Погребальный костер
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980730/4143-10_0.jpg)
Провинциальная вендетта закончилась смертью предпринимателя, задушенного и сожженного в собственном автомобиле. Бизнесмен из слобожанской глубинки удостоился своеобразного огненного погребения по образцу древних варягов. Его полуобгоревший автомобиль рано утром сельчане увидели на кукурузном поле. В салоне нашли и труп хозяина.
В провинции уже становятся обыденными подобные криминальные сюжеты, в которых есть все: и деловые «разборки», и компромат, и заказ на устранение неугодного партнера — своеобразный новоукраинский винегрет под густым соусом провинциальности...
ДОБРАЯ ССОРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ДРАКОЙ...
В маленьком поселке под Чугуевом Харьковской области, где все знают всех, Петров и Мачулин (фамилии изменены) были уважаемыми и обеспеченными людьми, а Петров к тому же — не последним в поселке должностным лицом.
По словам прокурора отдела по надзору за соблюдением законов спецподразделениями по борьбе с организованной преступностью облпрокуратуры Игоря Ильницкого, учрежденная Петровым и Мачулиным частная фирма перерабатывала сельхозпродукцию и занималось другими довольно прибыльными делами. Но летом 1996 года между отцами-основателями начались разногласия из-за руководства и дальнейшей судьбы фирмы.
За год оборудование предприятия было продано, и к концу этого срока фирма уже фактически ничего не стоила. Но как с ней быть дальше? На этот вопрос оба хозяина отвечали по-разному, и ни один уступать не желал.
Апофеозом внутрифирменной разборки стала драка, которую солидные, пожилые люди учинили в самом центре поселка. Побои были обоюдными, потому милиция возбуждать уголовное дело не стала, посоветовав участникам перенести решение спора в суд. Советом ни тот, ни другой не воспользовались.
Но конфликт не угас. Мачулин стал писать жалобы на вчерашнего партнера, обвиняя его в злоупотреблениях: Петров, мол, занимается предпринимательством, хотя как должностное лицо не имеет на это права. «Сигнализировал» в райотдел милиции и другие государственные учреждения.
Со своей стороны, Петров избрал оружием угрозы: не прекратишь писать — убью. Мачулин, как свидетельствуют члены его семьи и знакомые, реально опасался за свою жизнь, намеревался даже ликвидировать свои дела и уехать из района. Весной прошлого года, как полагает Игорь Ильницкий, Петров решил исполнить обещанное. В киллеры выбрал своего молодого односельчанина и тезку — Владимира М.
Неделю его поил, а потом сделал предложение, которое тот не смог отклонить. Владимир-старший говорил: «Ты парень здоровый, кабана завалить — раз плюнуть. А человека?». «Смотря какого», — отвечал младший.
Физически он был действительно хорошо развит, занимался борьбой. Работы не имел, женился и семью содержал с трудом. Петров пообещал найти ему и жене работу. И $2000 за убийство Мачулина. Вроде бы и задаток вручил — четверть суммы.
Но одно дело — обещать, да еще и по пьянке, совсем другое — действительно решиться на убийство человека, которого с детства хорошо знал. Однажды М. напился, пришел в гости к Мачулину и все ему выболтал. После этого стал еще больше избегать и «жертву», и «заказчика», а Мачулин, похоже, именно тогда засобирался покинуть родные места.
...А ХУДОЙ МИР — УДАВКОЙ
А Петров поступал в соответствии с классическим сценарием: и самолично требовал исполнить обещание, и подсылал к М. людей с напоминаниями «про должок». В то же время «помирился» с Мачулиным. Для чего приехал к нему домой, предложил забыть старое, прекратить надоевшую дележку уже обесцененного «Авангарда» и снова вместе заняться коммерцией. Мачулин поверил, был очень рад примирению и жалобы писать прекратил.
Вечером 1 июля прошлого года Владимир-младший пришел к Мачулину домой. Тот налил ему выпить, они о чем-то поговорили, а потом они сели в «Фольксваген» хозяина и куда-то поехали. Было это около полуночи. Следствие полагает, что Петров через М. сделал партнеру-соучредителю какое-то деловое предложение. Примерно в двух километрах от поселка находится крупный свинокомплекс, той ночью автомобиль Мачулина побывал в его окрестностях. Возможно, речь шла о покупке партии свинины.
Но перед тем «Фольксваген» покатался по поселку. Когда к двоим сидящим в салоне присоединился Петров — неизвестно. Он сел на заднее сиденье. И, по версии предварительного следствия, во время ожидания накинул сидящему на водительском месте Мачулину на шею удавку.
3 июля Владимир М. переехал в новую квартиру. 6 июля на кукурузном поле примерно в пяти километрах от поселка нашли обгоревший «Фольксваген» с мертвым хозяином на заднем сидении. В тот же день жена Мачулина встречалась с Петровым, тот обещал ей помочь в похоронах бывшего партнера. 8 июля оба подозреваемых были задержаны.
Дело передано в областной суд, оба Владимира — старший и младший — обвиняются в умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, за которое уголовный кодекс предусматривает от восьми до пятнадцати лет лишения свободы. Либо смертную казнь.
Выпуск газеты №:
№143, (1998)Section
Общество