Полуостров протеста
«Недалеко от 522-го микрорайона раньше был чудесный полуостров. Зеленая трава, кусты, много луговых цветов, птички пели... Одним словом, кусочек дикой природы почти в центре Харькова. И вот городские власти продали эту землю одной коммерческой фирме. Эта фирма — названия своего она почти не афиширует — нагнала сюда бульдозеров, которые снесли чуть ли не все деревья, кусты, камыши, уничтожили траву, превратив этот полуостров в подобие стройплощадки. Правда, под видом заботы о «благе трудящихся» эта фирма построила там несколько грибков, а вместо деревьев насадила лес бетонных столбов, понавешала мощных динамиков и те орут на весь полуостров, рекламируя товары. На еще нетронутом участке эта фирма собирается построить свои бары-рестораны. И ни в одной газете Харькова не было опубликовано ни плана застройки этого общественного клочка земли, ни фамилии чиновника, который продал ее.
В Америке, например, на которую нас сегодня ориентируют власть захватившие чиновники, перед тем, как что-то строить на общественной земле, сначала выносят на обсуждение ближних жителей проект, доказывая, какие блага он им сулит.
Если я не ошибаюсь, то капиталисты везде одинаковые, что в Америке, что в Украине. Но там за ними присматривают сотни и тысячи общественных организаций. Попробуй там вот так уничтожать природу и прибирать к рукам общественную землю — так мэр может слететь со своего поста. Газеты поднимут такой шум, что капиталисту будет плохо. А у нас ни одна газета не поставила под сомнение действия того или иного чиновника из городской управы. Вот так демократия!
А.Вороной».
Вспомнилось, что в начале осени один из харьковских телеканалов показал странный сюжет о том, как жители нескольких домов своими руками разрушили... детскую площадку. Ее оборудовала коммерческая фирма бесплатно, в подарок детишкам. Телевизионщики преподнесли это как акт бессмысленного вандализма. Но сами жители объясняли это так: не нужны нам их грибочки и качели. Пусть лучше эта фирма не строит под нашими домами бензозаправку! Да, детская площадка была своеобразным «отступным», заплаченным фирмой по требованию властей. Те, в свою очередь, выдали разрешение на строительство автозаправочной станции, причем расстояние до жилых домов вполне соответствовало строительным нормам и правилам. Но людей не спросили. Разрушение детской площадки было не вандализмом, а актом протеста против чиновничьего произвола.
Салтовка — это густонаселенный харьковский район, где живет автор письма; он представляет собой узел проблем. Здесь то и дело возникают социальные конфликты: то ветераны защищают свои огороды в пойме речки, то городские власти ведут наступление на самострой погребов в палисадниках около жилых домов, то люди поднимаются на борьбу за «свой» полуостров, протестуя против его коммерциализации. Это действительно уникальное место, образованное речкой Харьков и рукотворным каналом, проложенным здесь для снижения уровня грунтовых вод в районе застройки. По поводу полуострова еще в советские времена существовали грандиозные планы, вплоть до создания водно-спортивной базы международного класса, но из-за отсутствия бюджетных средств их не осуществили. Полуостров оставался диким пляжем, местом для пикников и прогулок. Но салтовчане его ценят как свой парк и обижаются на власть и коммерсантов.
Я решил побывать на одном из тамошних избирательных участков, чтобы определить, как эта протестная ситуация влияет на выборы.
В большом здании общеобразовательного комплекса расположены пять избирательных участков. Гремит музыка, идут люди. Председатель участковой комиссии №44 Зинаида Майборода довольна ходом голосования: на 15 часов бюллетени получили 46 процентов избирателей. Причем, по ее наблюдениям, сегодня идет больше людей молодых и среднего возраста, тогда как в первом туре выборов активность проявляли пенсионеры. За кого голосуют социально активные слои населения?
Наблюдатель от Союза избирателей Украины Василий Тараненко, который живет здесь же и знает все местные проблемы, подтвердил, что в судьбе полуострова вопрос есть. Коммерциализация популярного и ранее бесплатного места отдыха не нравится никому. Правда, он усомнился, что это прямо повлияет на выбор местных граждан. Однако уже более заинтересованно стал ждать результатов голосования.
Когда вскрыли урны, оказалось, что на 44-й избирательный участок из 3803 зарегистрированных избирателей пришли лишь 52,51 процента. 48,2 отдали свои голоса за Леонида Кучму, 43,52 — за Петра Симоненко. Против обоих проголосовали 6,26 процента граждан.
Принято считать, что протестный электорат составляют пенсионеры, безработные и люди, потерявшие вклады в сберкассах и трастах. А ведь Анатолий Иванович Вороной не входит ни в одну из этих категорий. Он — главный редактор научно-популярного журнала «Непоседа». Издает журнал частное предприятие, и автор письма как никто другой должен был бояться «красного реванша». Но Анатолий Иванович голосовал за Петра Симоненко! Из чувства протеста. Как он сам сказал, используя заголовок из «Дня», «делал выбор между наганом и маузером».
Очевидно, что протестность электората определяется не только дефицитом дешевой колбасы. Оно проявляется и в тех случаях, когда в повседневной жизни людей нарушаются элементарные демократические нормы: гласность и коллегиальность решений. С этим протестом люди шли на второй тур президентских выборов. И голосовали за Петра Симоненко не потому, что он представляет организацию, которой свойственны демократические институты, а потому, что при коммунистах не было никаких коммерсантов. От противного!
Эти проценты свидетельствуют не столько о любви к коммунистической идее, сколько о нелюбви к нашей куцей демократии. Именно на столько, почти на 50 процентов, ее и уценили избиратели.