Похождения компартийного «старовера»
Валерий Мьятович из Кропивницкого неожиданно для многих изменил свое амплуа, издав роман «Номенклатурний декамерон»В Кропивницком Валерия Мьятовича знают прежде всего как журналиста, многолетнего редактора газеты «Народне слово» (орган областной рады и ОГА), а впоследствии — частных изданий «Нова газета», «Наш бізнес» и «З перших вуст». Однако в нынешнем году он неожиданно для многих изменил свое амплуа, выпустив в киевском издательстве «Ярославів Вал» роман «Номенклатурний декамерон», само название которого обещает читателю приправленные духом Эроса приключения (М’ятович В. Номенклатурний декамерон. — К., «Ярославів Вал», 2016. — 640 с.).
Так и есть: автор приоткрыл завесу, за которой показывается колоритная ретроспектива небезгрешного жития вчерашней партноменклатуры не большого, однако и не маленького города. «Бойцы вспоминают минувшие дни», — как сказал поэт о совсем другом эпизоде.
На переднем плане — история бывшего «ответственного партийного работника» Пантелеевича, его замысловатых карьерных продвижений, которые у этого ловеласа сопровождались (и сопровождаются!) не менее азартной охотой за женскими сердцами. Охотой, нужно сказать, достаточно успешной, хотя щедрой и на курьезные ситуации. Рассказы о них придают роману Мьятовича густой «декамеронности», тем более что, кроме похождений самого Пантелеевича, читатель получает целый веер приключений, что случаются также с его приятелями и коллегами. Читается все это с улыбкой на устах. Автору не откажешь в умении вести диалоги своих героев, сохраняя их, так сказать, «охотничью» специфику.
Впрочем, Пантелеевич, оказывается, не только ловелас, но и упорный сталинист! Тираническая практика Сталина, его личность стали для героя романа не только предметом поклонения, но и основой собственной «историософии» и «философии»! Конечно, Пантелеевич немного актерствует, любуется собой, впадает во фронду, когда демонстрирует другим свою «преданность идеалам», однако есть в его упрямстве и немалая доза настоящего фанатизма. Такой себе компартийный «старовер» провинциального масштаба!
Определенное время читателю может показаться, что роман вот-вот рассыплется на самодостаточные рассказы, однако нет: автор не забыл о фабуле (событийная цепочка), которая касается настоящего времени. Старая номенклатурная гвардия во главе с гротесковой Бабой Соней, оказывается, действует, все еще суетится, выдумывает себе ветеранскую партийную деятельность. И Пантелеевич тоже среди этих «активистов» в первых рядах. Когда в старом кинолектории нашелся бюст Сталина, он зажигается идеей: гипсовый Сталин должен быть в его домашнем кабинете! И таки добивается своего. Сцена, в которой преисполненный трепета перед величием вождя всех народов бывший номенклатурщик, крадучись, несет поулицам города статую, стоит кинокамеры.
Да и в целом, «декамероновские» приключения от В. Мьятовича могли бы быть отсняты: они являются неплохим материалом для потенциального гротескового фильма о том, как смешно, фарсово завершается история одной утопии.
Выпуск газеты №:
№215-216, (2016)Section
Общество