Пожар на нефтебазе. Как преодолевать последствия?
«Сложно доказать вред от техногенной катастрофы для здоровья человека, но вред имуществу мы оценить можем», — экспертПо официальным данным, которые озвучил секретарь СНБО Александр Турчинов, от пожара на нефтебазе вблизи села Крячки погибло пять человек. Информация относительно других пострадавших осталась неозвученной, но, по мнению экологов, она равняется количеству населения Васильковского района, к которому и относится упомянутое село вместе с нефтебазой. Это около 58-и тысяч лиц. Пока обращений к врачам по причине ухудшения здоровья в связи с опасными выбросами не зарегистрировано. Но местные жители бьют тревогу в связи с пятнами сажи, которые появились на зданиях и растительности.
«Эта катастрофа близка мне, — рассказывает правозащитник, председатель всеукраинской общественной организации «Комитет народного контроля» Леонид Сиваков. — В этом районе стоит мой дом, там гуляет мой ребенок. Остатки продуктов горения, которые сейчас выпадают из неба, оставляют черные пятна и не смываются — ни с пластика, ни с ткани, ни с травы. Я не эколог и не знаю, как поступают в таких случаях, поэтому теперь стараюсь все что возможно мыть химическими средствами. На мой взгляд, сегодня власть должна отреагировать на ситуацию и разъяснить населению, что ему делать дальше. Люди не могут постоянно действовать собственными силами, а никаких инструкций пока не поступает».
Председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко отмечает, что выбросы, возникшие вследствие пожара на нефтяной базе, могут навредить здоровью людей в долгосрочной перспективе, в частности привести к заболеванию нескольких систем организма: «Большая концентрация веществ, попавших в атмосферу, может привести к серьезной интоксикации организма, вызвать болезни печени, поджелудочной железы, органов дыхания. Сейчас очень опасный период. Дети приезжают в гости к бабушкам за город. Они бегают по траве, по полям, сидят на берегу реки, постоянно вдыхают токсичные выбросы. Последствия от поражения продуктами горения нефти обычно растянуты во времени, потому вовремя обнаружить обострение, а затем и доказать, что оно вызвано именно этой катастрофой, будет сложно».
После пожара место события исследовали и представители Национальной академии медицинских наук. Со своей стороны они констатировали наличие загрязнения, но заверили, что уровень канцерогенов в воздухе, почве и растениях не несет вреда дял здоровья людей.
«Мы с коллегами измеряли уровень канцерогена бензопирена, — рассказывает научный работник Института гигиены и медицинской экологии Академии медицинских наук Украины Игорь Черниченко. — Он абсорбируется на пылевых частях, в частности на саже, и таким образом разносится по территории и оседает на поверхности. Поэтому произошло загрязнение территорий в зоне 15 километров. Воздух после пожара содержал пыль, но это достаточно большие частицы, которые не переносятся на далекие расстояния, поэтому они сразу попали на почву и растительность. Среди овощной продукции больше всего пострадали черешня, клубника и салат. Их специфическая поверхность абсорбирует вещества из воздуха, потому эти продукты в настоящий момент нельзя употреблять в чистом виде. Впрочем, мы доказали, если плоды промыть под проточной водой, канцерогены останутся в смыве. В самом растении уровень токсичных соединений не превышает норму и она — полностью безопасна для употребления. Загрязнение в почве также имеет место. Через корневую систему теоретически вещества могут попасть в растение, но уровень содержания канцерогенов в почве ниже, чем тот, который может обеспечить такой переход. Относительно попадания канцерогенов в поверхностные воды — опасности также нет, поскольку эти соединения в воде не растворяются. Катастрофа несла больше психогенную опасность. Сажа оседала на заборах, растениях, это пугало людей, возможно, даже доводило до панических состояний. Но все загрязнения можно смыть. К слову, не так давно мы проводили анализ содержания вредных веществ в почве и в растениях вокруг больших предприятий, в частности, в Днепропетровской области. Там уровень канцерогенов значительно выше, чем сейчас в Василькове».
По мнению научного работника, нынешний урожай полностью безопасен для потребления. Единственная проблема — после длительного промывания загрязненные плоды становятся непригодными для продажи. С целью предупреждения материального вреда правозащитник Леонид Сиваков советует населению обращаться с исковыми заявлениями о возмещении убытков. «Со своей стороны мы будем работать в направлении исков, — рассказывает Леонид. — Мы готовы предоставить необходимое количество юристов и помочь людям действовать так, чтобы исков было как можно больше. Если это определенный имущественный актив, соответственно он кому-то принадлежит. Этот актив сгорел, и владелец понес убытки. Но последствия этой «беды владельца» коснулись всех людей, живущих рядом. Мне лично не жаль владельца нефтебазы. Он должен был сам позаботиться о своем имуществе. Но местных жителей жаль, потому что они — заложники ситуации. В настоящий момент мы с юристами анализируем проблему и делаем все возможное, чтобы критическая масса людей, которая обратится к нам, получила правовую защиту. Согласно действующему законодательству, сложно доказать вред от техногенной катастрофы для здоровья человека, но вред для посевов мы можем оценить количественно. Это будет первым шагом».
Напомним, пожар в Василькове начался 8 июня после обеда. Он длился в течение девяти суток. На сегодняшний день, по данным ГСЧС, огонь полностью ликвидирован.
Выпуск газеты №:
№106, (2015)Section
Общество