Перейти к основному содержанию

«Помогаем украинцам сохранить веру и идентичность...»

Как УГКЦ заботится о наших мигрантах в 38 странах мира
13 июля, 20:09
ВАСИЛИЙ ПОТОЧНЯК

Синод Украинской греко-католической церкви уже второй год подряд признает одной из главных задач работу с украинскими мигрантами. Специально для этого в УГКЦ создали пасторально-миссионерский отдел. Священники предварительно провели мониторинг мест пребывания украинцев за рубежом и уже сегодня работают в 38 странах мира с украинцами, оказывая им духовную поддержку. Кстати, по подсчетам церкви, с 90-х годов за границу выехало 4—6 миллионов человек. О специфике духовно-просветительской работы с украинцами за рубежом, а также в Украине (с теми, кто остался) «Дню» рассказал исполнительный секретарь пасторально-миссионерского отдела УГКЦ о. Василий ПОТОЧНЯК.

— Отче, с какими проблемами чаще всего сталкиваются украинцы за рубежом и какую помощь вы им предоставляете?

— У людей, выезжающих на заработки за границу, появляются три главных проблемы. Первая — духовная, вторая — на уровне документов и третья — психологическая. На уровне духовном человек там хочет иметь связь с родными, близкими, хочет быть выслушанным. К сожалению, за границей у украинцев может не быть друзей, знакомых или семьи. Духовно человек падает духом: много работы, невеселые мысли, одиночество. В действительности же каждый человек нуждается в Боге, потому что Бог — это наш Творец. Поэтому он хочет пойти в церковь: ему легко и свободно, когда он помолится. Что касается проблем правового характера, то они заключаются преимущественно в том, что наши люди выезжают за границу с туристической визой, а остаются там на несколько лет. Без документов, нелегально. Нелегалам трудно найти работу. Если же ее нашли, то в некоторых странах есть случаи, когда не выплачивают зарплату или выдворяют из страны. Это — одна из самых больших проблем на уровне государства.

Еще одна проблема на государственном уровне — это возвращение в Украину. То есть, будучи за рубежом, люди все же хотят на старости лет иметь в Украине пенсию, страхование. А получается, что за рубежом это не срабатывает, а в Украине не срабатывает до конца. Люди выезжают из Украины не от хорошей жизни. Преимущественно — в поисках лучшей. Спустя какое-то время они хотят сюда вернуться, но не могут, потому что не могут в Украине найти соответствующую работу. Это людей очень тревожит. Хочется, чтобы в государстве был какой-то орган, который бы отвечал за мигрантов и имел полномочия принимать более конкретные действия, чтобы люди смогли развивать, например, малый бизнес. Ведь вернувшись из-за границы, они могут перенять опыт и развивать какой-то бизнес здесь.

Но наиболее жестко мучают наших людей проблемы под психологическим углом. Это — разъединенные семьи, дети без матерей. Все же годы отдельного пребывания дают знать. Гаснет супружеская любовь, не срабатывает воспитанный элемент. Хотя родители пытаются звонить, общаются с детьми по скайпу — все равно расстояние делает свое. От этого добросовестные люди очень страдают. Немало наших людей лежат и даже умирают в больницах за рубежом. Следовательно, приходит страх, что мы здесь работаем и некому за нас постоять. Это — основные проблемы, с которыми сталкиваются наши мигранты.

— С годами эти проблемы не меняются?

— Я бы так не сказал. Все-таки наша церковь что-то делает. УГКЦ имеет приоритет в работе с мигрантами. Мы опекаем страны, где есть наши верующие и нет нашего духовенства. Также работаем в Украине с детьми мигрантов. Работаем с родственниками. Также мы организуем ежемесячные встречи. Совершаем паломничество из Самбора в Зарваницу — это десятидневное паломничество протяженностью 250 км. Это — духовные вещи, потому что в этом плане недорабатывает государство — следовательно, церковь берет на себя общественные такие моменты. Наше государство по делам мигрантов делает мало, а говорит много. Мне кажется, что государство ничего не делает, потому что не знает, как делать. Хотелось бы, чтобы Украина позаимствовала опыт чужих стран, которые хорошо работают со своими мигрантами. Таким образом можно нашим помочь.

Мы сегодня опекаем 38 стран, там мы имеем свои церкви и священников. Например, в Португалии 10 украинских греко-католических священников, которые служат в 22 городах. Священники пытаются поддержать людей духовно, а также поддержать инициативных людей — чтобы работала просветительско-культурная программа. В Португалии существует 9 украинских школ.

— Как настроены наши мигранты — оставаться за рубежом или возвращаться в Украину?

— Мне кажется, что подавляющее большинство людей настроено возвращаться в Украину, но — еще не сегодня, потому что... что делать в Украине. Люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу здесь. Очень многие хотят вернуться, но они хотят чувствовать себя в Украине достойно. Еще люди очень негативно переживают коррупцию, которая распространена в Украине. Надо признать, что наша страна является одной из самых коррумпированных в мире, потому что все держится на знакомствах. А есть вторая категория людей — особенно это молодые семьи — они считают, что им не стоит возвращаться в Украину. По крайней мере — в ближайшие 10 лет. Такие люди, как правило, уже трудоустроились легально, имеют хороший заработок, покупают в рассрочку квартиры. Конечно, в культуре чужой страны, в ее языке и среде уже вырастают их деть. И они, кажется, там и останутся. Этих людей мы уже можем назвать эмигрантами. Часто бывает, что сами родители их не учат украинскому, они разговаривают только на языке страны, в которой живут. Бывает, что они и церкви не ищут, вообще без нее обходятся.

Люди, которые хотят вернуться домой, не ассимилируются. Они интегрируются, изучают язык, но живут Украиной. Еще есть одна категория людей, которым плохо и в Украине, и там. Часто они просто не приспособлены к современной жизни. Это, например, люди, воспитанные на колхозах. Они считают, что им все должны дать, а нынешний мир не таков. Поэтому часто так бывает, что они спиваются или растрачиваются зазря. Я бы сказал, что таких безответственных немного — если человек едет на заработки за границу, то он имеет определенную цель.

— В дальнейшем вы собираетесь расширять свое сотрудничество с мигрантами?

— Мы хотим предоставить духовную опеку каждому греко-католику, который находится за пределами Украины. Готовим семинаристов для работы с мигрантами — преподается специальный курс по миссиологии. Также хотим создать форум наших мирян в Европе. Словом, мы ищем пути, чтобы никто из наших верующих не был покинут.

— В России есть священники УГКЦ?

— Да. К сожалению, закон России не разрешает регистрировать нашу общину. Разрешается молиться, собираться в небольших количествах или в частных местах. Зато строить храм, вести просветительско-духовную работу или выходить на СМИ мы не можем. Сейчас в России приблизительно 4 миллиона рабочих и — ни одной украинской церкви (ни католической, ни православной).

— Ваша работа — тяжелая?

— Не знаю, тяжелая ли, но она — специфическая. Потому что нужно найти людей, войти в доверие, познакомиться, найти храм, священнослужителя, наладить сотрудничество с местной церковью и государственными структурами, найти деньги, жилье. Это — организационная работа, но она очень благородная, потому что Христос сказал: «Чужестранцем был, и вы меня приняли». Церковь понимает, что наши люди — чужестранцы в каких-то странах, поэтому мы обязаны им помочь, чтобы они не страдали и, не дай Боже, не потеряли свою веру, своего Бога, свою идентичность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать