«Поняла, что люблю Мариуполь, ...когда началась война»
О новом характере города в Приазовье — поэт Надежда Умрыш, которая десять лет назад переехала сюда из Львова![](/sites/default/files/main/articles/06042017/6fotovist.jpg)
О Надежде в прошлом году нам рассказывал мариупольский поэт и общественный деятель Анатолий Бутенко (материал «Украинская мечта» Мариуполя» «День» №112 за 29 июня 2016 года). Благодаря фотовыставке «Дня» в этом городе познакомились непосредственно с ней. Оказывается, сама Надежда из Львова, в Мариуполь переехала десять лет назад. Работает учителем-воспитателем, пишет стихи. В прошлом году вышла книга поэзий Надежды «Прозріння», а также сборник стихотворений мариупольских поэтов «Ти в серці моїм єдина», где есть ее произведения. Кроме того, Надежда — активная общественная деятельница, заместитель председателя общественной организации «Центр творческих инициатив «Єдність» и единственного в городе украиноязычного литературного клуба «Світоч». Надежда Умрыш рассказывает нам о взрослении мариупольских детей, о том, как в городе «прорастают» украинские инициативы и чем поражает фотовыставка «Дня».
«ИМЕННО ТЕПЕРЬ МАРИУПОЛЬ СТАНОВИТСЯ УКРАИНСКИМ ГОРОДОМ»
— Война принесла страшное горе на нашу землю. Наверное, еще долгие десятилетия будут болеть эти раны. Но именно теперь Мариуполь становится украинским городом. Я переехала сюда из Львова более десяти лет назад. Сначала мне было очень трудно, а теперь я горда тем, что живу именно в этом городе. Здесь судьба свела меня с очень хорошими людьми, настоящими патриотами.
НАДЕЖДА УМРИШ (СПРАВА) НА ВЫСТАВКЕ «ДНЯ». ПОЭТЕССА ДОЛГО РАЗГЛЯДЫВАЛА РАБОТУ АЛЕКСЕЯ ЛЕБИДЯ «СИЛА И НЕЖНОСТЬ». «ДЫХАНИЕ ПЕРЕХВАТИЛО ОТ ЭТОГО ФОТО, — ДЕЛИТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ НАДЕЖДА. — НА НЕМ ВЛЮБЛЕННЫЕ В ВОЕННОЙ ФОРМЕ, И ОН С ТАКОЙ НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ НА НЕЕ... НИЧЕГО ПОДОБНОГО Я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛА»
В Мариуполе именно теперь, во время войны, происходят события, которых раньше здесь, наверное, никогда и не видели. К нам приезжали фестивали «Червона рута» и «З країни в Україну», «Океан Ельзи», Ада Роговцева, а теперь проходит фотовыставка «Дня» — впервые за 18 лет.
«ЭТИ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮБОВЬ»
— Несколько дней хожу под впечатлениями от вашей выставки. Раза четыре обошла всю экспозицию, всматривалась в фотографии. Здесь красиво переплелись и мир, и война, и покой, и природа Украины. Вот озеро Синевир на фотографии «Сердце Карпат» — никогда не видела его таким, словно сердце с пульсирующими венами. И рядом — фотографии о смерти, ранении, разрухе, увечьях, на которые смотреть без слез невозможно.
Но все эти фотографии объединяет любовь — к людям, к родной земле, к близким и даже к чужим. Ведь чужих людей сейчас не бывает. Мы переживаем за всех, кто защищает Украину.
Больше всего меня поразила фотография, которую раньше видела на Facebook, — «Наедине с другом». Когда я впервые ее увидела, как будто оцепенела. На выставке долго простояла около работы «Сила и нежность». Аж дыхание перехватило от этого фото. На нем влюбленные в военной форме, он — в военных рукавицах, балаклаве — с такой нежностью смотрит на свою любимую, заплетает ей косичку. Ничего подобного я никогда не видела.
Очень неожиданной для меня стала «встреча» с еще одной фотографией. В прошлом году во Львове ездила в госпиталь, навещала раненых военных. И там я познакомилась с Ющенками — Катей и Сергеем, судьбы которых соединила война. На выставке увидела фотографию с их свадьбы — а ее устраивали именно во львовском госпитале.
А еще меня поразили фотографии мариупольца Евгения Сосновского. На некоторых из них есть дети из Мариуполя — и веселые, в вышиванках, и в военных касках, как на снимке «Танкистка». Так что страна увидит, чем живут дети в Мариуполе.
«НЕ МОГЛА ПОЗВОЛИТЬ, ЧТОБЫ «ДНРОВЦЫ» ВОСПИТЫВАЛИ СЫНА»
— Дети, которые живут в Мариуполе и все это видят, имеют острое ощущение любви к Украине. Вот мой младший сын Евгений, которому десять лет. Его патриотизм и любовь к родной земле зашкаливают. Когда в городе несколько месяцев была власть «ДНР», я выбегала на улицу и просила: «Женя, Украину сейчас нужно любить тихо».
Когда над моим Каменском (поселок на окраине Мариуполя. — Авт.) летали «Грады», мы боялись, прятались в ванну, но я не собиралась бежать домой. Знала, что мы должны выстоять, защитить Мариуполь и выгнать всю нечисть. В городе стояла «ДНР», а мы с сыном читали на улице стихотворения: Евгений — Шевченко, а я — свой о Шевченко. Но тогда я паниковала потому, что не могла позволить, чтобы «днэровцы» воспитывали моего сына.
«НУЖНО, ЧТОБЫ МОЛОДЕЖЬ ВИДЕЛА: УКРАИНСКОЕ — ЭТО КРУТО»
— Мой украинский язык, моя любовь к Украине и дали мне всех друзей, которых имею в Мариуполе. С маленьким сыном ходили и на митинги, и на другие такие события — именно так познакомилась с Анатолием Бутенко, который организовывал общественное объединение «Центр творческих инициатив «Єдність». Наша организация, где я стала заместителем председателя, хочет объединить все патриотические силы и построить в Мариуполе Украинский дом, чтобы возрождать в городе украинские обычаи, культуру, национальную идею.
Очевидно, просветительских проектов в Мариуполе недостаточно. Ежегодно организуются фестивали украинской песни, ко Дню письменности проводятся круглые столы. И мы говорим, говорим, но большого результата нет. Вот в Каменске детский сад украиноязычный, но чтобы воспитатели разговаривали с детьми на украинском — с этим проблематично.
Или ситуация на День влюбленных. Захотелось мне подарить открытку. Зашла в магазин, а там открытки с надписью на украинском нет. Прошу просто чистую — тоже нет. Что касается книг — например, Всеволода Нестайко уже можно найти, но этот вопрос тоже продвигается сложно. Раньше, когда ехала во Львов, возвращалась в Мариуполь с полной сумкой украинских книг.
Да, у нас появилось, например, Свободное пространство «Халабуда», но нужно больше таких вещей. Нужно, чтобы молодежь видела: украинское не есть что-то хуторское, украинское — это круто.
КУЛЬТУРА ДАЕТ СИЛЫ НЕ БОЯТЬСЯ
— Я не скрываю свою позицию, хотя мы живем в двояком пространстве. В Мариуполе до сих пор есть много людей, которым Украина чужда, и это очень больно. Говорят мне: «Не высовывайся, а то придут «наши», и не успеешь убежать». Они не боятся. Знают, что им никто ничего не сделает — ни СБУ, ни еще кто-то. Трудно жить в этом. Чтобы иметь заряд энергии, хожу на митинги, концерты. Это помогает нам выстоять среди существующего окружения, предает сил, в частности, чтобы не бояться.
«ХОТЕЛОСЬ ЦЕЛОВАТЬ МАРИУПОЛЬСКУЮ ЗЕМЛЮ...»
— Именно когда началась война, поняла, насколько люблю Мариуполь, что вообще люблю его, насколько хочу, чтобы Украина здесь была. Я только тогда осознала, что не хочу возвращаться во Львов. До этого семь лет меня тянула домой сила родной земли, видела в Мариуполе только негативное.
Когда началась война, еду я в Мариуполь из Львова, а наш «бандеровский» поезд останавливают перед Донецком и говорят: «Бандеровцев не пропускают». Часть вагонов отцепили. Люди из Донецка доезжали домой на чем могли, а нас, мариупольцев, два часа держали в поле. В моей сумке лежали сине-желтый флаг, который был на Майдане, две вышиванки, образ Матери Божьей. Понимала, что если «днэровцы» будут проверять сумку, будет невесело. Боялась не за себя, а за ребенка, за то, кто же его довезет домой. Когда на вокзале в Донецке нас таки остановили, думала, что будет, если найдут «днэровцы», куда девать ребенка. Молилась я и вся моя семья. Но, к счастью, они в вагон не вошли, все закончилось хорошо. И когда среди ночи мы приехали в Мариуполь, мне хотелось целовать его землю.
Семь лет я не знала, за что можно любить Мариуполь. Не понимала, за что его любят. А теперь могу сказать, отвечая за каждую букву: искренне люблю Мариуполь. Искренне люблю людей, которые здесь живут.
«ТОЛЬКО ЧТОБЫ КРОВЬ НЕ ЛИЛАСЬ...»
— Почему-то интуиция подсказывает мне, что Украина таки будет единым государством. Иначе просто не может быть.
Думаю, если бы жила во Львове, все это не пережила бы, и стихотворений таких не писала бы. В моих поэзиях все пишется обычными словами, которыми говорят люди. И я бы половину жизни отдала, чтобы у меня тех стихотворений не было. Но при других обстоятельствах Мариуполь не стал бы украинским городом!
Вот купила книги из Библиотеки «Дня»: «Україна Incognita» и «Катастрофа і Тріумф. Історії українських Героїв». Как выпадет свободная минутка, читаю. Я читала немало книг об этой войне, и ваша написана доступно, красиво, простым языком.
Вскоре приду на выставку еще. И всех, кого вижу и знаю, приглашаю на нее. Мариуполю это нужно. Пусть поступает по капельке, медленно — только, чтобы кровь не лилась.
Выпуск газеты №:
№61-62, (2017)Section
Общество