Правдивые показания
Стоит привлечь внимание кинематографа к книге Валентина Торбы «Я — свідок»
15 июля открываются Дни «Дня» на Львовщине, в частности первым нас встречает Моршин, далее — Стрый. Кроме фотовыставки в Моршине, также запланированы презентации книжных новинок из Библиотеки «Дня» (в Моршине и Стрые) — трилогия о новейшей истории Украины: «Котел, або Справа без терміну давності», «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська», «Катастрофа і Тріумф. Історії українських Героїв». За неполный год книги уже успели пережить второе издание. Более того, первая книга из триптиха — «Котел» — была переведена и издана на английском языке под названием «A Case without а Statute of Limitations». О впечатлениях местной интеллигенции от презентации книг в Моршине и Стрые мы обязательно напишем, а пока предлагаем познакомиться с мнениями по поводу «Котла» и «Я — свідок» наших читателей, уже прочитавших новинки.
На востоке нашей страны более двух лет идет война, война кровавая и коварная, так как скрывается под маской антитеррористической операции (АТО). Благодаря этому истинные виновники ее могут надевать маску «голубей мира», повторять сакраментальную формулу «ихтамнет», когда речь идет о российских войсках на Донбассе.
Война идет на востоке, но проходит сквозь сердце каждого украинского патриота; каждого, кому больно, когда видит пылающую свечу в углу телеэкрана в память о погибших за Отчизну. И поневоле задаешься вопросом: как это могло случиться, почему мирный шахтерский край превратился в кровавое поле брани?
Среди публицистики, авторы которой ищут ответы на этот вопрос, нельзя не заметить книгу Валентина Торбы «Я — свідок». Известный журналист авторитетной газеты «День», он с полным правом может так говорить о себе. Как коренной луганчанин, Торба буквально с первых дней непосредственно наблюдал за теми убийственными процессами, которые начались на Донбассе весной 2014 года. Собственно говоря, не только наблюдал, но и анализировал, пытался выявить сущность тех трагических событий, которые разворачивались два года назад.
Структура книги построена как дневниковые записи: читаем сжатое описание событий, а далее — авторские размышления, точные и колоритные зарисовки, какие-то детали, в которых вдруг видишь суть того, что происходит вокруг. Валентин Торба ищет истоки, корни кровавых событий на Донбассе, и потому вполне резонно предлагает нам заглянуть в недалекое прошлое этого края. Короткая предыстория донецкой элиты, «отбор» как взаимоуничтожение без правил. И все это на фоне терпеливой массы, которая без лишних слов спускается в шахты, «скребется» в копанках, потому что знает — хозяин не будет уговаривать, бездонный шурф в шахте завершит любой производственный конфликт.
Но новые «феодалы» пользовались не только «молчанием ягнят». Во всю уже работала агитмашина соседнего государства.
А что же Киев? Как в капле воды, отражается ситуация в государстве в отмене праздничного салюта в День Независимости 2010 года. Автор передает те горькие чувства, которые впоследствии таки сбылись. Запоминаются и события вокруг налогового Майдана, когда автор точно прописывает и незрелость среднего класса, который пытался решить только свои предпринимательские проблемы вне политики, и та «биомасса», которой десятилетиями втемяшивали видеть в энергичном, инициативном человеке «классового врага».
Внимательно всматривается автор в первые симптомы надвигающейся опасности. Впервые появляются какие-то маргиналы с иконами Николая ІІ, рядом с бабушками с коммунистическими лозунгами, уверенными, что нищая Луганщина кормит Европу. Здесь стоит добавить, что фото в книге дают чрезвычайно убедительный визуальный материал тех событий, помогают погрузиться в их трагикомическую атмосферу. То, что казалось карнавалом каких-то бестолковых маргиналов, обернулось испытанием для всей страны.
Идя за автором, мы побываем на митингах и просто сборищах, в захваченной СБУ, когда возникает ощущение нереальности того, что происходит, какого-то сюрреалистического сновидения. Кажется, что стоит проснуться — и все это исчезнет, как кикимора: и ряженые казаки, и бабушки с криками «не хотим в Гейропу», и вооруженный автоматами Калашникова люмпен.
Автор очень быстро замечает, что хаос, который вроде бы царил вокруг, умело и последовательно кем-то управлялся.
Очень четко очерчена разница между тем, что происходило на Майдане, и «сепаратистским шабашем». Ведь было немало желающих провести эту параллель. «Нечистая сила» не способна к креативностям, может только копировать, создавать отвратительные карикатуры. Так и в этом случае безоружные участники Евромайдана, защищавшие европейский выбор, не могут быть сравнены с донбасскими сепаратистами, вооруженными автоматами и предательскими лозунгами.
От наблюдения на месте событий автор направляет взгляд на реакцию мирового сообщества. Точно найденный образ «на нас мир смотрел сквозь закопченное стекло обеспокоенности». Но с еще большей горечью написано о тщедушии и неуверенности киевской власти, которая не осознала весь масштаб опасности, надвигавшейся на страну.
Так действовал принцип домино: СБУ, прокуратура, милиция — и повсюду либо прямое предательство, либо полная беспомощность. Наступил, как иронично отметил автор, «день открытых дверей».
Кто же они, кто превратил прежний мирный край в руину, проторяя путь полному «беспределу» и торжеству «бандитских понятий»?
Их портрет вырисовывается на страницах книги постепенно, но четко. Автор вполне обоснованно приводит цитату из куприновского «Гамбринуса», где речь идет о погромщиках начала ХХ века. Со своей стороны вспомним и «Окаянные дни» И. Бунина, и «Черную тетрадь» З. Гиппиус. В них было не только описание большевистских погромов времен Октябрьского переворота. На страницах их болезненных воспоминаний вырисовывается тщетность надежд, которые питали сознательные люди и в Одессе, и в Петербурге, в надежде на помощь цивилизованного мира.
Как же сложился тот «охлос», который вооружили и использовали против своего же народа? Край был брошен на произвол судьбы, отдан в «лизинг» местным «князькам», которые представляли собой капризную смесь местных «авторитетов» и партийно-комсомольской номенклатуры. Им принадлежали и средства массовой информации, которые десятилетиями прививали ядовитые вирусы украинофобии, втирали людям в головы, что все их беды из Киева, от центральной власти, воспитывали целые поколения на сериалах о подвигах российских спецназовцев и «ментов».
Люди, нищие, лишенные необходимого, не способны на малейшее сопротивление, таили глубоко, даже где-то в подсознательном, ненависть к виновникам своей нищеты и унижения. Стоило только сказать «фас», указать на тех, кто стал причиной их неурядиц, и главное — дать оружие в руки, чтобы они почувствовали себя способными творить суд и расправу. Возник своеобразный «эрзац» социальных лифтов, которые возвышали не способных и талантливых, а тех, кто наделен хищническими инстинктами, способен был убить, захватить, «отжать». Так засияли черные звезды «Мотороллы», «Гиви» и им подобных.
Макабрические картины установления строя уголовников на Донбассе Валентин Торба не только точно и метко описал, но и подверг сокрушительному анализу. Со страниц книги становится ясно, насколько управляемы были и толпы сумасбродных бабушек с криками «Путин, прийди!» (это они потом будут требовать, чтобы Украина платила им пенсии), отряды ряженых казаков и просто вооруженные люмпены, которые творили вроде бы по своему усмотрению расправы.
Так, можно сказать, автор четко и ясно расставил точки над «і» и относительно коварной агрессии России, которая в который раз прикрывается лицемерными заявлениями, и фатальной роли олигархов, предавших страну ради собственного обогащения, и бездарного руководства, которое должно было быть готовым не только ответить ударом на удар, но и предусмотреть подступы врага.
Горько читать об этом, но нужно. Лекарство всегда бывает горьким.
P.S.: Стоит привлечь внимание кинематографа к книге В. Торбы. И на кино-, и на телеэкране этот текст воспроизвел бы несправедливо забытый жанр (можно сказать — «подвид») художественно-документального фильма. Не только прочитать, но и увидеть, бесспорно, дало бы возможность еще большей аудитории ознакомиться с героическими и драматическими страницами нашей истории.
КОММЕНТАРИИ
«НОВІТНЯ ІСТОРІЯ ДЛЯ ЧАЙНИКІВ» ПОМОЖЕТ ВЫЙТИ ИЗ «КОТЛА»
Оксана ГРУБА, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Летняя школа журналистики «Дня»-2015:
— Издание трилогии «Новітня історія для чайників» — весомый вклад газеты «День» в формирование национального сознания украинских граждан. Все, кому не безразлична сегодняшняя ситуация в Украине, должны досконально изучить мысли, сконцентрированные в этих книгах, ведь так мы сможем выйти из «котла».
На множество вопросов из страниц новейшей истории Украины журналисты издания пытаются донести ответы. Представление такой информации является очень существенным. Как сказала Лариса Ившина: «Когда человек не имеет информации, у него нет ответственности, а когда имеет и уклоняется от выводов... И вот тогда он становится причастным к созданию будущего».
Журналистские материалы доказывают, что команда «Дня» занимается поиском истины, а не является наблюдателем и составляет действенную информационную структуру. Она сформировала историческую картину того периода, который стал отзвуком настоящего.
Нужно выстроить «путь очистки» той системы, «вскрыв гнойник», потому что безнаказанность за прошлое в настоящее время является тем механизмом самоуничтожения.
«МЫ НЕ МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ДИЛЕТАНТСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»
Татьяна ЛИТВИНЧУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:
— Невозможно успешно строить будущее, не зная свое прошлое и ошибки, которые были тогда сделаны. История же как наука слишком неповоротливая, особенно если дело касается событий, скажем, 10-летней давности. Человеку, который не жил в то время, бывает сложно разобраться, кто был главным героем той или другой истории. Наиболее резонансное событие со времени руководства государством Кучмой — убийство Гонгадзе — случилось, когда мне было четыре. Понятно, что вся эта ситуация для меня — история со многими неизвестными, поэтому книга «Котел, або Справа без терміну давності» стала своеобразным путеводителем. При этом ее невероятная историческая ценность не исчерпывается самим только изображением событий, а еще и проведением параллелей между тем, что было 10—20 лет назад, и тем, которые имеются в настоящее время. Установление этой связи чрезвычайно важно: в ситуации, в которой в настоящее время находится Украина, дилетантский взгляд на историю мы себе не можем позволить.
В книге идет речь не только о Гонгадзе, но и о фигурах, которые сыграли не менее важную роль, не меньше пострадали, но остались неизвестными для большинства. Эти истории — такой себе Must know для всех сознательных граждан Украины. Дела взаимосвязаны, все они — один запутанный клубок, который нам нужно распутать, чтобы идти дальше.
«От окончательной юридической точки по «делу Гонгадзе — Подольского» зависит — или Украина, наконец, очистится и начнет качественно изменяться, или мы и дальше будем терять время, территории и человеческие жизни», — сказал в интервью, опубликованном в книге, Виктор Шишкин. Действительно, это дело — лакмусовая бумага для власти и общества, и то, что пока еще прогресса в ней немного, — тревожный знак.
Выпуск газеты №:
№123-124, (2016)Section
Общество