Перейти к основному содержанию

Поздравляем Александра Палия!

«День» в четвертый раз назвал лауреата Премии им. Джеймса Мейса
22 ноября, 11:43
«В ЭТОМ ГОДУ АЛЕКСАНДР ПАЛИЙ БЫЛ ОЧЕНЬ ТОЧНО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИ «ЗАТОЧЕН», — СКАЗАЛА НА ВРУЧЕНИИ ПРЕМИИ ЛАРИСА ИВШИНА

Социальные сети переполнены упоминаниями о Голодоморе 1932-33 годов в Украине. Это говорит о том, что общество живет, развивается, находит более деликатные формы для выражения понимания этой катастрофы, сочувствия и солидарности. Конечно, было бы идеально, если бы в данном вопросе государство выступило союзником, подняв на высоту государственной политики память. Но для этого еще нужны время и усилия.

Вчера газета «День» уже в четвертый раз назвала лауреата премии имени Джеймса Мейса. Очевидно, все наши читатели хорошо знают, кто такой Джеймс — один из первых исследователей Украинского Голодомора. Работал в Украинском научно-исследовательском институте Гарварда, где вместе с Робертом Конквестом принимал участие в исследованиях для его книги «Жатва скорби». Был исполнительным директором Комиссии Конгресса США по Голодомору, которая признала голод 1932—1933 в Украине геноцидом! С 1993-го жил в Киеве. С 1998-го и до своей смерти, в 2004-ом, работал в газете «День». Автор многих научных и публицистических трудов, в частности, незабываемых «Повесть о двух журналистах», «Свеча в окне», которые вошли в книги «День і вічність Джеймса Мейса» и «Ваші мертві вибрали мене» из библиотечной серии газеты.

Мы верим, что знания о нашем коллеге распространяются по стране. Например, Людмила ЧЕРНЯВСКАЯ, доцент, заместитель декана факультета журналистики по научной работе Запорожского национального университета отмечает, что их студенты изучают публицистику Мейса по нескольким дисциплинам. В курсе «Теория и история публицистики» есть отдельная тема, посвященная ему. Обязательно знакомство с «Повестью о двух журналистах» в курсе «Вступление в специальность».

В этом году общественный совет премии во главе с политическим деятелем Юрием ЩЕРБАКОМ предложил на лауреатство кандидатуру Александра ПАЛИЯ.

— Награда Джеймса Мейса — это одна из высших премий Украины, поскольку Шевченковская государственная премия отчасти скомпрометировала себя, став орудием политических игр, — считает Юрий Николаевич. — Конечно, награда выходит за пределы исследователей, которые занимаются Голодомором или отдельными геополитическими вопросами Украины. Она намного шире. Присуждается людям, которые определяют лицо украинской публицистики и, наконец, украинской мысли: философской, исторической и политической. Так, Александр Палий владеет широким спектром исторических материалов, начиная с ХІІІ в. и до событий настоящего, и демонстрирует большой диапазон своих возможностей. Поэтому меня радует, что уже четвертый год подряд премия, что называется, держит планку.

— Джеймс написал «Свечу в окне», — говорит главный редактор «Дня» Лариса ИВШИНА. — Мы ежегодно ее повторяем в газете. Потому что в конечном итоге его инициатива стала народным движением. Если из года в год в последнюю субботу ноября свеч в окнах будет все больше, будем считать, что общество оживает и развивается. Мейс к этому приложил немало усилий. Он переводил нас миру, но и украинцам говорил о том, что нужно делать, чтобы не оказаться в резервации. Джеймс видел, что ХХ век еще не исчерпал весь страх. И при этом советовал не говорить с сегодняшним миром с позиции жертвы, потому что это — вещь бесперспективная. Зато нужно очень быстро «реставрироваться», залечить раны, воспитывать журналистов, работать с обществом, становиться конкурентоспособными, одновременно храня память о самой большой катастрофе украинского народа в прошлом веке. Поэтому наша премия, которая определена как награда за гражданскую позицию в журналистике, символизирует собой определенную наследственность этого процесса: размышления, позиции... В этом году Александр Палий был очень точно публицистически «заточенный». Я полностью разделяю мнение всех членов общественного совета премии, что у него есть хороший сплав философских знаний, интерес к не архивной истории, то есть, той, знания которой сейчас наиболее нужны украинцам, что позволило ему стать лауреатом.

— В свое время Джеймс Мейс проявил большую отвагу, чтобы не только последовательно доказать в Украине, что Голодомор 1932—1933 годов был геноцидом против украинцев, но и требовать от мира признания этой трагедии. Его усилия привели к моральным и даже физическим гонениям на него и других исследователей. Именно вывод, что Голодомор 1932—1933 — геноцид сейчас пытаются перечеркнуть новейшие ученые из псевдонаучного Института национальной памяти, политические наследники коммунистической идеологии и многочисленные носители имперского вируса «великой и неделимой». Поэтому сегодня быть украинцем и патриотом, писать о национальных ранах, будить наше сознание — совсем непросто. Но это по силам Александру Палию. У него взгляд вдумчивого аналитика, который рассматривает современные события сквозь призму истории. К тому же он владеет редким даром говорить просто о главном, умеет своим острым пером разбудить ум и коснуться сердца читателя, — сказала по телефону «Дню» Наталия ДЗЮБЕНКО-МЕЙС.

— Я посмотрел статью об Александре Палие в украиноязычной Википедии, — говорит Сергей ГРАБОВСКИЙ, лауреат премии им. Дж. Мейса в 2011 году, — и сначала искренне возмутился, а затем неописуемо обрадовался. Чтобы читателям были понятны мои эмоции (так как не все имеют стабильный доступ к Интернету), приведу кое-что из этого материала, со всеми его идейным ляпами: «Александр Палий (7 октября 1974, Черкасская область) — украинский эксперт-политолог, политический консультант. В своих идеях и принципах опирается на украинскую националистическую риторику и западно- либеральный взгляд на советскую и постсоветскую реальность. Сторонник рыночных отношений, гражданского общества, свободы слова и защиты прав человека. Адепт западных сил в Украине, ненавидит все советское и русское, при этом искренне верит, что все беды украинского народа от происков Москвы. Имеет явную и скрытую поддержку со стороны правительственных и неправительственных организаций государств Западной Европы и США...»

— Уже то, что в этом тексте (в украинском тексте) употреблено слово «проіски» вместо «підступи», указывает, откуда ветер веет — продолжает господин Грабовский. — Ну, а постоянные инвективы в адрес Запада, либерализма и национализма (украинского, понятное дело, как специально отмечено), демократии и гражданского общества показывают: Александр Палий больно наступил на любимые мозоли Кремля, Лубянки и их сателлитов в Украине. Что здесь можно сказать? Так держать! И не обращать внимание на глупости. Так как в адрес Джеймса Мейса еще и не такие вещи писались... А одновременно и молодой, и зрелый возраст исследователя — это залог того, что им будет еще написано немало интересного и полезного для читателей. Главное здесь — продолжать учиться, заниматься тщательным самообразованием, не терять вкус к новому. И тогда, надеюсь, премия имени Мейса станет этапной ступенькой к другим общественно значимым наградам. Так как даже «заклятые друзья» из Википедии вынуждены признать уже сегодня достаточно большой объем научных, научно-популярных (не нужно забывать этот очень важный жанр!) и публицистических работ Александра.

КОММЕНТАРИИ

Олег НАЛИВАЙКО, председатель Национального союза журналистов Украины:

— Я с радостью узнал, что именно Александр стал лауреатом премии им. Дж. Мейса. Знаю его как автора системного, патриотичного, честного. Поэтому это вполне заслуженная награда. Мне кажется, следует поблагодарить и редакцию газеты «День», и главного редактора за то, что вы не даете погаснуть той свече памяти, которую зажег Джеймс Мейс. Пока в наших глазах будет гореть отблеск той свечи, мы будем державой и единым народом. Сегодня многие редакторы говорят, что ради рейтингов нужно таблоидизироваться в информационном плане, а «День» делает такое важное дело. И читатель действительно это оценивает.

Владимир БОЙКО, историк:

— У Джеймса Мейса была способность всегда говорить прямо, говорить то, что думает, не бояться нести ответственность за свои слова и поступки. Настоящая публицистика без этих черт невозможна. Но, чтобы быть в нынешних условиях настоящим публицистом, нужно иметь личное мужество. У Александра Палия такое мужество есть, потому его публицистика — это своего рода продолжение того подхода, который был свойствен Джеймсу Мейсу

Игорь СЮНДЮКОВ, лауреат Премии имени Джеймса Мейса 2010 года:

— Джеймса Мейса уже 8 лет нет с нами. Однако известно, что выдающиеся люди такого масштаба оказывают огромное влияние на духовную, интеллектуальную и общественную жизнь еще на протяжении многих-многих лет. Для меня Мейс — прообраз будущего украинца, с его колоссальной этической чувствительностью к злу (в каком бы обличии оно ни маскировалось), с гуманистическим и патриотическим мышлением ХХІ века. Что необходимо, чтобы как можно больше украинцев узнало о нем? Оптимальное сочетание просветительской работы и политико-системных изменений.

Миссия премии им. Дж. Мейса —средствами публицистики (прежде всего исторической) будить усыпленную совесть общества. Насколько это удается? Ответ даст общее развитие ситуации в течение 2—3 лет.

Александр Палий блестяще сочетает дар историка и высокопрофессионального политолога. Он талантливо пишет «историю современности» на территории Украины в ХХІ веке. Поэтому вполне достоин этой награды.

Мирослав ПОПОВИЧ, философ:

— Джеймс Мейс стал украинским гражданином душой. Чужой боли он не знал. У него была такая душа, которая принимала чужую боль, как свою. У него украинская трагедия вызывала столько боли, сколько, к сожалению, никогда не вызывала у многих украинцев. Я очень рад, что лауреатом премии им. Дж. Мейса стал Александр Палий. Ему тоже присуще чувство чужой боли Для него история — это не только учебники. У нас есть две опасности: залить слезами всю нашу историю и на этом успокоиться или, наоборот, переодеть сегодняшнюю историю во вчерашние одеяния. Это все отходит, а остается чувство единства с великим историческим процессом, мы не можем все прощать, и мы всегда будем испытывать ту гражданскую боль, которая дала имя премии, которую мы сегодня вручаем.

Александр ПАЛИЙ, политолог, историк:

— Исторический акцент, который делает газета «День», очень весом, поскольку, все-таки, на большей части Украины до сих пор бумажный носитель мощнее электронного. Знание истории ведь очень важно в силу того, что дает возможность людям почувствовать ту точку опоры, которая помогает менять реальность. К сожалению, в советские времена историческое образование было серьезно нивелировано, и вирусы, которые были вживлены, действуют до сих пор. Ежегодно в Украине выпускают тысячи историков, но я очень радуюсь, когда нахожу в публичном пространстве несколько новых имен. Поэтому у нас история «не пахана»: огромное количество архивов никогда не поднималось только в нашей стране, а еще турецкие, шведские архивы. А это колоссальные ресурсы. Ведь там, где Россия могла, она «подчистила» историю. В то же время знание о себе очень значимо. Оно дает возможность понимать свое место в мире. И сегодня мировой кризис дает Украине шанс. «По прямой» мы другие страны не догоним, а в то время, когда история делает кривые повороты, когда устоявшиеся схемы дают сбой, у Украины появляется интересный шанс прийти со своим лицом, которое, по моему убеждению, является глубоко европейским. Если рассматривать европейскость как волю к свободе, то мы — один из наиболее европейских народов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать