смотрите на лицо, а не на прибыль как цель каждой экономики, чтобы было почтено человеческое достоинство». Кроме того, Святейший Отец касался и такого щепетильного вопроса, как обеспечение справедливости и открытости в бизнес-делах — залог и гарантия справедливости, по мнению Иоанна Павла II, заключается в легальной деятельности субъектов ведения хозяйства. Что же изменилось в экономическом законодательстве с того времени? Да ничего! Интересно, о чем другом, как не об уровне доверия плательщиков налогов к этой самой публичной власти могут говорить последние показатели наполнения Государственного бюджета за второй квартал 2002 года — 75 %? Кроме того, можно проиллюстрировать этот тезис упоминанием о том, что в декабре 2001 года во время третьего чтения многострадального Налогового кодекса Украины выяснилось, что из законопроекта по предложению публичной власти было исключены статьи и разделы об упрощенных режимах налогообложения для субъектов малого бизнеса... А богословие все еще не признано наукой, и, соответственно, человек с дипломом теолога в Украине остается человеком без образования.
Остался еще нижний ярус, куда от суеты и неурядиц современности спрятались сакральные и евангельские персонажи. И простые люди — католики и другие христиане, для которых приезд Иоанна Павла II стал событием в первую очередь духовным. Наверное, только персонажи этого яруса по-настоящему и поняли, чем является визит Иоанна Павла II в Украину. И именно в этой среде следует ожидать роста плодов и появления первых результатов приезда Римского Архиерея.
Да, наметились пути сотрудничества между организационными структурами Католической церкви в Украине обоих обрядов, византийского и латинского, все чаще встает вопрос взаимной согласованности действий обоих католических епископатов. Все чаще католические церкви Украины начинают выражать собственную позицию касательно неотложных общественных проблем нашей страны, а иерархи обоих обрядов пытаются смотреть не только на внутреннюю жизнь Католической церкви. В марте 2002 года было опубликовано несколько официальных заявлений и обращений католических епископов к избирателям Украины с призывом принять участие в выборах и честно и добросовестно выполнить свою гражданскую обязанность.
В Украине и, в частности, в Киеве, появляются новые католические храмы — буквально на днях в столице было освящена церковь и монастырь Чина Святого Василия Великого Украинской греко-католической церкви. Все большего распространения приобретают разнообразные католические движения и организации, активизировали деятельность католические масс-медиа. Продолжая традиции отечественной академической науки, заложенные старанием Христианской церкви, современные украинские научные работники постепенно начинают проявлять интерес к основам католической социальной доктрины. Таким способом находит свое отображение постепенный процесс гуманистического и христианского наполнения научной картины мира, своеобразное сочетание веры и ума, который был провозглашен в свое время Иоанном Павлом II в энциклике Fides et Ratio (Вера и разум).
Да и касательно признания теологии как науки есть сдвиги — Министерство образования и науки, похоже, проводит работу по вводу теологии в перечень изучаемых наук. Инкорпорация богословия в систему общественных, философских наук и образования может существенно повысить уровень не только прикладных, но и фундаментальных исследований. На уровне развития официальных структур Католической церкви также наблюдается определенный прогресс, поскольку в Римско-католической церкви в Украине образованы новые епархии и возведены в сан новые епископы.
Собственно, наиболее загадочным явлением остается реакция простых людей — уровень восприятия и рефлексии последствий визита Римского Папы среди простых украинцев не подвергаются рациональному учету. Но постепенный рост количества верующих в столичных католических храмах обоих обрядов говорит об осознании украинским народом тех христианских принципов, которые летом 2001 года проповедовал Иоанн Павел II.
Также важным является последующее развитие открытого гражданского общества в Украине. Этой проблеме, как это ни парадоксально, Римский Папа уделял очень много внимания, в частности, в речи, произнесенной в Мариинском дворце. В этом обращении слово «государство» встречается только один раз, а основное содержание папского обращения было адресовано жителям Украины, представителям различных социальных и профессиональных групп, конфессий и мировоззренческих доктрин. И это не случайно, поскольку, по мнению Папы, не столько государство, сколько нация, опираясь на ценности Евангелия, способна построить современное толерантное, открытое и солидарное общество. Однако только желание каждого конкретного человека и его попытки что-то изменить к лучшему в своей и общественной жизни могут привести к какому-то конкретному результату. «Каждый призван для того, чтобы с отвагой и доверием внести свой вклад. Католическая церковь находится рядом с каждым человеком доброй воли, чтобы поддержать усилия, направленные на служение добру», — так очертил Иоанн Павел II в прошлом году позицию Церкви.
Следовательно, остается только одно — жить согласно с голосом своей совести, работать в соответствии с нормами христианской веры, прикладывать максимум усилий, чтобы те слова, с которым обращался Святейший Отец в 2001 году, стали настоящими моральными ориентирами для будущего украинского общества. И затем все ярусы украинского общественного вертепа станут на свои места, и духовное (а особенно Евангельские ценности) очутится именно там, где и должно быть, — сверху. А нынешние персонажи из верхнего яруса перейдут к нижнему, и будучи объективно в действительности очень нужными любому обществу, не будут давать «сильным губить человека».
Выпуск газеты №:
№136, (2002)Section
Общество