«Поднебесная» Волынь
Жители села Сильное прославились своей работоспособностью и высокой рождаемостью![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960617/4102-6-1.jpg)
«Если вы были в Москве, Киеве или Санкт-Петербурге и не встретили там сильненца — значит, вы не были в Москве, Киеве или Санкт-Петербурге». Такая поговорка существует в згоранском округе как подтверждение того, что жители села Сильное в поисках заработков могут добраться и на край земли. Недаром же их прозывают еще и «китайцами». Как и жители Поднебесной, сильненцы прославились своей работоспособностью и высокой рождаемостью. А еще тем, что это чуть ли не единственное село в Украине, возле которого — шесть озер. И одно из них окутано такими легендами, которые на ночь рассказывать нежелательно... Однако несколько лет тому назад в озере Лесном и действительно выловили чудовище.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ВОДОЕМ СТРАХА!
Отыскать в селе Сильное (которое, как и название озера Лесное, произносится с ударением на второй слог) человека, который бы собственными глазами видел выловленного «озерного черта», оказалось неожиданно легко. Уже во второй хате живет заведующий местным клубом, известный охотник и рыболов Александр Дмитриевич Сыротюк. Его мать, тетка Христина, охотно рассказывает: еще ее ныне покойный муж был в бригаде рыбаков, которым в невод попалось чудовище. Было это в конце семидесятых годов прошлого столетия.
— Рыбаки и раньше часто жаловались на «что-то», что им невод рвет. Но какие тогда были неводы?.. Ручной работы, льняные, а не такие крепкие, как нынешние китайские... Я был еще совсем мал, но помню, как отец прибежал домой и рассказывал, что мужчины в Лесном видели неизвестного зверя, — вспоминает и Александр. — Другие называли его «чертом», потому что имел якобы... человеческую голову и такие лапы, которые напоминали человеческую ладонь. Долго потом по селу ходили легенды о нечистой силе!
Вокруг Сильного целых шесть озер: Большое Згоранское, Ореховое (в котором на дне до сих пор покоится затонувший во время учений советский БТР), Хмельник, которое в сезон становится самым излюбленным водоемом местной детворы, Бабинец (далеко в лесу, уже зарастает камышом) и уникальное озеро Мошне. И недоброй, как говорят, памяти Лесное... Все эти озера — карстового происхождения и объединены между собой речками. Однако дурную славу имеет только Лесное. Александр, действительно, большое количество утопленников на Лесном объяснил бы спецификой озера. На его дне есть природный ров, который называют «бухтой». Туда никогда не рекомендовали заплывать. В озере немало водоворотов, а вода на дне холодная: человек, разогревшись на солнце, ныряет — и становится жертвой коряг... Не так, говорит, страшен черт, как его рисуют!
— Вот жаль, умер уже дед Тарас Барыло. Он жил в соседнем селе Гуменцы, расположенном вблизи Лесного, я его называл «вечным дедом». Сколько себя помню, он всегда имел такую роскошную белую бороду!..
Именно этот «вечный дед» успешно пользовался перепугом людей в своих интересах. Ходили слухи, что ночью по Лесному нечистая сила огни жжет. А это дед Тарас выплывал на лодке, разбрасывал по воде солому — и поджигал... Мало кого из рыбаков тогда можно было сюда заманить!
Если отец Александра Сыротюка своими глазами видел «зверя», который порвал ему невод, то самому Александру пришлось убедиться, что дыма без огня все-таки не бывает. Лет пять тому назад на Лесном то ли охотились на уток, то ли ловили рыбу заезжие парни. Тогда же подстрелили и чудовище, которое оказалось якобы... огромной и старой выдрой. Ее просто застрелили: то ли из пистолета, то ли из ружья с оптикой. Но на дне озера аквалангисты находили целые залежи панцирей больших раков. А именно раки, говорят, и являются «лакомством» для речной выдры. Александр своими глазами видел шкуру чудовища, которая имела размеры 1 метр 80 сантиметров (конечно, наполовину меньше). У выдры, говорит, конечности с перепонками, что и могло перепуганным дядькам показаться человеческими руками. В Лесном, да и в других близлежащих озерах, не раз вылавливали очень старых щук, которые так заросли мхом и запутались в водорослях, что тоже были похожи на монстров. Даже дед Тарас Барыло рассказывал о них со страхом... После этого Сыротюк презентовал один из своих фотоснимков, на котором он держит немалую щуку. Згоранский сельский председатель Сергей Левчук рассказывает, что в их озерах ловились еще и не такие «монстры»! Сам видел щуку, которая не помещалась в большой лохани, потому что имела размеры... 2 метра 10 сантиметров!
Выдру из озера убрали, но Лесное более приветливым не стало. Возможно, посодействовали тому безлюдная дорога через лес и такой же безлюдный берег, но даже картина села, виднеющегося на противоположной стороне озера, не прибавляет оптимизма. Какое-то жуткое настроение возле Лесного все же присутствует. А может мы просто были под воздействием местных страшилок?.. Территория вокруг Лесного действительно не напоминает традиционную полесскую природу. Не равнина, а холмы. Местность и ужасающая, и живописная одновременно.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР
Несколько лет тому назад истории о сильненском «монстре» дошли до столицы. И один из украинских телеканалов даже снял в селе на эту тему сюжет для передачи «Параллельный мир». Хотя в этих краях он тянет очень плохо, и Александр Сыротюк говорит: так «снежило», что себя узнать не мог. Поэтому какая версия событий у телевизионщиков, в селе не узнали. Жаль, что Сильное у окружающего мира ассоциируется всего лишь с чудовищами. Ведь даже в соседних селах его называют уникальным, и совсем не из-за «монстра», находящегося в озере или другие подобные страшилки.
В Згоранский сельский совет входит четыре села. Собственно Згораны, Заозерное, Гупалы и Сильное. Но только жителей последнего издавна прозвали «китайцами» за безмерную работоспособность. Сергей Левчук, теперешний сельский председатель, говорит, что местный колхоз только на них и держался, потому что силенцам «всегда было мало работы». Людей из этого села возили в другие села: косить, грести, полоть, копать... Если были в колхозе две строительные бригады, то только из силенцев. Сергей Петрович и сам убедился в поговорке, с которой начинается этот материал: о вездесущих жителях Сильного. Был в Москве проездом, однако встретил в Белокаменной земляков, которые добирались на заработки в Тамбов, и, шутит, можно сказать, что в тогдашней столице таки бывал (ведь силенца там видел!). Самый плохой, как шутят, силенец имел на сберегательной книжке 15 тысяч рублей, а кое-кто имел и по 100 тысяч... Сколько денег в селе пропало, когда распался Союз! Но пока другие села приходят в упадок... Вот в Гупалах за последние шесть лет построили всего одну избу, а 22 стоят пустые, и местные медики просчитали, что при такой тенденции село исчезнет лет через двадцать... А Сильное — живет и процветает. Села одного сельсовета — а словно действительно параллельный мир. Здесь всегда была в моде рождаемость. Иметь в семье меньше пяти детей считалось... непристойным.
Уникальность местных жителей проявляется и в том, что они берегут запасы рыбы в озере. И хотя уже не ловят рыбу просто корзинами, а раков — сачком, однако и им, и соседям ее хватает. Заниматься браконьерством скорее пойдут на Большое Згоранское, а вот згоранцы половить рыбу на удочку уже идут в Сильное, потому что здесь она есть. В местных водоемах сохранился даже натуральный красный озерный карась. Однако как-то так сложилось, что местные уникальные водоемы не стали местом массового паломничества отдыхающих. Тысячи их в сезон проезжают мимо, спешат на знаменитые Свитязь и Песочное, которые от этого по-человечьи уже стонут. Конечно, не развита, как говорят, туристическая инфраструктура. Но желающих «облагородить» берега Орехового или того же Лесного таки хватает. Однако згоранский сельский председатель радуется, что местные водоемы не в частных руках, а пока еще — в руках природы.
...Хрустальная прозрачная вода Лесного даже у берега еще холодная. Среди дня не сидели рыбаки, не купался еще молодняк в Ореховом, которое питается от прадавнего болота и вода в нем, рассказывают, более мягкая, чем на Свитязе. А больше всего глицерина, убеждают местные, не в озере Песочном, а в их Малом Згоранском... Далековато было добираться на Мошне, о котором рассказывают свои легенды. К сожалению, целебные свойства воды этих озер мало кому известны. Очень увлекался ими и исследовал их журналист из Любомля Ярослав Мищенко, но его уже нет на этом свете. Изобретательные же силенцы, у которых и кони самые лучшие на всю округу, потому что хозяин сначала помоет коня, а затем умоется сам, находят новые способы выживания. Разводят свиней... Поросята из Сильного расходятся, как свежая озерная рыба. Они непривередливые, хорошо везде приживаются, все подряд едят. В соседних селах этих свиней из Сильного прозывают... «китайцами».
КСТАТИ
В Луцке прошла пресс-конференция заместителя министра труда и социальной политики Украины Елены Гарячей, которая возглавляет правительственную комиссию по ликвидации последствий урагана. От него пострадали пять районов Волыни. Но самые большие разрушения в Любешевском районе — богатом уникальной первобытной природой и бедном промышленными предприятиями. Председатель Волынской областной госадминистрации Николай Романюк сообщил, что в районе уже нет поврежденных стихией крыш (только в райцентре Любешей таких домов было до восьми сотен). Из обещанных правительством 17 миллионов гривен для ликвидации последствий стихии уже поступило 9. Только адресной помощи людям выплатили на 1 миллион. На денежную помощь за поврежденное жилье и огороды должны пойти 6 миллионов, еще 6 — на восстановление заведений бюджетной сферы и многоквартирных домов коммунальной собственности, 5 — на возмещение убытков сельскохозяйственных предприятий и фермеров. И также каждая пострадавшая семья получит по 500 гривен. Как утверждает сама Елена Гарячая, «мы далеки от мысли, что осчастливили людей, мы просто помогли людям». В государстве только разрабатывается кодекс гражданской защиты, и даже личная поездка премьер-министра (а Юлия Тимошенко посетила Волынь в первые дни после урагана) не может изменить существующего пока порядка компенсаций. Премьер-министр порекомендовала разделить пострадавших на три категории. Тем, в чьих домах крыша была повреждена частично, выплатят по 3 тысячи гривен. Тем, у кого крышу снесло полностью, по 10 тысяч гривен. Чей дом развалило полностью, должны получить по 25 тысяч гривен авансом, а остальное — по документам на приобретенные строительные материалы. Однако ни один пострадавший дом не отнесен к этой последней категории. Насколько несовершенна система компенсаций иллюстрирует рассказ в одной из волынских газет о пострадавшей семье Янцевичей из села Зарудче. Крышу снесло полностью, остались только стены, которые друг от друга отваливаются. Люди десять лет отказывали себе во всем, а теперь остались под открытым небом. Хозяин подсчитал, что должен вложить по меньшей мере 30 тысяч гривен, неизвестно, за какие средства им должен быть восстановлен свет, а страховая компания компенсировала только 20% от суммы страхования (это одна тысяча гривен). Пока крестьян выручает местное сельхозпредприятие, которое бесплатно и сколько кому нужно выделяет песок, еще его и под хату подвезут. Почти не выросли цены (на гривню-две) и на строительные материалы в райцентре. Заместитель министра труда и социальной политики Елена Гарячая на пресс-конференции сообщила, что по такому же принципу, как на Волыни, оказывали помощь и во время ликвидации последствий наводнения в Западной Украине в 2008 году. Любешевских крестьян она понимает, потому что встречалась с каждым сельским председателем в пострадавших районах. Но и сумма, которую может ныне выделить правительство, а это полторы тысячи за уничтоженные ураганом огороды, действительно очень мизерная. Фактически людям компенсируют только потерянные 30 соток огорода, хотя он уничтожен значительно больше. Областная власть разработала памятку для пострадавших от стихии. Людям разъяснено, к какой категории пострадавших они могут быть отнесены и какие средства получат, указаны и «горячие» телефоны министерства, областной и районной госадминистраций. В сельсоветах будут вывешены списки пострадавших с указанной суммой нанесенных им убытков. В сборе информации о пострадавших используется программное обеспечение, которое применяется, «чтобы не было двойников». Так, поскольку предусмотрено возмещение потерянного урожая на частных угодьях (50 гривен за сотку, но не больше чем за 30 соток), то могут быть случаи, когда человек в разных сельсоветах имеет огороды. Поэтому программное обеспечение позволяет избежать двойной компенсации. В пострадавших районах досрочно выплатили пенсии.
Выпуск газеты №:
№102, (1996)Section
Общество