Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Подпоясавшись этникой

Что надевали и надевают украинцы
30 ноября, 19:58
ЭТНИКА В МОДЕ. НА ФОТО — МОДЕЛЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЛИЛИИ ПУСТОВИТ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ НА ПОСЛЕДНИХ «СЕЗОНАХ МОДЫ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Украинский сад — это не только совокупность плодовых деревьев на территории нашей страны. Думается, это собирательный образ украинских традиций, стержня национальной культуры, символ сохранения и преумножения передаваемой из поколения в поколение ментальной информации. Сад может быть не только за окном. Он в нас. И, соответственно, во внешних выражениях нашей самобытности — в речи и произношении, в походке и выражении лица, в еде и оформлении квартиры. И, конечно же, в одежде. Благодаря своему смысловому наполнению костюм, оставаясь материальным продуктом, выполняет культурные и духовные функции. Каждый костюм, в зависимости от происхождения своих деталей, несет ту или иную смысловую нагрузку. Что означают символы национального украинского костюма, которые и сегодня с удовольствием используют модные дизайнеры?

Основные элементы традиционной украинской одежды происходят со времен Киевской Руси. Это домотканые туникоподобные сорочки, прямоугольный орнаментированный пояс, плетеные и тканые пояса, узкие полотняные мужские порты, рушныкообразный женский головной убор. Нашим предкам приходилось одевать те или иные аксессуары с целью выражения себя как части определенной социальной группы. То есть незамужние девушки должны были выглядеть совсем не так, как замужние, а буковинские — совсем не так, как слобожанские. Мужская одежда различалась по регионам способом одевания рубашки — заправленной или на выпуск. Также локальная специфика сорочки проявлялась в способах пришивания рукава, в размерах и формах плечевой вставки, рукавов и вшитых в рукав клиньев, в разнообразных сборках рукава и горловины, в оформлении воротничка и манжет.

Незамужние девушки со времен Киевской Руси и до конца девятнадцатого столетия носили распущенные волосы с прямым пробором. Во время работы волосы заплетали в одну или две косы. На Прикарпатье бытовал обычай удлинять волосы искусственными прядями красной шерсти. Гуцулки вплетали в косу нитку, на которую нанизывали пуговицы. Полтавские девушки иногда заплетали одну большую и много маленьких косичек. Способы заплетания и закрепления были очень разнообразны, но во всех регионах бытовал обычай украшать голову цветами и венками. Гуцулки, к примеру, вили венки из стекляруса, разноцветных лент, искусственных цветов и павлиньих перьев. Это произведение искусства называется карабуля. На Гуцульщине также сохранились чильца — ряд тоненьких орнаментированных пластинок, спадающих на лоб. Этот головной убор очень напоминает старинные украшения времен Киевской Руси.

Замужние женщины были более скромны в своих прическах и головных уборах. «По давнему обычаю, они не заплетали волосы в косы, а, разделив пополам, завязывали в жгут и завивали в плоский клубок на затылке», — рассказывает этнограф Т. Николаева. Позже эта прическа свелась к простому закручиванию в узел, который удобно спрятать под головной убор. Косы заплетали только женщины Приднестровья и Бойковщины, надевая поверх них цветной чепчик, украшенный большими заколками. Выйти на улицу с непокрытой головой для замужней женщины считалось большим грехом.

Для большинства украинцев названия деталей традиционного костюма загадочны и непонятны. Мало кто знает, что такое видлога или запаска, хотя все встречали эти слова в литературе. Запаски, которые состояли из задней и передней частей, носили на бедрах украинские женщины. Фактически, это тот же передник. Преимущественно они делались из шерсти. По будням одевали черную или синюю запаску из сукна, по праздникам — красную или зеленую, с орнаментом. А видлога — это капюшон, который пришивался к верхней одежде на случай непогоды. Кожух мы сегодня называем дубленкой. Зимняя одежда из овечьих шкур шерстью вовнутрь. Кожухи украшали вышивками, аппликациями из цветной кожи, нашивками их ярких плетеных шнуров, кисточками и прочей гламурной фурнитурой. Бывали они прямые, расширенные книзу или приталенные. Словом, вошедшие в последние десять лет в моду разномастные дубленки — всего лишь хорошо забытое старое.

Долгое время украинцы обходились без брюк. Только с появлением езды верхом возникла потребность в этом виде одежды. Еще в середине девятнадцатого века штаны разрешалось одевать только по достижению социально- возрастной зрелости — после 15 лет. В западных и северных областях страны бытовали гачи — узкие штаны. Запорожские козаки, а потом и все жители Восточной и Центральной Украины носили шаровары.

Теперь несколько слов об аксессуарах. Произведениями искусства были у наших предков пояса. Знать носила шелковые пояса с использованием золотой и серебряной нитей, вставляла в них драгоценные камни и передавала по наследству. На поясах изображали разнообразные знаки — обереги, символы, эмблемы, в девятнадцатом столетии иногда вписывали инициалы или имя владельца, а то и возлюбленного или возлюбленной, дату и место рождения. «Выйти на улицу без пояса означало скомпрометировать себя», — рассказывает Т. Николаева.

Популярные сегодня сережки- кольца наши прапрабабушки одевали по случаю траура, как самые скромные и неказистые. Повседневные и праздничные сережки имели самые причудливые формы, например, форму уточек. Носили также полумесяцы, ягоды, груши, маковки, бабочек... Конечно, не настоящих, а из меди или серебра, изредка — золотые. Девушкам прокалывали уши еще в два года, потерять серьги считалось большим несчастьем. Из ожерелий самыми популярными были коралловые, им даже приписывались лечебные свойства. Кроме того, носили ожерелья из стекла, янтаря, жемчуга, граната, смальты. Жительницы Западной Украины украшались нанизанными на нитку ягодами. Носили украинки также бисерные украшения и украшения из монет. У гуцулов сохранилось архаичное шейное украшение культового назначения — згарды. В один, два или три ряда нанизывались литые крестики, между которыми цепляли трубочки или спиральки, согнутые или скрученные из латуни или меди.

Украинский костюм во всем своем многообразии стал неисчерпаемым источником вдохновения для современных дизайнеров. Только на гуцульских аксессуарах можно построить десяток коллекций. Особо активно за национальную тематику взялись молодые дизайнеры, очевидно, считая ее беспроигрышной. Так, на последних «Сезонах моды» в дефиле «Новые имена» на украинском колорите была построена половина коллекций — две из четырех. Самая молодая участница Олеся Телиженко представила вариацию на тему славянского костюма. Дизайнеры Молчанова/Чава изобразили таких себе гуцулов XXI века — мех, традиционные вышивки, черно-белый колорит... Апофеозом стал выход на сцену солиста группы «Мандры» Фомы в холстяном костюме пастуха. Безусловными лидерами в удачном обращении к этнике считаются Лилия Пустовит, Оксана Караванская, Роксолана Богуцкая, Ирина Каравай.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать