Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поверить в подростка

В Украине продолжается реформирование системы интернатных учреждений: в семьи попадают в основном дети-сироты до 10 лет, а 12—15-летними занимается государство
11 декабря, 10:09
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

По данным Генеральной прокуратуры Украины, ежегодно у нас около 10 тысяч подростков попадают в приюты. Причина — невыносимые условия в семьях, в интернатных учреждениях, у опекунов.

Подростковый возраст — один из самых сложных этапов взросления и один из определяющих в жизни. Кому поверит уже не ребенок, но еще не взрослый, за кем пойдет, от того и будет зависеть вся его дальнейшая жизнь? К сожалению, подростки — это те, кого реже всего в Украине усыновляют, берут под опеку, а также в приемные семьи и детские дома семейного типа (ДДСТ).

СЧАСТЛИВАЯ ИСТОРИЯ ДАШИ

17-летняя Даша Д., которая сегодня проживает в СОС-городке в Броварах под Киевом, может многое рассказать и об интернате, и о том, как не поплыть «по течению», и о том, как поверить маме — не родной, приемной, но человеку, который желает тебе только самого лучшего. До 15 лет она жила в детском доме в с. Мокрец (Киевская область).

— Ко мне в детдом «Надія» с. Мокрец приехала Вика (работник Благотворительного Фонда «СОС-Детский городок». — Авт.) и предложила посмотреть СОС-городок. На то время меня хотели удочерить испанцы в Испанию, у меня был выбор. Если честно, то я никуда не хотела — хотела остаться в детдоме, потому что привыкла. Но приехала сюда: пришла в гости в семью, в которой живу в настоящий момент, узнала там братьев Лешу и Сашу из моего детдома — я их давно знала, потом приехала на выходные... Увидела, что здесь не так, как в детдоме (все по распорядку), а именно так, как в обычной семье. Согласилась... Приемных родителей я восприняла как родных, потому что и они меня приняли такой, какой я есть, хотя сначала были проблемы, — вспоминает Даша. — Раньше я никому не доверяла. О приемных родителях думала, что это чужие люди, и хотела жить сама по себе. Если бы я сейчас жила так, как жила, когда сюда приехала, даже не знаю, что было бы со мной — я была бы другим человеком.

У Даши есть родные бабушка, папа и 27-летний брат. Она поддерживает с ними отношения. Девушка учится в лицее (специальность — оператор компьютерного набора/администратор). По окончании лицея хочет поступать в университет на специальность «гостинично-ресторанный бизнес». Еще Даша освоила мастерство парикмахера — в школе Дюденко.

Работник СОС-городка Виктория Жеромская рассказала, что у Дашиных приемных родителей есть особенность: они принимают детей безоговорочно. Кроме Даши, в семье живут братья Леша и Саша, брат с сестрой — Женя и Соня. Еще есть 17-летний Максим, который сейчас присматривает за больной бабушкой.

— Адаптация всегда будет тяжелой — как для детей, так и для семьи. Но в любом случае, главное — поверить в ребенка. Нужно его принять безоговорочно. Легче с младшими — до 9-10 лет. Потому что позднее — это уже сформированная личность. К нам очень редко приходят дети по одному. Меньше всего — по двое. В основном — большие семейные группы, которые невозможно устроить в приемные семьи. Есть такие детские дома семейного типа, где живет одна семейная группа (все дети — родные по крови), — рассказывает начальник отдела по организации социального сопровождения семейных форм воспитания Благотворительной организации «Киевское областное отделение «Благотворительный фонд «СОС Детский городок» Виктория Жеромская.

По данным Национального института стратегических исследований, сегодня в Украине около шести тысяч детей живут в ДДСТ, 7,5 тысячи — в приемных семьях, 63 тысячи — под опекой. В среднем ежегодно в Украине становятся сиротами около восьми тысяч детей. До 2009 года количество детей-сирот в Украине постоянно увеличивалось, но в последние пять лет наблюдаются противоположные тенденции. 2013 год стал рекордным по количеству создания в Украине ДДСТ и приемных семей. По данным Министерства труда и социальной политики, за последние годы в Украине в 26 раз уменьшилось количество случаев размещения детей в интернатных учреждениях (из более чем 13,5 тысячи случаев в 2012 году, до 523 в 2013-м.); в пять раз возросло количество детей, которых специалисты вернули в биологическую семью из интерната (в 2013 году — 860 детей, в 2012 — 166 детей); в восемь раз — количество случаев предупреждения отделения детей из биологических семей.

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ИСТОРИЯ ВЛАДИСЛАВА

Основная причина, по которой дети остаются сиротами, — злоупотребление родителей алкоголем,  наркотиками. Почти все дети из таких семей — социальные сироты, все они пережили слишком много для своего возраста. Смерть родителей и отказ от опекунства — тоже достаточно распространенные причины сиротства.

14-летнего Владислава М., который сегодня находится в Центре социально-психологической реабилитации Тернополя, называют «тяжелым подростком». Пять лет тому назад он потерял маму и все это время жил у опекунов (вторая семья деда), которые уже месяц как отказались от него. В службе по делам детей такое решение опекунов объяснили сложным характером парня: мол, импульсивный, несдержанный, агрессивный. Его судьба вот-вот должна решиться: выбор между интернатом и родной тетей, которая соглашается взять его под опеку. Но, очевидно, слишком уж часто Владислава предавали взрослые, потому что он, как и Даша раньше, никому не доверяет: на данный момент парень соглашается на интернат, а не на семью маминой сестры.

По данным Национального института стратегических исследований, сегодня в Украине около шести тысяч детей живут в детских домах семейного типа; 7,5 тысячи — в приемных семьях; 63 тысячи — под опекой. В среднем каждый год в Украине сиротеет около восьми тысяч детей. К 2009 году количество детей-сирот в Украине постоянно увеличивалось, но уже пять лет тенденции — противоположные. 2013 год стал рекордным по количеству создания в Украине детдомов семейного типа и приемных семей.

— До Нового года он будет у нас, в приюте. Потом, скорее всего, его ожидает государственное заведение — он соглашается на это. Это — вынужденный шаг, а причина — в семье, в которой он жил... В Тернополе функционирует детский дом для детей школьного возраста, там — до 20 воспитанников. Пока в этом доме мест нет, но, надеюсь, Владислава удастся туда устроить. Потому что я бы не хотел, чтобы его поместили в государственное заведение, где более 100 человек, — говорит директор Центра социально-психологической реабилитации детей г. Тернополя Владимир Завиша. — Проблема в том, что в настоящий момент он не видит себя ни в какой семье. Почему? Возможно, причиной стали отношения в семье опекунов: если жить в одном доме и не разговаривать друг с другом, это до добра не доведет... Его опекун жаловалась, что он ее не слушает, он — что не прислушиваются к его мнению. Владислав — очень закрытый парень. Не идет на контакт ни с социальным работником, ни с психологом. Сейчас у него нет стабильных отношений ни с кем: нет друзей, с которыми бы он перезванивался, дружит с девочками, проживающими в нашем приюте. Здесь он в тепле, в добре: у нас есть занятия, приходят на практику студенты — есть живое общение. Он охотно помогает, когда его попросят. И если к нему нормально относиться, у парня нет никакой агрессии. Я бы сказал, что чувствует себя он здесь лучше, чем в семье опекунов.

Детский дом, о котором говорил Владимир Завиша, — еще лучший вариант, потому что 20 детей — не 100, и климат между детьми и взрослыми можно создать более благоприятный, а еще — проконтролировать воспитанников, найти подход к каждому. Но в любом случае, это государственное учреждение, и о семейном тепле, воспитании и, соответственно, развитии, — речь не идет. Согласно официальным данным, ежегодно на содержание интернатных учреждений государство выделяет 5,7 миллиарда гривен, еще около двух миллиардов интернаты получают из местных бюджетов и от спонсоров. 

— Сегодня Украина по количеству детей, которые воспитываются в интернатах, — на первых позициях в Европе — это свыше 80 тысяч человек. При этом более чем 80% из них находятся там по причине бедности. Они живут и воспитываются в 700 заведениях. У нас очень разветвлена система таких заведений, — отмечает директор представительства благотворительной организации «Надежда и жилье для детей» Галина Постолюк.

Одна из причин — нежелание самих работников интернатных учреждений лишаться рабочих мест. Еще одна — украинское общество до сих пор не осознает негативного влияния интерната на жизнь и судьбу ребенка. По данным социологов, 50% считают, что ребенок-сирота должна воспитываться в семье, 50% — в интернате. Хотя изучение жизненных историй выпускников интернатов свидетельствует о том, что эти дети — потенциальные бездомные, воры и проститутки (особенно это касается детей, которые долго пробыли в интернате). Виктория Жеромская объясняет, что «дотянуть» детей, выросших в интернате, до уровня «домашних» очень сложно:

— С травмой, пережитой в детстве, — когда дети потеряли родителей, либо когда те пренебрегали потребностями детей, или же имело место насилие, — очень трудно работать. Замечено, что если ребенок провел два года в интернате, то для его восстановления нужно вдвое больше времени.

И это касается тех детей, с которыми работают специалисты. А что делать 11-12 тысячам выпускников интернатных учреждений, которыми ежегодно пополняется наше общество?

В 2012 году в Украине утвердили Национальную стратегию профилактики социального сиротства на период до 2020 года. Согласно плану действий, предусматривается, что до 2015 года количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, должно уменьшиться на 10 тысяч. По-видимому, эта цифра пока останется на бумаге — в 2014 году мы получили другие тенденции, когда детей в интернатах стало больше за счет детей-переселенцев. Но очевидно одно: стратегия государства на реформирование интернатных учреждений должна обязательно быть продолжена. Ведь нужно дать шанс десяткам тысяч детей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать