Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поэт Марии

В Украине появился сборник «Богородичні пісні»
10 декабря, 00:00

На Закарпатье особой популярностью в народе пользуется образ Девы Марии. Не тускнел он даже тогда, когда Божье слово было под запретом. А «несравненной этической силы и моральной чистоты песни о Деве Марии, — по выражению доктора философии, профессора, ректора Украинской богословской Академии имени св. Кирилла и Мефодия Виктора Бедя, — вошли в плоть и кровь нашего народа, стали неотъемлемой частью его духовной жизни. Потому что эти произведения прежде всего — патриотические». Далее философ приводит интересный факт, что в 1937 году в городах Ужгороде, Мукачеве, селах Невицке, Имстичево, Студеный был отмечен национально-религиозный юбилейный праздник — 900-летие провозглашения Матери Божьей Царицей украинского народа, что свидетельствовало о почтительном отношении закарпатцев к самой родной Неньке.

Поэтому радостно, что в самом большом в Украине тиражом (да еще и с нотами) под эгидой Украинской богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия вышли «Богородичні пісні» в издательстве «Закарпаття». Тексты и мелодии записал в течение последних десяти лет знаменитый фольклорист, кандидат филологических наук Иван Хланта.

...После официального признания Марии Богородицей в 431 году на Эфесском соборе ее культ стал распространяться среди христиан. В честь Богородицы строили храмы и монастыри. В V веке появляются Богородичные праздники, во время которых отмечают важные даты жизни Девы Марии — Рождество Богородицы, Введение в храм, Благовещение, Успение. Как свидетельствуют письменные источники, первым поэтом, который прославил Пречистую Деву Марию, был святой Ефрем, который родился около 306 года. В монастыре он написал тысячу поэтических строк на сирийском языке и считается «первым поэтом Марии»... А в 510—525 гг. неизвестный автор написал акафист — похвальную молитву в честь Пресвятой Богородицы. После этого в Украине, в частности и в Закарпатье, создано немало духовных песен, посвященных Деве Марии, которая питает верующих неуничтожимой небесной энергией. Известно, что первый христианский храм в Киеве, названный впоследствии Десятинным, возведен в честь Успения Божьей Матери. Набожные христиане тесно связывают свою жизнь с ее заступничеством и покровительством, искренне молятся и умоляюще протягивают руки, ища у нее защиты и отрады («Діво-Мати, заступай нас», «Ми до Тебе прибігаєм», «Молимо Тя, Діво», «О, Маріє, Мати Божа, зглянься на нас», «Під покров Твій прибігаєм» и другие тексты).

Исследователь истории духовных песен о Божьей Матери Юрий Медведик отмечает, что приблизительно со второй половины XVII века на фоне западноевропейских и прежде всего центрально- восточноевропейских культуротворческих тенденций украинскими музыкантами и поэтами было положено начало традиции создания иконопрославляющих текстов. Таким образом, в национальном духовнокантовом искусстве появилось фактически отдельное тематическое направление, творцы которого ставили целью прославить те или иные иконы, проявления чудотворности которых довольно часто фиксировались как самими мирянами, так и официальными церковными иерархами по всей Украине» (Медведик Ю. Українські Богородичні канти другої половини XVII—XVIII ст. // Народна творчість та етнографія. — 1999. — №4. — С. 71).

Песни, записанные ужгородцем Иваном Хлантой и посвященные Деве Марие, преисполнены вдохновенного благородства и душевной красоты. В песнях Богородица выступает Небесной Матерью, Царицей, носителем Высшей правды и Милосердия. «Для народа такие песни, — отмечает И. Хланта, — служат толчком к жизни в соответствии с Божьими заповедями; и пока мы будем прославлять Мать Божью, нас не одолеет сила дьявола». Классическим образцом к этой цитате может служить песня «О, Маріє, Мати Божа Пречиста».

Не все песни равноценны по художественному мастерству. Это зависело от одаренности создателей песен. Однако немало Богородичных песен свидетельствуют о настоящем таланте. Каждое из разновидностей духовных произведений имеет свои особенности. Много Богородичных песен состоят из двух частей: в первой — призыв, во второй — припев, который повторяется после каждого куплета или строки. Такое построение обусловлено тем, что песня предназначена для всенародного исполнения. Когда идет процессия, ведущий громко проговаривает куплет, а потом все вместе поют его. Припев проговаривается один раз, а далее верующие повторяют его пением («О, Мати Божа», «Діво-Мати, заступай нас», «Пренепорочна Маріє», «Радій нині, Мати Божа», «Молимо Тя, Діво» и тому подобное.)

Песенник И. Хланты «Богородичні пісні» — первая в независимой Украине попытка возвратить людям хотя бы маленькую часть богатейшего духовного наследия, накопленного нашими предками на протяжении веков. Отметим, что первый систематизированный сборник украинских духовных песен с нотами — «Богогласник» — появился в Почаеве в 1790 году, а переиздавался в 1805, 1821, 1850 гг., он был также широко известен и на Закарпатье. Другие издания были рукописными. В прошлом веке впервые духовые песни на Закарпатье были должным образом опубликованы (к сожалению, без нот) в сборнике «Пісенник, или Собраніє пісней, поємых во дни праздников и наречитых святых, равно пісней покаянных и надгробных» (Унгвар: Книгопечатня акціонерного общества «Уніо», 1913). Сборник составил и подготовил к печати священник Уриил — он же писатель Иван Сильвай.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать