Польские корни в украинской земле
Памяти Яна Липинского![](/sites/default/files/main/articles/23112017/14lipinsk.jpg)
Вспоминая о докторе Яне Липинском (1921—2017), который 14 октября 2017 г. в Кракове на 96-м году жизни отошел в вечность, проанализируем историю этого славного рода и его вклад в украинское историческое наследие. Он был племянником выдающегося украинского историка и общественно-политического деятеля польского происхождения Вячеслава Липинского (1882—1931) и посещал своего родственника вместе с родителями и братьями в Австрии в 1929 г.
В 1992 г. Ян Липинский был участником международной конференции «Вячеслав Липинский. Историко-политологическое наследие и современная Украина», где выступал с докладом «Вацлав Липинский и его семья». Отрывок его доклада был перепечатан в научном сборнике «Вячеслав Липинский и его время» (Кн.5. — К.: Темпора, 2017). В своем более разлогом варианте воспоминаний о семье Липинских «Z Zaturzec do Zaturzec 1939—1994» он рассказал о судьбе членов семьи после их отъезда из Волыни накануне оккупации ее советскими войсками в 1939 г.
Род Липинских в течение не одного века жил на украинской земле. Вячеслав Липинский писал в своей автобиографии, что его семья «принадлежала к роду земельной шляхты мазовецкой, которого одна линия (в ХVІ и ХVІІ ст. писалась по имени своей гнездовой оседлости в земле Нурский «de Antiqua Lipiny»)».
Следует отметить, что Вячеслав Липинский никогда не отрекался ни от своей нации, ни от своей веры, ни от своего сословия. Он писал, что родился «в глубоко верующей римо-католической шляхетской землевладельческой семье» и «вынес из нее правдивую привязанность к Св. Католической Церкви», которой был верен всю свою жизнь. Ему удалось объединить любовь к родной Украине, где он родился и вырос, польское происхождение, католическую веру, которую он исповедовал, и шляхетскую сословную принадлежность. Концепция территориального патриотизма, которой он придерживался, должна была объединить и консолидировать все нации и сословия общим чувством их принадлежности и любви к родной земле.
В. Липинский отмечал, что его семья придерживалась украинских традиций, присущих той местности, где она жила. Более того, он отмечал патриархальность своего дома, в котором сохранялись старые «обычаи на селе (обжинки, благословлений на брак, новогодние пожелания, коза, толока и т. д.)». Для ученого было важно, что генезисом его украинства не был ни «сословный казацкий романтизм», которого на Волыни, в его селе не было, ни «осознающая литература», которой он не знал, а «вынесенное из воспитания домашнего чувство не только прав, но и обязанностей против народа».
Украинский историк, общественно-политический и государственный деятель Вячеслав Липинский был первенцем в семье. Он имел двух братьев Станислава и Владимира и сестру Ванду. Брат Станислав Липинский (1884 — 1954) избрал профессию ученого-агронома. Образование получил в Житомирской гимназии и Первой киевской гимназии. Учился в Киевском политехническом институте и аграрном отделении университета в Лейпциге, имел степень доктора философии. С 1910 г. вместе с отцом организовывал хозяйство в с. Затурцы, внедряя новаторские методы ведения хозяйства. Был членом Владимирского уездного земства и Волынского губернского земства, а также членом правления аграрного общества в Луцке и Владимире. В 1909—1910 гг. он писал статьи на сельскохозяйственную тематику к журналу PrzegladKrajowy, который выпускал его старший брат Вячеслав. Во время Первой мировой войны Станислав Липинский работал в агрономическом отделе Союза земств Юго-западного фронта. В межвоенный период занимался восстановлением разрушенного имения. В этом нем помогали все местные крестьяне. После вторжения советских войск на Волынь 18 сентября 1939 г. Станислав вместе с семьей выехал из родных Затурцев вглубь польской территории. После войны руководил лабораторией исследований картофеля в Гданьске — Вжеще. Умер и похоронен в Сопоте. Он был отцом Яна Липинского, который также стал ученым-агрономом.
Для этого первого и единственного в Украине и мире музейного заведения, открытого в усадьбе Липинских в с. Затурцы Локачинского р-на на Волыни, потомки рода передали семейные портреты, фотографии и предметы быта, которые стали основой музейной экспозиции. Не раз они посещали родительское имение и не чурались общения с украинскими научными работниками, которые стремились больше узнать обо всем, что касалось большого украинца польского происхождения Вячеслава Липинского
Младший брат Вячеслава Липинского — Владимир (1887—1976) — был по специальности врачом. В 1916 г. получил медицинское образование в Киевском университете. Вячеслав Липинский, посещая Киев во время учебы там брата, останавливался в его квартире на ул. Фундуклеевской, 52 (в настоящее время ул. Б.Хмельницкого). Работал в Луцке уездным врачом, впоследствии — военным врачом. С 1944 г. проживал в Варшаве, Кракове, потом в Сопоте, где работал врачом-дерматологом.
Сестра Вячеслава — Ванда-Юлиана (1891—1979) — владелица части имения Торчин в Луцком уезде, где вместе с мужчиной БрунономЗмиевским занималась хозяйством в до 1939 г. После 1939 г. жила в Поморье у своей дочки неподалеку Эльблонга Варминско-Мазурского воеводства Польши. Похоронена в Кадинах под Эльблонгом.
Заглядывая в свое детство, В. Липинский констатирует, что формирование его украинского мировоззрения началось с ранних лет. «В семье у нас существовали воспоминания давнего богатства... связанные с «Украиной». Отсюда моя привязанность с детства к этому слову». Ученый вспоминал, что его род «вышел из Польши («поль[ського] пяска»), но были родственники на Подолье, где переплетался с местными дедичками (Качковска, Котовичка, Кординовска)». Поэтому в 1908—1909 гг. В. Липинский, формируя кружок благосклонных к его идее украинцев-латинников, попробовал привлечь к нему потомков этих родов.
В заметках к воспоминаниям В. Липинский описал обстоятельства своего национального мироощущения. Он отмечал, что его основой «была безграничная любовь к родной земле и страх перед демократией, перед этим соседом, посматривающим на землю, который бы нашу землю забрать и нас уничтожить». Он подчеркивал, что «этот страх» был у всех «кресовцев», но если у одних «он выливался в форму ополячивания», то у него он трансформировался «в форму атаки на опасность, в форме украинизации, на то, чтобы взять руководство нации в свои руки». «До украинства я не додумался, — писал он. — Оно пришло у меня само собой, пришло от Бога». Ученый отмечал: «Украинцем — в понимании человека, связанного душой и телом, всеми эмоциями и всеми материальными интересами с Украиной — я был не только с самого своего нарождения, а с той минуты, когда мой предок Иосиф-Антин «товарищ роты панцирной» в 1759 году приобрел себе землю на Подолье, здесь женился и поселился». В. Липинский писал, что в его семье «говорили на барском языке, по-польски или по-французски», вместе с тем «язык украинский знали все перфектно...». Он сознавался, что язык украинский был его «первым языком, потому что няня была крестьянка, которая не умела по-польски».
Вячеслав Липинский писал, что целью его жизни было, чтобы братьям его жилось «лучше, чтобы они чувствовали себя своими, а не чужими среди украинского народа и на украинской земле». Для В. Липинского было важным сохранить семейную память и воспоминания о малой родине в Затурцах на Волыни. Он писал, что хотел «написать для своей дочери и своих племянников (детей братьев и сестры) короткую историю Затурцев, нашего семейного села»
Родители Вячеслава Липинского способствовали укоренению любви к родной земле в сердце будущего историка. Об этом он не раз вспоминает в своих записях: «От моей Мамы унаследовал антипатию к «короняжи» (то есть сторонников польского центризма, которым кичились кое-где обитатели Варшавы и Кракова. — Т.О.) и весь сентимент, с которым она любила родную землю». Письма к матери, написанные во время военных и революционных событий 1916—1917 гг., свидетельствуют, что Клара Липинская разделяла украинские взгляды сына и способствовала воплощению в жизнь его политических проектов. 14 июня 1917 г. В. Липинский писал из Полтавы, где тогда служил в конном запасе: «Мне действительно было приятно читать в письме дорогой мамы, что мама интересуется украинскими делами в «Dzienniku [Kijowskim]» и что вопросы эти маму волнуют». Он констатирует, что это для него большая утеха, поскольку мама всегда помогает ему в «работе для украинской идеи, которая в настоящий момент начинает быть ясной и понятной даже для тех, кто до недавнего времени враждебно или безразлично к ней относился». В письме к матери, датированном 14 июня 1917 г., В. Липинский пишет, что получил телеграмму от брата Станислава о попытке от имени Союза украинцев-латинников наладить контакт с Украинской Центральной Радой. Вячеслав Липинский жалел, что из-за военной службы не может приехать в Киев, и просил мать узнать у брата, смог ли тот увидеться с профессором М. Грушевским, к которому советовал обратиться. Другие письма В. Липинского свидетельствуют, что он делился с матерью многими своими политическими проектами.
Для В. Липинского было важным сохранить семейную память и воспоминания о малой родине в Затурцах на Волыни. Он писал, что хотел «написать для своей дочери и своих племянников (детей братьев и сестры) короткую историю Затурцев, нашего семейного села». Он вспоминает, что материал для этой истории собирал давно и большая часть его не сохранилась, однако пока держал события в памяти, решил написать для потомков. «Тем более что один из племянников обратился ко мне с просьбой, чтобы ему объяснить, откуда в Затурцах такие высокие валы (старое слово Городище), — писал он в одном из своих писем к О. Назаруку. — Следовательно, воспользовался этим и решил написать им на Рождество коротенькую историю». На то время самым старшим племянником ученого был Ян Липинский, о котором, очевидно, идет речь в письме.
Вячеслав Липинский писал, что целью его жизни было, чтобы братьям его жилось «лучше, чтобы они чувствовали себя своими, а не чужими среди украинского народа и на украинской земле». Со своей стороны, они поддерживали его лично и финансировали его публицистический труд. Так, в письме к Сергею Шелухину от 12 июня 1923 г. В. Липинский вспоминает, что ожидает финансовой помощи от брата Станислава для издания журнала «Хліборобська Україна». В письме к И. Кревецкому 19 декабря 1928 г., рассказывая о приобретении дома в австрийской горной местности поблизости Граца, писал: «В конечном итоге на помощь пришли мне мои братья из Волыни. Они купили здесь мне хату...»
Находясь в эмиграции, Вячеслав Липинский лишь в 1923 г. смог впервые после войны увидеться с одним из своих братьев — Станиславом. 21 августа 1923 г. в письме к Д. Дорошенко он писал: «Ко мне именно в то время приезжал в гости брат мой из Волыни, и я, не видя никого из семьи вот уже более 5 лет, посвятил ему все свое время». Братья имели возможность встречаться время от времени. 13—18 июня, 28—31 июля 1929 г. брат Станислав вместе с женой Марией и четырьмя детьми, среди которых был и восьмилетний Ян, гостевали у брата Вячеслава в г. Бадег поблизости Граца (Австрия).
Ян Липинский был той своеобразной ниточкой исторической цепочки памяти, которая из поколения в поколение передавала традицию любви к украинской земле в их семье. «Мы рады, что наш дом, наш двор служат вашей культуре», — так написал он в одном из своих писем заведующему Затурцевского мемориального музея Вячеслава Липинского Виталию Кушниру. Для этого первого и единственного в Украине и мире музейного заведения, открытого в усадьбе Липинских в с. Затурцы Локачинского р-на на Волыни, потомки рода передали семейные портреты, фотографии и предметы быта, которые стали основой музейной экспозиции. Не раз они посещали родительское имение и не чурались общения с украинскими научными работниками, которые стремились больше узнать обо всем, что касалось большого украинца польского происхождения Вячеслава Липинского.
Мне посчастливилось несколько раз встретиться с Яном Липинским и его женой в Кракове в 2011 г. С большой теплотой вспоминаю этих супругов. Ценные советы и копии фотографий, которые я от них получила, дают возможность более детально рассказать об их роде и традициях. В то же время теплым словом не могу не вспомнить светлой памяти профессора медицины Ежи Липинського — сына младшего брата Вячеслава — Владимира, который отошел в вечность в 2012 г. Благодаря ему я смогла узнать немало новых фактов о жизни братьев и сестрах историка, посетила их могилы в г. Сопот.
В настоящее время Затурцевский мемориальный музей Вячеслава Липинского готовится к открытию выставки памяти Яна Липинского. На сороковой день после его смерти в местном римо-католическом костеле отслужат службу за упокой его души. И каждый год на могиле Вячеслава Липинского вблизи села Затурцы священники Украинской православной и Римо-католической церквей ежегодно будут служить поминальные панихиды по членам рода Липинских. Надеемся, что его потомки не прервут многовековую связь с малой родиной, любовь к которой обогатила культуры обоих народов — украинского и польского.
Выпуск газеты №:
№212-213, (2017)Section
Общество