Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последние свидетели «немецкого квартала»

Мы выясняли, какие шансы на сохранение имеют домики, построенные в конце 1940-х годов в Киеве на левом берегу Днепра
01 апреля, 12:18
ИЗ-ЗА СТАРЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ОТСУТСТВИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЖИЛЬЦЫ ХОТЯТ ОТСЕЛЕНИЯ. ЕСЛИ ДОМА ПОЙДУТ ПОД СНОС, ИСЧЕЗНЕТ «СТАРОЕ» ЛИЦО ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ ЧАСТИ КИЕВА

«Немецкий квартал» — место контрастов. Рядом со «свечками» в 25 этажей стоят двухэтажные старенькие домики с лепниной на стенах и оплетенными хмелем балконами. Это  место с историей. В конце 1940-х годов военнопленные немцы, румыны и венгры построили вблизи современной станции метро «Черниговская» уютный городок. Сегодня этот район — территория размышлений. Имеют ли право на жизнь последние постройки исторического квартала, несколько десятков сооружений, большинство из которых — в аварийном состоянии?

«ДОМА БУДУТ СНОСИТЬ В МАЕ»

Собирались с мыслями непосредственно на «Черниговской». Спросили прохожего, который оказался местным жителем, чем в настоящее время живет «немецкий квартал». Мол, есть петиция на сайте Киевской городской государственной администрации с требованием сохранить его как историческую достопримечательность, хотя такого статуса дома не имеют. Но поддерживают ли эту идею жители квартала?

НЕСМОТРЯ НА ВНЕШНЮЮ ЗАПУЩЕННОСТЬ, КВАРТАЛ СОХРАНЯЕТ ОСОБУЮ АУТЕНТИЧНУЮ АТМОСФЕРУ. ЕГО ДАЖЕ РЕКЛАМИРУЮТ ФОТОСТУДИИ КАК МЕСТО ДЛЯ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ СЪЕМОК

«Эти дома нет смысла реставрировать. Они, как говорят, такие, что дверями не хлопай. Их осталось процентов десять. Те, что ближе к трамвайным путям, в мае будут сносить, на уровне этих новостроек будут ставить другие, — рассказывает пан Алексей. Мужчина получил новое жилье в одной из здешних новостроек, квартиру дал город, когда его старенький дом подлежал снесению.  — А вон сарайчики стоят, их все время поджигают. Это же каждый жилец квартиры здесь имел по каморке! В настоящее время их часто поджигают — думаю, преднамеренно».

«СТРОИЛИ ОНИ ДОБРОТНО»

Двери в один из домиков были приоткрыты, на второй этаж мы поднялись по деревянной лестнице. Все квартиры здесь сдают в аренду частным фирмам. Потолок весь грибке, на стенах объявления и плакаты.

В этом доме раньше покупала семена для растений другая наша собеседница — Инна Александровна. Живет в этом районе лет  50, когда была ребенком, видела, как немцы строили это жилье. «Хоть была в оккупации и знаю, кто такие немцы, но они делали эти дома добротно. Мы стайками собирались и  смотрели, как они замешивают строительные растворы, — вспоминает Инна Александровна. — Но никто не присматривает в настоящее время за этими домами. Моя знакомая живет в одном из них, так они сами собирали деньги и делали ремонт, потому что никому же ничего не нужно».

ОТ «НЕМЕЦКОГО КВАРТАЛА» ИЛИ СОЦГОРОДКА ОСТАЛОСЬ ДВА-ТРИ ДЕСЯТКА СТАРЫХ ДОМИКОВ. МНОГОЭТАЖКИ ПОСТЕПЕННО ВЫТЕСНЯЮТ КОЛОРИТНОЕ ЖИЛЬЕ

 Дома с ремонтом здесь заметно выделяются: фасады аккуратные, есть даже евроокна. Здания, которые ждут ремонтов от города, поражают заброшенностью и каким-то неподкупным шармом. Здесь трещина на всю стену, а с другой стороны — самодельная крыша над дверями с железной ковкой. На первом этаже окна забиты досками или занавешены газетами, а на втором — жизнь бурлит, кто-то вывешивает стирку или отворяет форточку.

ЛУЧШЕЕ — ПОД СНОС, АВАРИЙНОЕ — ОСТАВЛЯЮТ

Солнечная погода открыла настежь двери во многих подъездах. В одном из них нас с фотокорреспондентом заметили хозяева. «А не хотите зайти вовнутрь? Посмотрите, как мы живем», — приглашает пани Вера. Вместе с соседкой Людмилой показали комнату-прачечную: недавно здесь выпало окно, жэковцы его замуровали — вот, собственно, и все. Условия не то, чтобы ужасные, скорее, антисанитарные. Ванна, которой уже лет 20-30, вся в ржавых пятнах, а другой в доме нет, трубы в плесени.

«Вода течет просто по стенам. У меня в комнате стена, как бочка, вся пропитана влагой, на втором этаже живут слизняки, ежегодно меняем обои. Я живу здесь практически с рождения, когда мне было полтора года, маме дали здесь комнату. Состою на квартирном учете уже 35 лет, и в настоящее время перспективы никакой нет. Куда мы не обращались, везде говорят — ждите», — рассказывает Людмила.

Пани Вера объяснила, что их дом еще во времена строительства считался временным, потому сейчас здесь такие ужасные условия. Но отселяют почему-то в первую очередь не отсюда, а из более-менее хороших помещений.

«НЕИЗУЧЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КИЕВА»

Больше всего режут глаз контрасты «немецкого квартала». Из почти дачного дворика, где и клумба, и обеденный столик, и самодельная детская горка, пройдя всего несколько метров в сторону, попадаешь в мир «каменных джунглей»: современная многоэтажка, припаркованные авто, ни одного зеленого кустика. С годами колоритный квартал превращается в еще один современный спальный район Киева. Левый берег столицы теряет не единственный ли свой исторический оазис.

Правильное мнение выразил «Дню» киевовед Михаил Кальницкий: прежде чем что-либо сносить, нужно определить, какая ценность этого квартала, в каком состоянии дома и как их можно вписать в современную архитектуру города. «Если найдется хоть какая-то возможность сохранить квартал, нужно это сделать, — убежден историк. — Думаю, не все киевляне знают об этом месте вообще. Но это исторический потенциал Киева, который не стоит уменьшать. В Европе существует практика, когда дома малой и средней этажности, которые считаются ценными, приспосабливают к современным условиям, и они выглядят достаточно эффектно. Может, когда идет речь о зданиях, которым 300-400 лет, то и ценность большая. Но нельзя говорить, что если дом обветшалый, его нужно снести — и точка».

КВАРТАЛ С КОЛОРИТОМ

По мнению Татьяны Лютой, заместителя генерального директора Музея истории Киева по научной и фондовой работе, «немецкий квартал», бесспорно, имеет историческую ценность. Вопрос в том, как ею распоряжается город. «Эти дома составляют определенную картину Киева. Они имеют свой колорит, но другое дело — как они вписываются в контекст застройки города. Здесь не столько науки, сколько политики», — считает Татьяна Лютая.

Очевидно, политика города относительно «немецкого квартала» — снести и застроить новым. Власть не заботилась о нем годами, последние ремонты здесь были еще в начале 1980-х годов. Поэтому понятно желание жителей: как можно быстрее получить новое жилье. Но разрушить значительно легче, чем сохранить. «Изюмина» у старого квартала есть, просто никто не хочет ее смаковать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать